ВОЛЮНТАРИЗМ

Найдено 25 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Волюнтаризм
философское направление, принимающее неразумную волю в качестве самодостаточного творческого первоначала мира.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ВОЛЮНТАРИЗМ
направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее ее законам бытия и утверждающее ее независимость от мира (Шопенгауэр, Ницше, бюрократический идеализм).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ВОЛЮНТАРИЗМ
направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества, отрицающее объективную закономерность и необходимость; субъективистские произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ВОЛЮНТАРИЗМ
направление, признающее волю человека первоосновой всего существующего. Главный его предводитель - Шопенгауэр, а продолжатели - Штирнер и Ницше. Волюнтаризм считает, что человек абсолютно свободен в своих действиях, так он духовное, а не природное существо и не подчиняется объективным законам природы.

Источник: Тематический философский словарь

Волюнтаризм,
лат.: voluntas – воля) 1) характеристика деятельности человека, не считающегося с объективными законами исторического процесса, с реальными возможностями и руководствующегося субъективными желаниями и произвольными решениями; 2) фил.:  направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее ее законам бытия и утверждающее ее независимость от мира (Шопенгауэр, Ницше).

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Волюнтаризм

/D/ Voluntarismus; /Е/ Voluntarism; /F/ Voluntarisme; /Esp./ Voluntarismo.
Философская позиция, согласно которой все социальные изменения происходят только благодаря сознательной, волевой, последовательной, революционной деятельности людей или выдающихся личностей, лидеров социальных движений, преодолевающих сопротивление объективных обстоятельств, формирующих из них исторические события по своему желанию, замыслу, свободной воле.
Волюнтаризм абсолютизирует субъективный фактор за счет преуменьшения или игнорирования фактора объективного.

Источник: Философия, практическое руководство

Волюнтаризм
лат. voluntas - воля] по [12] 1) философия, признающая основой всего сущего и движущей силой всякого развития слепое, неразумное (с нашей точки зрения - авт.) первоначало - волю; отрицает объективную закономерность в природе и обществе; используется буржуазными идеологами для обоснования военных авантюр и неофашизма; 2) в психологии - теория, придающая волевым процессам основное значение в психической жизни человека и умаляющая роль разума.
В нашем понимании волюнтаризм - общественное устройство, основанное на волевых решениях - командах, в отличие от объективно развивающихся систем - феодализма, капитализма, социализма; систем, объективно являющихся чуждыми человеку - негуманоидных систем. При данном подходе направленность волюнтаризма может быть различной: социалистической, капиталистической и т.п..

