1694-1778) – французский философ, просветитель, писатель. Вольтер - деист. Его Бог – великий инженер, cоздавший физический миропорядок и вечные заповеди. Сотворив мир, Бог «удалился» от дел, предоставив человека «свободной воле». Считал философию великим орудием разума в борьбе против неразумного, отживающего свой век общества. Не отрицая религии как таковой, он требует религиозной свободы. Критикует католическую церковь, считая ее врагом прогресса.
ВОЛЬТЕР
Источник: Краткий философский словарь 2004
1694-1778) - франц. философ-просветитель и поэт, критик феодализма и освящавшей его церкви, деист. Автор ярких разоблачит. характеристик традиц. релит, верований и деятельности церкви. Отстаивая права разума, отверг церк. учение об откровении, выступал против подчинения науки и философии интересам религии. Вслед за Спинозой раскрыл исто-рич. происхождение библ. книг, указал на имеющиеся в них противоречия. Происхождение религии объяснял гл. обр. невежеством и обманом. Среди аргументов В. против религии и церкви выделяется указание на их соц. вред: отвлечение людей от полезного труда, распространение духа вражды и взаимной ненависти на почве релит, фанатизма и т. д. Вместе с тем В. считал целесообразным сохранить веру в бога как основание нравственности для сдерживания народных масс от посягательства на собственность и инте-ресы имущих классов.
Источник: Атеистический словарь
Даты жизни. Родился 21.11.1694 в Париже в семье состоятельного нотариуса. В 1750-1752 находился при дворе Фридриха II, с 1758 жил в своем поместье Фернс (Близ Женевы). Умер 30.5.1778 в Париже.
И хотя «век философов» называют «веком Вольтера», ни в одном из своих произведений он не излагает свою философию в собственном смысле слова. «Философические письма» (1734) — это лишь хроника английской жизни и критика, сопоставляющая ее с французскими нравами. «Элементы философии Ньютона» (1738) представляют собой лишь научно-популярное изложение, без претензии на глубину, принципов ньютоновской науки. «Кандид» (1759) лишь издалека и в карикатурном виде критикует оптимистическую философию Лейбница, которого Вольтер, без сомнения, не читал. «Философский словарь» (1764) —трактат литературных определений. Тем не менее Вольтер остается высочайшим моралистом, защитником свободы, веротерпимости («Магомет и фанатизм», 1741; «Очерк о нравах», 1756; «Трактат о веротерпимости», 1763), справедливости (он добился оправдания Каласа в 1762 г.; Сирвена в 1764 г. и т.д.). Но при сопоставлении с Руссо и Дидро нужно признать, что Вольтер — менее значительная фигура в философии того времени.
Источник: Философский словарь
род. 21 нояб. 1694, Париж - ум. 30 мая 1778, там же) - знаменитейший франц. писатель и философ эпохи франц. Просвещения; в 1750 - 1752 находился при дворе Фридриха II, с 1858 жил в своем поместье Ферне (близ Женевы), неоднократно приезжал во Францию, испытал влияние философии англ. Просвещения. Считал, что познание трансцендентного (напр., при решении вопроса относительно бессмертия души и свободы человеческой воли) невозможно, и особенно рьяно боролся с церковью изза ее догматизма. В противовес Руссо он всячески подчеркивал ценность культуры и в своем "Essai sur les moeurs et l&esprit des nations" (7 vol., 1756; 6 Bde., 1867) изображал историю человечества как историю борьбы человека за прогресс и образование. Он ввел в науку выражение "Philosophie de l&histoire" ("философия истории"). Его сатирический роман "Кандид" (1759) направлен против идеи бессмертия и оптимизма Лейбница. Среди его произв., которые в полном издании Моланда (1878 - 1885) составляют 52 тт., важными в философском отношении являются: "Lettres philosophiques& sur les Anglais", 1734; "Sur l&homme", 1738; "Elements de la philosophic de Newton", 1738 (против картезианства); "Dictionaire philosophique", 1764; "Questions sur L&Encyclopedie", 9 vol., 1770-1827. Ha рус. яз.: "Философия истории", СПБ, 1868; "Избр. страницы", СПБ, 1914; "Философские повести и рассказы", М. - Л., 1931; "Избр. произв.", М., 1956; "Письма", М. - Л., 1956; "Эстетика", М., 1974.