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Волюнтаризм
деятельность, не считающаяся (и не сочетающаяся)
с действительными, подлинными условиями и обстоятельствами реальной жизни, с объективными экономическими законами и естественно складывающимися тенденциями общественного бытия. Понятие В. используют в характеристике стиля и способов деятельности отдельных политических лидеров. Разновидности В.: нещадная по отношению к человеку -- гражданину сталинская кадровая политика, по существу зиждущаяся на принципе: "Закон - это Я" (слегка трансформированная форма установки Людовика XIV: "Государство - это Я"); хрущевский произвол в словах, делах и поступках, подрывающих уважение к стране со стороны зарубежных партнеров, искажающих ее облик в глазах мирового общественного мнения; брежневско-горбачевское попустительство деструктивной деятельности неподконтрольных народу партийных вельмож "на местах" и т. п.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ВОЛЮНТАРИЗМ
(от лат. voluntas — волевой, волящий) — совокупность филос. и психол. концепций, рассматривающих в кач-ве исходного основания бытия или важнейшей функции жизнедеятельности человека волю, противопоставляя ее при этом рассудку, разуму, сознанию. Термин «В.» ввел в науч. оборот Ф.Теннис (1883), стремясь преодолеть влияние сторонников биологизма и психологизма в соц. познании. Хотя В. в данном определении явл. одной из характерных черт неклассич. философии в целом, едва ли не единственный его представитель — А.Шопенгауэр (во всей европ. философии после Гегеля и Шеллинга он один пытался построить завершенную филос. систему, положив в основание понятие мировой). Существенные мотивы В. развиты в идеях всех представителей философии жизни, начиная с Ф.Ницше («воля к власти»), а также представлены в творчестве мн. деятелей худ. культуры «позднего романтизма». Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ВОЛЮНТАРИЗМ
направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего начала бытия. Термин «волюнтаризм» введен Ф. Теннисом в 1883 г. Волюнтаризм полагает, что в мире «правит воля», т.е. жизнеспособность того или иного существа, индивида, сообщества зависит исключительно от силы воли, а не от других качеств, в частности не от их рациональной обоснованности и оправданности. Согласно волюнтаризму, реализуется и побеждает то, что обладает достаточной волей. Волюнтаризм в значительной мере явился ответной реакцией иррационализм европейской философии XVIII - XIX вв., утверждавшей разум в качестве высшего принципа бытия. Наиболее ярким образом волюнтаризма явились философские учения А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Термин «волюнтаризм» употребляется также для обозначения социально-политической практики, не считающейся с реальными условиями и возможностями и руководствующемся произвольными решениями осуществляющих ее лиц.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Волюнтаризм
(лат. voluntas – воля) – 1. Направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Как самостоятельное философское направление оформилось в философии жизни А. Шопенгауэра. 2. Деятельность, при которой игнорируются объективные условия превращения возможности в действительность, абсолютизируются (преувеличиваются) произвольные решения осуществляющих власть лиц, т. е. субъективный фактор превращения возможности в действительность. В природе (живой и неживой) превращение возможности в действительность происходит стихийно, что не исключает закономерного характера этого процесса. В обществе этот процесс часто связан с действием так называемого «субъективного фактора», то есть сознательной и целенаправленной деятельности людей. В более узком смысле: это характеристика социально-политической практики, не считающейся с общественно-историческими законами и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ВОЛЮНТАРИЗМ
теория познания, согласно которой воля вмешивается в любое суждение. Декарт различает таким образом восприятие, или простую констатацию вещи, и «суждение», утверждающее его с помощью воли в качестве истинного знания. Волюнтаризм противостоит интеллектуализму (Спиноза) [согласно которому я считаю пещь истинной или красивой, потому что она является истинной или красивой]. Волюнтаризм, наоборот, настаивает на поступке и ответственности утверждающего субъекта. В психологии волюнтаризм считает нас ответственными за все наши состояния, идеи или чувства (Сартр): например, я ответствен за мои эмоции, поскольку я их бессознательно хотел (тот, кто гневается, в действительности отказывается от ситуации; точно так же и женщина, которая лишается чувств; такого рода поведение — это, по сути, поведение, за которое мы ответственны, следовательно, волевое поведение, даже если мы и не отдаем себе в этом отчет). В метафизике волюнтаризм считает волю сущностью всего универсума (Шопенгауэр).

Источник: Философский словарь

Волюнтаризм
 (лат. voluntas — воля) — идеалистическое (гл. обр. субъективно-идеалистическое) течение в философии и психологии, полагающее волю в качестве первоосновы мира, противопоставляющее ее объективным законам природы и об-ва и отрицающее обусловленность человеческой воли окружающей средой. Термин ввели нем. социолог . Теннис и нем. философ Паульсен. Как философская теория Б. оформился в 19 в. в философии Шопенгауэра, хотя элементы его имелись у Канта и Фихте. В. играл большую роль в философии Э. Гартмана и особенно Ницше. В. — один из идейных источников и характерная черта идеологии фашизма. В России В. характерен для народников, к-рые противопоставляли деятельность «героев»-одиночек объективным законам истории. На рубеже 19—20 вв. В. проник в психологию (Вундт). В. используется идеологами антикоммунизма для оправдания новой войны и пропаганды фашизма. Отвергая В., марксизм-ленинизм указывает на относительный характер свободы воли, рассматривает волю людей как производное от объективных законов развития природы и об-ва (Объективные и субъективные факторы истории).

Источник: Философский словарь. 1963

ВОЛЮНТАРИЗМ
(Voluntarismus; от лат. voluntas — «воля») — одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает волю, а не интеллект в качестве основной функции психической жизни, а в метафизическом отношении — в качестве основного принципа, или в-себе-бытия (см. Интеллектуализм). Термин «волюнтаризм» идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля — основной принцип всей действительности; элементы волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, Августина, Дунса Скота («Voluntas est superior intellectu» — «Воля стоит над мышлением») и других; Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как абсолютный творческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волю к власти.
R. Knauer. Der Voluntarismus, 1907; L. Klages. Der Geist als Widersacher der Seele, II, 1929; F. J. v. Rintelen. Dämonie des Willens, 1947; P. Keiler. Wollen und Wert, 1970; A. Kenny. Will, Freedom and Power. Oxford, 1976.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ВОЛЮНТАРИЗМ
от лат. voluntas — воля) — термин, обозначающий концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного развития и отводящие решающую роль человеческой воле. Общество является продуктом взаимодействия людей, наделенных волей, сознательно и целеустремленно преследующих свои цели. Воля как проявление субъективности человека играет важную роль в общественной жизни. Однако примат принадлежит объективным обстоятельствам — экономическим, природным, политическим, духовным, социальным и т.д. Без учета
этих обстоятельств люди приходят к абсолютно нежелательным для них результатам. Однако учет всех этих обстоятельств также не дает результата, если нет воли к достижению поставленной цели.
В. исходит из примата субъективного, он отвергает всеобщую причинную обусловленность общественных процессов и явлений. В сфере политики В. проявляется в различного рода движениях, которые не считаются с реалиями общественной жизни и пытаются навязать социуму свои представления о развитии социальных процессов. Как правило, волюнтаристских позиций придерживаются анархисты, отвергающие любую власть, экстремисты, крайние радикалы и т.д.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ВОЛЮНТАРИЗМ

(от лат. voluntas - воля) - 1) Воззрение, согласно которому воля первенствует над разумом, будь то у человека или у Бога. 2) Убеждение, что религиозная вера принимается человеком в результате свободного выбора доброй воли: когда разум исчерпывает все свои аргументы и не может придти к ясности в вопросе о существовании Бога, тогда действует "воля верить" (У.Джемс), воля избрать высшую жизнь. Декарт считал веру вопросом воли, а не разума. Неясным в такой трактовке остается вопрос о связи выбора воли с истиной, а также, насколько твердо воля способна сохранять верность своему выбору в пользу Бога. Одна из корректировок волюнтаризма - любовь к Богу побуждает волю принять Его и быть Ему верной. 3) В теологии: если считать волю Божию абсолютной, тогда обесценивается стремление человеческого разума понять Его замысел о мире и человеке, Его план спасения в истории. В таком случае в образе Бога принижается Премудрость: волевой Бог предстает как бы без Логоса. 4) В нравственной теологии волюнтаризм означает, что худое и доброе оцениваются таковыми не сами по себе, а в силу того, что воля Божия предписывает считать их худым и добрым. (См. также: ИРРАЦИОНАЛИЗМ; ПРИМАТ ВОЛИ НАД РАЗУМОМ).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ВОЛЮНТАРИЗМ
(от лат. voluntas – воля) – учение, согласно которому воля как целенаправленное усилие является основой социальных процессов. Порой В. рассматривает волю в качестве основополагающего онтологического принципа. В. противопоставляет волю разуму, деятельность – созерцанию, творческую активность – рутине, свободу – необходимости. Термин был введен в XIX в. немецким философом, культурологом, социологом Ф. Теннисом.
Общефилософской предпосылкой возникновения В. являлось учение о свободной воле человека, разрабатывавшееся еще в средневековой философии и получившее новое развитие в философии И. Канта. Фихте превращает волю в основной принцип бытия. Шопенгауэр лишает волю разумности и моральности, рассматривает ее как слепую активность, лежащую в основе мира. Разум, культура, нравственность – лишь производные иррациональной воли. В философии Ф. Ницше воля – культуро-творческое начало, противостоящее косности природных и социальных форм.
В. является философской основой индивидуализма и анархизма. В современной социологии понятие «В.» используется в несколько ином, более узком смысле. Социолог может назвать В. теорию, в которой желания, поступки людей, мотивы их деятельности рассматриваются в качестве необходимого условия функционирования социальной системы.

Источник: Краткий философский словарь.