Источник: Философский энциклопедический словарь
В то время (1723 г.) Англия была центром научного и освободительного движения, и вернувшись оттуда, Вольтер стал говорить в своих философских письмах о вещах, неведомых тогдашней Франции: о свободе печати, о гласном судопроизводстве, уважении к собственности, личной свободе и других принципах нарождающегося третьего сословия.
Главная заслуга Вольтера - в его беспощадной борьбе с деспотизмом и с католической церковью с суеверием, ханжеством и лицемерием в вопросах религии и морали. Его орудием в этой борьбе была злая и блестящая ирония, создавшая ему славу гения свободомыслия и насмешки.
Вольтер был деятельным участником французской энциклопедии. Все статьи, написанные им для нее, были изданы отдельной книгой ("Философский словарь"), представляющей собою свод освободительных идей XVIII века.
В вопросах искусства Вольтер не был революционером. В этой области он остался верен традициям господствовавшего тогда во Франции классицизма, в духе которого написаны все его трагедии. Из его беллетристических произведений наиболее известен роман "Кандид", в котором осмеивается пошлый оптимизм школьных философов. /Т. 20/
G. Lanson. V., 1906; D. F. Strauß. V. 1908; H. A. Korff. V. im literar. Deutschland des 18. Jh.s, 1918; G. Brandes. V., I—II, 1923; A. Noyes. V., London, 1936, dt. 1953; R Hazard. La pensée européene au XVIII siècle de Montesquieu à Lessing. Paris, 1946, dt. 1949; J. Orieux. V. ou la Royauté de l’esprit. Paris, 1966, dt. 1968; I. O. Wade. The Intellectual Development of V, Princeton, 1969; T. Besterman. V, 1971; R Brockmeier u. a. (Hgg.). V. und Deutschland, 1979; H. Baader (Hg.). V, 1980; R. J. Howells (ed.). V. and his World. Oxford, 1985; A. J. Ayer. V, New York, 1986, dt. 1987.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: Советский философский словарь
фр. писатель, философ, историк, один из вождей фр. Просвещения. Мировоззрение В. противоречиво. Выступая сторонником механики и физики Ньютона, он признает существование бога-творца, “первого двигателя” (Деизм). Движение природы, по В., происходит по вечным законам, но бог неотделим от природы, это не особая субстанция, а, скорее, свойственный самой природе принцип действия. Фактически В. склоняется к отождествлению бога (“великого геометра”) и природы. Он критикует дуализм, отбрасывая представления о душе как особого рода субстанции. Сознание, по В.,— свойство материи, присущее только живым телам, хотя для доказательства этого правильного положения приводится теологический аргумент: способностью мыслить наделил материю "бог. В противовес теологической метафизике 17 в. В. выдвигал требование научного исследования природы. Отвергая учение Декарта о душе и врожденных идеях, он считал источником знаний наблюдение и опыт, пропагандировал сенсуализм Локка. Задача науки — изучение объективной причинности. Однако В. допускал наличие “конечных причин” и полагал, что опыт говорит нам о вероятности существования “высшего разума” и “архитектора” вселенной. Социально-политические взгляды В. имеют ярко выраженную антифеодальную направленность. Он боролся против крепостничества, выступал за равенство граждан перед законом, требовал введения пропорциональных имуществу налогов, свободы слова и т. д. Но критику частной собственности решительно отвергал, полагая неизбежным деление об-ва на богатых и бедных. Разумное государственное устройство, по В.,— конституционная монархия во главе с просвещенным монархом. В конце жизни В. склонялся к убеждению, что лучшим типом государства является республика. В исторических соч. критиковал библейско-христианскую т. зр. на развитие об-ва, дал набросок картины истории человечества. В основе “философии истории” (термин введен В.) лежит идея прогрессивного развития об-ва независимо от воли божества. Но ход истории В. объяснял изменением идей, т. е- идеалистически. Огромное значение в деятельности В. имела его борьба против клерикализма и религиозного фанатизма. Гл. мишень сатиры В.— христианство и католическая церковь, к-рую он считал осн. врагом прогресса. Тем не менее В. не приемлет атеизма. Отрицая бога, воплощенного в конкретном образе (Христа, Будды и т. д.), он полагал, что идея карающего бога должна жить в народе. Соч.: “Философские письма” (1733), “Трактат о метафизике” (1734), “Основы философии Ньютона” (1738), “Опыт о нравах и духе народов...” (1756).