ВОЛЮНТАРИЗМ
лат. voluntas -воля) - в морали - это субъективистский принцип понимания нравственной деятельности» согласно к-рому человек должен совершать свой моральный выбор независимо от к.-л. социальных законов и общественных норм, «свободно» определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным произвольным усмотрением. В. крайнее выражение этического релятивизма, в основе к-рого лежит извращенное понимание нравственной свободы чела-века, самодеятельности и творчества в морали. Как практический принцип поведения В., выражает т. эр крайнего индивидуализма и нигилизма и в конечном итоге ведет к аморализму Термин «В.» был введен нем. социологом Ф. Теннисом в конце XIX в. Однако волюнтаристские идеи в этике (как и в философии) выдвигались и раньше. Особенно характерен принцип В. для этического иррационализма, для Шопенгауэра, Ницше, Бергсона (см. также Экзистенциализм, Самореализации этикет «Гуманистическая» этика). Широкое распространение волюнтаристского понимания нравственности в совр буржуазной этике связано с общим кризисом капитализма и обусловленным им обострением противоречия между человеком и обществом. Принцип В. в философии и этике был подвергнут научной критике с позиций марксизма-ленинизма (Причинность в морали, Свобода воли, Свобода чувственная).

Источник: Словарь по этике

ВОЛЮНТАРИЗМ
лат. voluntas воля) - направление философской мысли, преувеличивающее значимость волевых начал в деятельности людей, предполагающее возможность строить и перестраивать общественные процессы в соответствии с наиболее привлекательными проектами, моделями, идеологиями. В. обычно не учитывает конкретную сложность социальной ситуации, характеризует ее в общем виде, не придает значения углубленному научному исследованию, пользуется результатами теоретического анализа как приложением к своим идеологическим построениям. В трактовке деятельности человека В. является преувеличением идейно-психологического ее аспекта и, соответственно, недооценкой роли аспектов предметно-содержательных. В плане историко-философском В. связан с переходом от духовно-теоретических трактовок субъекта к его пониманию как существа практического, действующего и добивающегося поставленных целей. В. противостоит направлениям философии, преувеличивающим значение необходимости, законов, структур и систем в жизни людей (см., например, "Фатализм"). Он указывает на неустранимость проблемы свободы ("свободной воли") из философии и повседневного поведения людей. В современных социально-гуманитарных дисциплинах и методологии обществознания В. иногда трактуется в более узком смысле - как теория или концепция человеческой деятельности (социального действия и взаимодействия), определяющая формы воздействия людей на условия и обстоятельства их жизни, на формирование и преобразование структур общественного процесса. Тогда В. можно рассматривать как одну из попыток включить деятельность человеческих индивидов в социальные онтологии.
В. Е. Кемеров

Источник: Современный философский словарь

ВОЛЮНТАРИЗМ
от лат. volutas — воля) — философская, мировоззренческая позиция, суть к-рой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего, либо акта воления в качестве высшего принципа бытия. Термин “В.” введен Ф. Теннисом в 1883. Хотя идеи В. восходят к далекому прошлому, в концептуальной форме он проявляется в средневековой философии, в частности у Августина, считавшего, что именно воля лежит в основе всех др. духовных процессов. Примат воли перед разумом подчеркивали Дунс Скот и Окнам. В философии нового времени о самостоятельности воли писал Кант; отдавая приоритет практическому разуму перед теоретическим. Хотя существование свободной воли теоретически нельзя ни доказать, ни опровергнуть, ее, согласно Канту, необходимо постулировать как основу нравственного закона. У представителей нем. классической философии (Фихте, Шеллинга, Гегеля) В. имеет рационалистическую окраску, т. е. лежащая в основе нравственной и духовной жизни личности воля рассматривается как имеющая разумную природу. В противоположность этому в философии Шопенгауэра содержится иррационалистическая версия В. Сознательная воля оказывается у него вторичной по отношению к слепой, неразумной, бесцельно действующей “мировой воле”. Критика кантовской “вещи в себе” трансформировалась у Шопенгауэра в утверждение “воли к жизни” в качестве безусловного первоначала мира и движущей силы развития. Сходных взглядов на главенство мировой воли в жизни придерживался Э. Гартман. Наиболее развитой формы В. достиг у Ницше, к-рый сделал утверждение абсолютного активизма воли (“воли к власти”) высшим принципом своей философии. Термин “В.” используется также для обозначения социально-политической практики, осуществляемой не в соответствии с объективными закономерностями исторического процесса, а в зависимости от субъективных, часто произвольных решений политических лидеров.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВОЛЮНТАРИЗМ
(лат. voluntas — воля) — направление буржуазной идеалистической философии, сторонники к-рого отрицают законы природы и общества, видят сущность действительности, а также деятельности человека в ничем не обусловленной воле. Одна из характерных особенно степ В.— противопоставление и подчинение разума «свободной», «автономной» воле. Подобная идея встречается уже у средневекового философа Дунса Скотта. Однако В. как развитое учение сформировался в новое время. Его типичный представитель — немецкий философ Шопенгауэр. Для него мир, в к-ром мы живем, «во всем существе своем насквозь воля», понимаемая как бессознательное, слепое влечение. Разум же — слуга воли, «простая случайность нашего существа». Ницше, следуя за Шопенгауэром, пытался обосновать мысль о том, что «глубочайшая сущность бытия есть воля к власти». Иллюстрацией к этому тезису может служить ницшеанский образ сверхчеловека, жестоко попирающего элементарные нормы нравственности. Идеи Ницше послужили источником самой бесчеловечной идеологии буржуазного общества — фашизма. В истории русской общественной мысли своеобразную форму В. развивали некоторые социологи народничества. В. свойствен и психологическим учениям. Здесь он выражается в признании воли основным психическим свойством личности, в то время как мышлению отводится второстепенная роль в жизнедеятельности человека (Вундт, Паульсен и др.). Если говорить о современных идеалистических течениях, то полнее всего черты В. выражены в интуитивизме, прагматизме и экзистенциализме. С научно-материалистической точки зрения В. не выдерживает критики: он вырывает из естественной связи, абсолютизирует и превращает в нечто самодовлеющее одно свойство человеческой психики — волю, извращенно истолковывает соотношение теоретической и практической деятельности индивида. Практику волюнтаристы отрывают от познания, фактически сводя ее к проявлениям инстинкта. В идейно политической борьбе последователи В., как правило, становятся на сторону консервативных сил.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ВОЛЮНТАРИЗМ
от лат. voluntas - воля; термин введен Ф. Теннисом в 1883), идеалистич. направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, В. противостоит интеллектуализму (или рационализму) - идеалистич. филос. системам, к-рые считают основой сущего интеллект, разум.
Элементы В. имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех др. духовных процессов, и Иоанна Дунса Скота с его подчеркиванием примата воли перед интеллектом (voluntas est superior intellectu - воля выше мышления). Предпосылкой новейшего В. явилось учение Канта о примате практич. разума: хотя существование свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практич. разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравств. закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности «Я» - абс. творч. принцип бытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей нем. классич. философии Шеллинга и Гегеля) является разумной по своей природе, источником осуществления нравств. начала. В противоположность этому Шопенгауэр, в философии к-рого В. впервые оформляется как самостоят. направление, дает иррационалистич. трактовку воли (см. Иррационализм) как слепого, неразумного, бесцельнодействующего первоначала мира. Кантовскую «вещь в себе» Шопенгауэр истолковывает как волю, проявляющуюся на различных ступенях объективации; сознанию и интеллекту Шопенгауэр отводит роль одного из вторичных проявлений воли. У Шопенгауэра, как и у Э. Гартмана, В. тесно связан с пессимизмом, представлением о бессмысленности мирового процесса, имеющего своим источником бессознат. и слепую волю. Волюнтаристич. идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ницше.
Термин «В.» употребляется также для характеристики социально-политич. практики, не считающейся с объективными законами историч. процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц .