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов
Источник: Эстетика: Словарь
(1694—1778) — фр. философ, писатель, публицист, обществ. деятель; один из гл. представителей фр. Просвещения. Выходец из «третьего сословия», В. еще в молодости приобрел репутацию «наследника Мольера, Расина и Корнеля», став одним из крупнейших драматургов и поэтов XVIII в. Был заключен в Бастилию (1717—18) за свои сатирические стихи-памфлеты. В Бастилии написал первую пьесу «Эдип» под псевдонимом «В.». Мн. произв. (особенно антиклерикального характера) в дальнейшем издавал анонимно или под разл. псевдонимами, к-рых было ок. 140. Неоднократно жил в эмиграции: в Англии (1726—29), пребывание в к-рой стимулировало его обращение к философии (1734), в Пруссии при дворе Фридриха II (1750—52). Вернувшись во Францию, заработал крупное состояние как драматург, адвокат и предприниматель; в 1758 г. купил поместье Ферне в Швейцарии, где прожил до конца жизни, неоднократно полулегально посещая родину. В. явл. автором мн-ва произв. разл. рода — от лирической и сатирической поэзии, романов и пьес разных жанров до филос. и ест.-науч. трактатов, полемических статей и судебных речей; важное место в его наследии занимает пятитомный «Философский словарь» (1756—64), выражающий суть просветительской идеологии XVIII в. Полн. академ. собр. соч. В. составляет 52 т. (Oeuvres completes / Ed. Moland. P., 1877—85. V. 1—52). Филос. воззрения В. представляют собой синтез механистич. теории И.Ньютона, сенсуализма Дж.Локка и критич. идей англ. просветителей (Дж.Толанд и др.). Утверждая, что достижение отчетливого знания о трансцендентальных сущностях (бог, абсолютный разум и т.д.) невозможно, он тем не менее придерживался концепции деизма с нек-рыми элементами гилозоизма. Согл. В., идея бога как идеальной разумной сущности логически оправдана по двум причинам: 1) Бог явл. первоисточником мех. движения в природе, к-рое после божеств. вмешательства продолжается без его участия и совершается в соответствии с объективными з-нами физики; 2) идея бога необходима невежественным массам как гарант исполнения ими своих моральных обязанностей, к-рые сами по себе имеют естеств. природу и связаны с общими для всех людей разумно-прагматическими потребностями (широко известен афоризм В.: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать»). В обл. этики В., наряду с Д.Дидро, поддерживал принципы «разумного эгоизма» и «здравого смысла», разработанные Шотландской шк. (А.Э.К.Шефтсбери и др.). Его соц.-полит. концепция представляет собой умеренный вариант теории естественного права: признавая идею общественного договора и, след-но, зависимость полит. власти от гражд. сообщества, он считал, что оптимальные реформы гос.-полит. системы должны производиться «сверху» просвещенными монархами; идеалом полит. устройства гос-ва считал ограниченную монархию. С этих позиций В. пытался повлиять на монархов совр. ему Европы (прусский король Фридрих II, рус. императрица Екатерина II и др.) в личной переписке и общении. Осн. мотивы философии В. наиболее ярко выражены в критике религ. предрассудков, антропологич. пессимизма Б.Паскаля и метафизики Р.Декарта и Г.В.Лейбница, составляющей концептуальный фон ряда его филос. повестей и романов («Задиг, или Судьба», «Кандид, или Оптимизм» и др.). В повести «Простодушный» (1767) он противопоставил идеализированный образ дикаря как «естеств. человека» искусственным (а значит, фальшивым) установлениям цивилизованного об-ва, обозначив, наряду с Ж.Ж.Руссо, исходные интенции культурной антропологии. Идеи и произв. В. оказали сильнейшее воздействие не только на зап.-европ. мысль, но и на отеч. худ. и интеллектуальную культуру XVIII—XIX вв. (проявления свободомыслия в России вплоть до 1840-х гг. обозначались как «вольтерианство»). Творчество В. высоко ценил А.С.Пушкин, переведший на рус. язык неск. его стихотворений (в т.ч. первые строфы знаменитой «ироническогероической» поэмы «Орлеанская девственница») и написавший в подражание В. поэму «Гаврилиада». Соч.: Избр. произв. М., 1947; Избр. произв. по уголовному праву и процессу. М., 1956; Бог и люди: В 2 т. М., 1961; Эстетика. М., 1974; Философские повести. М., 1985; Философские соч. М., 1989; Избр. соч. М., 1997. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
французский философ, писатель, историк, представитель французского Просвещения. Историограф Людовика XV во второй половине 1740-х. Избран в Академию наук Франции (1746). Произведения В. в полном издании Моланда (1878-1885) составляют 52 тома. Основные философские сочинения: "Философские письма" (1727-1733),
"Метафизический трактат" (1734, издан посмертно), "Основания философии Ньютона" (1736-1738), "Век Людовика XIV" (1751), "Микромегас" (1752), "Опыт о нравах и духе народов и об основных фактах истории от Карла Великого до Людовика XIII" (1756), "Сократ" (1759), "История Российской империи в царствование Петра Великого" (1759-1763), "Карманный философский словарь" (1764), "Несведущий философ" (1766) и др. В. предложил новое доказательство бытия Бога, которое утверждалось им аксиоматически, исходя из одной возможности логического обобщения понятия человеческой сущности: "Я существую, а следовательно нечто существует вечно". По мнению В., эта истина сходна с первыми положениями арифметики и геометрии, - являясь очевидной, она не может оказаться заключением какой-либо цепочки логических выводов. Мыслителей, отрицающих существование Бога, В. обвинял в механицизме. Так, опровержение бытия Бога сводилось ими к тому, что все в природе происходит исключительно в соответствии с законами математики. Современная эпистемология такую позицию называет установкой на аддитивность. В результате применения подобной установки сама собой отпадает необходимость обращения к супераддитивным причинам, которые не могут быть описаны математическими законами. К таким причинам принадлежат "Бог" и "конечная причина". Механицисты отбрасывают возможность супераддитивного обобщения человеческой сущности, подчеркивая непротиворечивость проведения принципиального отказа от идей типа "конечных причин". Однако, по возражению В., это опровержение относится только к полаганию возможности несуществования Бога и никак не касается доказательства невозможности существования Бога. Бытие Бога все же мыслимо, а значит возможно. Отсюда, Бог скорее существует, чем не существует. Противоположность двух установок (на аддитивность и супераддитивность) вынуждает признать лишь немыслимость ясным образом суммы божественных качеств. Установить и обсудить атрибуты Бога человек не в состоянии. Будучи бытием конечным, он не в силах постичь природу божественного бытия. Отталкиваясь от этого тезиса, В. развернул философскую критику теологии: "Мне свойственно всего лишь человеческое мышление, теологи принимают божественные решения". Разделяя позиции сенсуализма Локка и натурфилософии Ньютона, В. называл теологией всякую внеопытную метафизику. На этом основании В. отвергал учение Декарта о вечной душе и врожденных идеях как своеобразную теологию. Таким образом В. упрекал как механицистов, так и теологов. Первых - за односторонний редукционизм всех природных явлений к математическим законам. Вторых - за некритическое учение (наподобие теории о божественных атрибутах). Подлинная философия, по В., должна быть автономна от механицизма и от теологии. По утверждению В., метафизические рассуждения заключают в себе некоторую долю вероятности. Философия строит лишь правдоподобные гипотезы, выполняя эвристическую функцию, и не должна претендовать на точное знание. В. однозначно коррелирует теологию и политическую борьбу. Теологи "питают честолюбивые чаяния главарей сект, но кончается это обычно тем, что они стремятся стать во главе партий". Эффективность отношений господства предполагает "фанатизм народа", поэтому каждая "партия" имеет определенную религию. Теология преследует частные корпоративные интересы и не выходит на уровень интересов общества в целом. Подлинная же мера добра и зла - благо общества, следовательно мораль не может быть связана с "теологическим мнением". Общество в целом нуждается не во многих теологических религиях враждующих "партий", а, скорее, в одной естественной (государственной) религии, которая представляет собой философскую веру в Бога (деизм). Если теологическая религия - "мать фанатизма, гражданских раздоров, враг рода человеческого", то религия государственная - основа порядка и законодатель общественной морали. Мировая история видится В. высшим судом человеческих мнений. Поскольку все действия людей основываются на каких-то убеждениях, борьба мнений выступает в форме движущего фактора исторического процесса. Именно поэтому история народа оказывается неотделимой от его культуры, нравов и обычаев. В. категорически отвергает идеи провиденциализма. По его мнению: а) далеко не все в истории может складываться к лучшему; б) исторический процесс являет собой не более, чем хаос единичных событий, где каждое событие вызвано определенными причинами - но во взаимодействии этих причин невозможно уловить какую-либо закономерность. Вместо теологического способа рассмотрения истории В. предлагает иной - философский. В связи с этим он ввел в научный оборот термин "философия истории". Просветительская деятельность В. затронула все основные культурные феномены своего времени, включая религию, государство и историю.