Источник: Советский философский словарь

ВОЛЮНТАРИЗМ
лат. voluntas - воля) - философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива панлогическому интеллектуализму могут быть зафиксированы уже в рамках средневековой схоластики. Известен, в частности, схоластический спор об исходном принципе творения: творит ли Бог мир "по разуму своему" или "по воле своей". В рамках этой дискуссии конституируется остро волюнтаристическая позиция Иоанна Дунса Скота, оценивающего детерминацию креа-ционного акта со стороны каких бы то ни было оснований (в том числе, и оснований разумности) в категориях ограничения Божественной свободы: Бог творит мир "по воле своей", т.е. в акте абсолютно свободного, ничем недетерминированного спонтанного волеизъявления, индетерминированного импульса, лишенного каких бы то ни было оснований (от силовых до разумных). Подобный В. креации лишает наличное бытие разумной фундированности и, соответственно, статуса уникальной единичности (как соответствующей разумным началам), порождая идею множественности миров (см. Возможные миры). Применительно к индивидуально-человеческой системе отсчета волюнтаристические идеи фундировались в историко-философской традиции апелляцией к нравственному закону: так, например, у Канта свободная воля конституируется практическим разумом на том единственном основании, что вне ее презумпции нравственный закон теряет реальный смысл. В качестве конституированного философское течение В. оформляется в 19 в., порождая системно-завершенные концепции, в рамках которых феномен воли обретает статус исходного принципа бытия: мир как слепая, самодостаточная и тотальная "воля к жизни", действующая вне рациональных оснований и не поддающаяся разумному постижению ("мир как воля и представление" у Шопенгауэра), бессознательное духовно-волевое начало как основа всего сущего, включая и человеческое сознание, выступающее слепым орудием внеразумной "мировой воли" (Э. Гартман), "воля к власти" как движущая сила истории (Ницше). Характерные для В. тенденции антиинтеллектуализма и иррационализма, детерминирующие философские модели внеце-лесообразной исторической эволюции, приводят к оформлению общепессимистической эмоциональной тональности В. (Шопенгауэр, Э. Гартман). В психологической сфере В. означает интерпретацию деятельности психики, исходя сугубо из волевых процессов (Вундт, Теннис, Джемс, Н. Ах). В социальной сфере термин В. употребляется - вне рефлексивной экспликации его содержания - для обозначения стремления социально активных индивидов и общественных групп к преодолению системно-устойчивых параметров и характеристик исторического процесса.
М.А. Можейко