Источник: История Философии: Энциклопедия
Вольтер родился в Париже, в семье нотариуса. Несмотря на протесты отца, он избрал карьеру литератора. С молодых лет Вольтер проявлял религиозное свободомыслие. За сатиру, высмеивающую феодально-абсолютистскую Францию, II месяцев провел в Бастилии. В 1726-1729 гг. жил в Англии, так как из Франции был выслан. Пребывание в Англии и знакомство с ее жизнью оказало большое влияние на формирование его взглядов. В 1758 г. Вольтер поселился в приобретенном им имении вблизи границы с Швейцарией в местечке Ферне, где прожил 20 лет. В этот фернейский период им созданы самые значительные произведения. Незадолго до смерти посетил Париж, где и умер.
Литературное наследство Вольтера огромно. Им написано в общей сложности более сотни произведений, которые составили собрание сочинений объемом в несколько десятков томов. Кроме сочинений по философии он писал пьесы, повести, публицистику.
Основные социально-политические взгляды Вольтера отражали идеологию формирующейся французской буржуазной демократии и развенчивали устаревший феодальный режим. Вольтер не был мыслителем, выдвинувшим оригинальные философские идеи, он был просветителем, много сделавшим для философского просвещения общества. Основная направленность всех произведений Вольтера - антифеодальная, в центре которой антиклерикализм. Всю жизнь он боролся против церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма.
Философские взгляды Вольтера выражены в «Философских письмах» (1733), «Трактате о метафизике» (1734), «Основах философии Ньютона» (1738), философской повести «Кандид» (1759), «Философском словаре» (1764-1769).
Философские воззрения Вольтера тесно переплетены с его иррелигиозными взглядами. Его борьба с католической церковью сформулирована им очень кратко: «Раздавите гадину!». В своих произведениях Вольтер показывал несостоятельность религии как системы. Однако он оставался на позициях деизма, не отрицая целиком веру в Бога как Творца нашего мира. По его мнению, источником религии выступают невежество и обман. Он полагал, что религия возникла тогда, когда повстречались мошенник и глуг^ц. В то же время он считал, что религия необходима, так как религиозная вера - это сила, управляющая поведением людей. Он говорил: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Вольтер в «Кандиде» подвергает критике теорию предустановленной гармонии Лейбница, считая, что люди должны вмешиваться в жизнь, чтобы изменить ее и установить более справедливые порядки.
Весьма критически относился Вольтер к рационалистическим воззрениям Декарта, Спинозы, Лейбница и не признавал концепцию врожденных идей. В то же время он принял сенсуализм Локка и популяризировал его, при этом все же признавая существование безусловных истин, не зависящих от чувственного источника. По его мнению, мы лишь знаем о психических явлениях и способностях. Лучше признать, что люди представляют собой разумных животных с развитым интеллектом, но слабым инстинктом.
Вольтер стоял на позициях детерминизма, он доказывал зависимость нашего сознания от строения органов чувств. Мышление признавал атрибутом материи, а разнообразие мира объяснял «всемирным разумом», рассматриваемым в качестве источника этого разнообразия.
В этике Вольтер выступал как против врожденности моральных норм, так и против их условности. Он обосновывал «золотое правило» нравственности: «Обращайся с другим так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой».
Вольтер задумал создать философию истории и написал ряд работ («Философия истории», «Пирронизм в истории», «Размышление об истории»), в которых представлена программа исследования достижений культуры во всех областях цивилизации. Призывал исследовать историю неевропейских народов-арабов, китайцев, индийцев. В своей «Истории России при Петре Великом» он проводит мысль о просвещенном монархе, который должен стоять во главе государства.
Вольтер выступал против взглядов Руссо, призывавшего возвратиться к первобытной природе. Для него это было противоестественно.
Высмеивал он и убеждение Руссо в необходимости отказаться от частной собственности. Свободу Вольтер понимал как свободу воли. Но свободы воли нет, есть лишь сознание своей собственной свободы.