Источник: Новейший философский словарь

ВОЛЮНТАРИЗМ
от лат. voluntas – воля) – идеалистич. течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало объективным законам природы и общества и утверждающее независимость человеч. воли от окружающей действительности. При всех разновидностях В., все его сторонники враждебны материализму и детерминизму, ибо абсолютизируют психич. жизнь человека, отрицают причинную обусловленность явлений и возможность науч. познания действительности. Подавляющая часть волюнтаристов стоит на субъективно-идеалистич. позиции, понимая под "волей" человеч. волю, а следовательно, примат субъекта над объективным миром. Объективирование воли, проводимое в религ. системах, в к-рых бог наделяется волей, повелевающей людьми и событиями, приводит к объективному идеализму. В. как филос. направление возник в 19 в., хотя в конце 18 в. о самостоятельности воли писал Кант, к-рый заявлял, что существование свободной воли нельзя теоретически ни доказать, ни опровергнуть, оно доказывается практич. разумом; без свободы воли, утверждал Кант, нравств. закон потерял бы всякий смысл. В духе последовательного субъективного идеализма выступал Фихте, к-рый отождествлял волю с разумом и провозгласил человеческое "я" творцом действительности. Как теория В. оформляется в философии нем. идеалиста Шопенгауэра. В произведении "Мир как воля и представление" (Bd 1–2, 1819–44, рус. пер. 1900–01) Шопенгауэр утверждал, что в мире господствует слепая, неразумная, бесцельно действующая мировая воля. Познание воли средствами науки невозможно, она не поддается ни рациональному, ни эмпирич. постижению. У Шопенгауэра В. связан с пессимизмом, так же как и у другого крупного сторонника В. – Э. Гартмана. Ницше пошел еще дальше, объявив движущей силой истории "волю к власти", провозгласив "культ силы" и выступив против идеалов социальной справедливости, против социализма и демократии. Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше явился одним из идейных источников фашизма. В. является характерной чертой идеологии фашизма. В России характерным проявлением В. был развиваемый народниками субъективный метод в социологии (Лавров, Михайловский и др.), к-рый отрицал объективные законы истории и утверждал, что развитие общества зависит от воли отдельных "героев", ведущих за собой "толпу". В конце 19 – нач. 20 вв. В. проник и в психологию. Вундт, в частности, заявлял: "...нам прямо-таки неизвестна никакая иная деятельность, кроме деятельности нашей воли" ("Система философии", СПБ, 1902, с. 253). В области психологии к В. примыкали Теннис и Паульсен (введшие в литературу сам термин "В."), Геффдинг, Липпс, Фрейд; из русских бурж. психологов – Н. Лосский ("Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма", 1903). Не свободны от В. неокантианцы Виндельбанд, Риккерт и др. В. получил распространение и в прагматизме. Критика волюнтаристич. идей содержалась в работах материалистов: Гоббса, Спинозы, Гольбаха, Ламеттри, Герцена, Чернышевского и др. Исчерпывающую критику В. дает марксизм-ленинизм, доказавший, что "необходимость природы есть первичное, а воля и сознание человека – вторичное. Последние должны, неизбежно и необходимо должны, приспособляться к первой" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 176). Свобода воли означает не что иное, как способность принимать решение со знанием дела (см. также ст. Воля). Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 106–08; Ленин В. И., Что такое "друзья народа"..., Соч., 4 изд., т. 1, с. 142; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14, гл. 3, § 6; Кант И., Критика практического разума, пер. с нем., 2 изд., СПБ, 1908; Фихте И., Избр. соч., т. 1. [M.], 1916; его же, Назначение человека, пер. с нем., СПБ, 1913; Ницше Ф., Воля к власти, Полн. собр. соч., т. 9, пер. [с нем.], М., 1910; Виндельбанд В., О свободе воли, пер. с нем., М., 1905; Вундт В., Введение в философию, пер. с нем., М., 1902. М. Баскин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Волюнтаризм
(Voluntarism). Волюнтаризм (лат. voluntas  "воля")  общее название ряда философских позиций и установок, крые делают акцент на воле. В противоположность рационалистическому интеллектуальному направлению, преобладавшему в западной мысли начиная с Платона, волюнтаризм дерзновенно утверждает приоритет воли над разумом. Волюнтаризм представлен в творчестве Д. Юма, крый утверждал, что в строгом смысле конфликт между разумом и волей невозможен  разум способен лишь выбирать среди имеющихся средств наиболее подходящие для достижения поставленных целей, но не сами эти цели. Только воля может выбирать и ставить перед собой цели, тогда как удел разума  быть "рабом" воли и служить ей в достижении поставленных ею целей. Воля занимает центральное место в философии Ницше и Шопенгауэра. По мысли Ницше, действительность человеческой жизни представляет собой арену противоборствующих стремлений  в каждом из нас действует "воля к власти", края служит единственной движущей силой, побуждающей  либо явно и открыто, либо тайно и косвенно  к самоутверждению и возвышению над другими.
Шопенгауэр видел в воле слепую силу, пронизывающую все живое и принуждающую к борьбе за выживание и воспроизведение. Свидетельством того, до какой степени он подчеркивал значение воли, служит название его основного сочинения "Мир как воля и представление".