Вольтер рассматривал современную ему эпоху, т.е. восемнадцатый век, как время, в которое разум человечества должен оказать на жизнь общества свое решающее влияние. Высшим проявлением разума он считал «здравую философию», опирающуюся на науки и искусства. Здесь Вольтер возлагал большие надежды на просвещенных монархов, овладевших философскими выводами о законах общественного развития, задачах государственной власти и освободившихся от предрассудков. Он считал, что будет время, когда к руководству государством придут философы.
Прогрессивные идеи Вольтера оказали большое влияние на формирование идеологии нового поколения просветителей. _Г
В «Метафизическом трактате» Вольтер подверг критике идею движения как атрибута материи, утверждая существование нематериального принципа действия. В сочинении «Dieu et les Hommes, oeuvre theologique, mais raisonnable» (1769, рус. пер.: «Бог и люди», т. 1—2, 1961) Вольтер совершает логическую формализацию деизма, приближая его к строгой ньютонианской схеме, согласно которой Бог действует по всеобщим законам механического движения. Отрицая развиваемую Мальбраншем концепцию причинности в духе окказионализма, Вольтер признает существование в природе единого разумного мирового начала—Бога как первопричины материального мира и происходящего в мире движения. Целесообразность и совершенная гармония мира есть результат целеполагания разумного существа. В области теории познания Вольтер был одним из первых во Франции сторонников материалистического сенсуализма Дж. Дакка. Критически относясь к рационалистическим построениям Декарта, Спинозы, Лейбница, он считал опытное исследование природы наиболее адекватным методом ее познания. Излагая историю христианства, Вольтер развивал идеи представителей французской исторической школы, создавших образ исторического Христа в качестве основателя нового социального и морального учения. Христианство Вольтер истолковывал как учение, охраняющее институт частной собственности и моральные устои европейской цивилизации 18 в.
С именем Вольтера связана одна из первых попыток создания философии истории. В «Философии истории», в «Опыте о всеобщей истории и о нравах и духе народов», рассматривая человеческую историю как последовательное движение от первобытного варварства к позднейшей цивилизации, Вольтер подчеркивал важную роль в этом движении просвещения, науки, трудовой и творческой деятельности человечества. Дав острую критику феодальных порядков, основанных на деспотической форме правления, Вольтер противопоставил им идею просвещенной конституционной монархии как наилучшей формы государственного устройства. Он отрицательно относился не только к коммунистическим идеалам Мелье, но и к умеренному эгалитаризму Руссо, предполагающему возможность установления народовластия.
Вольтер проявлял огромный интерес к истории и культуре России. Полемизируя с Руссо, он высоко оценивал преобразовательную деятельность Петра I. Идеи Вольтера вызвали к жизни широкое просветительское движение 18 в.— вольтерьянство.
Соч.: Oeuvres completes, v. 1—52, P., 1877—82; в рус. пер.; Философские повести и рассказы, мемуары и диалоги, т. 1—2. M.— Л., 1931; Избр. произв. М., 1947; Философские повести. М., 1978.
Лит.: Державин К. И. Вольтер. М., 1946; Кузнецов S. ff. Вольтер и философия французского Просвещения XVIII в. М., 1965; Он же. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978; Сиволап If. И. Социальные идеи Вольтера. М., 1978; Ям К. E. Вольтер и генезис французского деизма XVIII в.—«Вопросы научного атеизма», вып. 23. М., 1978; BrumfittF. H. Voltaire historian. L, 1958; Naves R. Voltaire. P., 1962; Waid L The intellectual development of Voltaire. N.Y., 1969.
К. Е. Ям
Источник: Новая философская энциклопедия
Соч.: Философские повести и рассказы, мемуары и диалоги. Т. 1–2. М.; Л., 1931; Избр. произв. М., 1947; Философские сочинения. М., 1989; Философские повести. Философские письма. Статьи из «Философского словаря». М., 2004; Oeuvres complètes. V. 1–52. P., 1877–1882; Dictionnaire de la pensée de Voltaire par lui-même. Textes choisis. P., 1994. Лит.: Кузнецов, В.H. Вольтер и философия французского Просвещения XVIII в. М., 1965; Его же. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978; Сиволап, И.И. Социальные идеи Вольтера. М., 1978; Вольтер и Россия. М., 1999; Федорова, M.М. Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) // Очерки истории западноевропейского либерализма (XVII–XIX вв.). М., 2004; Вольтер: pro et contra. СПб., 2013; Gouhier, H. Rousseau et Voltaire. Portraits dans les deux miroirs. P., 1983; Mailhos, G. Voltaire, témoin de son temps. P., 1985; Raynaud, J.-M. Voltaire, soi-disant. Lille, 1983; Chaissinaud-Nogaret, G. Voltaire et le siècle des Lumières. Bruxelles, 1994. М.М. Федорова
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.