Значимость волюнтаризма в теологии и религиозной философии проявляется в нескольких контекстах. Некрые полагают, что логика и законы мышления сохраняются неизменными лишь потому, что этого хочет Бог, ибо только от Его воли зависит изменить их, если Он этого захочет. С этой позицией, крую защищал средневековый теолог Пьер Дамьен, полемизировал Декарт, а в наше время ее подверг основательной критике евангелик Г. Кларк в книге "Разум, религия и откровение" (Reason, Religion, and Revelation). Другие теологи, сторонники волюнтаризма, утверждают, что мы не нуждаемся в рациональных основаниях религиозной веры, но вполне оправданно изъявляем свою волю, когда принимаем решения, связанные с религиозной сферой (фидеизм). Такие представления в различных формах проявлялись в христианской мысли на протяжении всей ее истории, и их можно найти в сочинениях Паскаля, Кьеркегора, У.Джеймса и многих современных евангеликов пиетистского направления.
Теологический волюнтаризм применительно к этике обычно называют теорией "божественной воли" или "божественного повеления ". На этих позициях стояли Уильям Оккам, К.Ф.Г. Генри, Э.Бруннер и многие другие теологи (критику подобных взглядов можно найти уже у Платона в диалоге " Евтифрон"). Сторонники этой теории утверждают  к.л. действие (либо тип действия) становится правильным или неправильным только в силу исходящего от Бога повеления совершить это действие или же воздержаться от его совершения. Теологические волюнтаристы в этике открыто отрицают, что Бог повелевает совершать определенные действия, поскольку они хороши; они видят в этом посягательство на всемогущество Божье и Его ограничение независимым моральным стандартом. Однако их критики (как внутри, так и вне христианской общины верующих) утверждают, что волюнтаристы придают этике произвольный характер. Действительно, если бы теологические волюнтаристы были правы, то Бог одним лишь актом своего волеизъявления мог сделать злое деяние добрым или обязательным. Болыпинство христианских этиков настороженно относятся к этическому волюнтаризму и предпочитают искать для этики рациональные основания.
D.B. Fletcher (пер. В. Р.) Библиография: V.J.Boufke, Will in Western Thought; ?. Gilson, Reason and Religion in the Middie Ages; D. Hume, Treatise on Human Nature; C.EH. Henry, Christian Personal Ethics; W. James, The Will to Believe; S. Kierkegaard, Purity of Heart; G.R.Lewis, Testing Christianitys Truth Claims; A. Schopenhauer, The Will to Live; R. Taylor, ?Voluntarism", Encyclopedia of Philosophy; P. Helm.ed., Divine Commands and Morality.
В0ЛЯ (Will). Св. Писание уделяет больше внимания воле Божьей, чем человеческой воле. Последняя анализируется в той же мере, как душа человека и иные психологические понятия. Тем не менее и человеческая воля составляет предмет библейского анализа. Понятие воли как "склонности", "предрасположенности" в ВЗ передается словом aba почти всегда в негативном смысле, в то время как другие слова, имеющие значение "воля",  ras6n,hapes  подчеркивают добрую, радостную сторону. В НЗ основные глаголы, выражающие значение "желать" или "проявлять волю" (в зависимости от контекста),  thelo и boulomai. Существительное thelema употребляется гл. обр. применительно к Богу. "Решение" в значении "план", "замысел" акцентируется редко употребляемым boule (Лк 23:51; Деян 5:38). "Пожелать" в значении "прийти к решению" иногда передается глаголом krino (1 Кор 5:3). К числу отрывков, где thelema употребляется применительно к человеку, относятся Еф 2:3 (там подчеркнуто "желание")и 2 Пет 1:21 (подчеркнута "воля").
Очень важное значение имеет Лк 22:42, Гефсиманское возвещение о подчиненности Иисуса воле Отца. Здесь подчеркнута капитуляция воли верующего перед Отцом, что отнюдь не предполагает пассивности, как может показаться из слов "но Твоя воля да будет". Скорее здесь проявляется решимость самого человека активно соучаствовать в замысле Божьем. Сила плоти так велика, что даже у христианина воля исполнить волю Божью может быть в значительной степени скована (Рим 7:15 и дал.), и требуется помощь Св. Духа (Рим 8:4). Неизменная зависимость от Св. Духа выражается в укреплении воли; тем самым ее соответствие божественным требованиям обретает более устойчивый характер.
Современная психология склоняется к той точке зрения, что воля  не способность, она выражает всего человека, его целостную личность. Нормальное человеческое существование предполагает способность принимать решения, и каждый человек несет ответственность за свой выбор. Выбор, крый придает значимость всем иным выборам,  верность Христу.
E.F. Harrison (пер. Ю.Т.)
Библиография: D. Muller, NIDNTT, III.
1015 ff.; G. Schrenk, TDNT, 1,629 ff.; 111,44 ff.
См. также: Свобода, Свободная воля и детерминизм; Воля Божья; Человек (учение о нем).

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
77.81 кб

Фатализм и волюнтаризм как категории социальной философии

Камалдинова Элионора Шайхутдиновна
В статье анализируются философские категории «фатализм» и «волюнтаризм».
Читать PDF
111.78 кб

Социальная справедливость с позиций натурализма и волюнтаризма

Канарш Григорий Юрьевич

Похожие термины:

  • Волюнтаризм и фатализм

    В. – мировоззренческая позиция, признающая волю в качестве высшего начала бытия. В. противопоставляет слепую иррациональную волю рационалистическому разуму. С точки зрения В. достижение целей че
  • критический волюнтаризм

    КРИТИЧЕСКИЙ ВОЛЮНТАРИЗМ — философско-методологическая доктрина, с помощью которой Гуго Динглер (Hugo Dingier) пытался дать абсолютное обоснование науки, не использующее какие-либо молчаливые предпос
  • волюнтаризм (в философии)

    философская теория, согласно которой в основе явлений действительности лежит породившая их самодостаточная мировая воля, сущность и действия которой не могут быть реконструированы разумом; в эт