«Раздавите гадину!»
Жизнь. Знаменитый французский философ, писатель, просветитель, историк и общественный деятель, настоящее имя которого Франсуа Мари Аруэ, родился в Париже в семье богатого нотариуса. В детстве он учился в иезуитской коллегии, но вскоре получил наследство и, оставив учебу, самостоятельно занялся изучением права. Уже в эти годы проявляется его выдающийся талант, как в области философской мысли, так и в литературе. Обладавший блестящим слогом, остроумный и язвительный, Вольтер частенько бывал гоним – ему дважды пришлось отсидеть в Бастилии и один раз оказаться в изгнании в Англии. Там он, кстати, познакомился с Беркли, Свифтом и многими выдающимися английскими учеными и мыслителями, что безусловно наложило отпечаток на его мировоззрение и творчество. Вольтер оставил огромное творческое наследие. Он обладал поистине гигантской работоспособностью, в его наследии – философские повести и трактаты, театральные пьесы и трагедии, эпические поэмы и исторические труды, всевозможные эссе, памфлеты и фельетоны.
Благодаря глубокому проницательному уму, громадной эрудиции и литературному дару к середине века Вольтер становится едва ли не самой популярной личностью Европы, так что даже многие европейские монархи (в том числе и Екатерина II) почитали за честь состоять с ним в переписке. В целом, Вольтер остался в истории западноевропейской культуры как ярый борец со всякого рода невежеством, мракобесием и суеверием, как поборник идей просвещения, равноправия и справедливости.
Основные работы. «Философские письма», «Философский словарь», «Философия истории», «Основы философии Ньютона», «Метафизический трактат», «Трактат о веротерпимости», «Кандид, или Оптимист», «Опыт о всеобщей истории и о нравах и духе народов».
Учение. Как такового стройного философского учения Вольтер не создал – он был скорее писатель, публицист и общественный деятель, нежели профессиональный философ. Однако философские идеи в его обширном творчестве играют далеко не последнюю роль. Так, важное место в его наследии занимает религиознофилософская идея о равенстве всех религий мира перед Богом и, соответственно, о веротерпимости. Немаловажен и факт особого подхода Вольтера к проблеме понимания мировой истории, который он изложил в своей семитомной работе «Опыт о всеобщей истории и о нравах и духе народов». И наконец, значительный интерес представляют размышления Вольтера о Боге и сущности религии.
Вольтер о Боге. Несмотря на весь свой просвещенческий пафос, Вольтер нисколько не сомневался в существовании Бога. При этом Бог для него является совершенным конструктором, создавшим мир в виде гигантского механизма: «Когда мы видим великолепно отлаженный механизм, то предполагаем, что есть и механик с выдающимися умственными способностями. Но ведь мир действительно представляет собой изумительную машину, поэтому существует и изумительный разум, где бы он ни находился». Итак, Бог существует, это бесспорно и, более того, даже необходимо в целях поддержания идеалов социального порядка и благочиния. Отсюда знаменитое выражение Вольтера: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать».
Вольтер о природе зла. Но если существует мудрый, благой и справедливый Бог, то откуда же тогда берется зло? На этот старый вопрос Вольтер отвечает в духе чисто деистических представлений: дело Бога – создать физический мир, а ход мировой истории – дело рук и сознания самих людей. Поэтому всякое зло, возникающее в мире, есть результат человеческого произвольного действия, обусловленного невежеством и всевозможными пороками.
Вольтер о деизме. Итак, Бог не вмешивается в судьбы человечества, позволяя ходу событий развиваться по своим внутренним законам. При этом никакому, даже самому святому человеку не по силам знать мысли и планы Бога. Поэтому, говорит Вольтер, деизм есть единственно верный подход к проблеме религиозной веры, ибо «деист не знает, как Бог наказывает, покровительствует и прощает, потому что он не настолько безрассуден, чтобы обольщаться иллюзией, будто познал способ действий Бога». Кроме того, деист «воздерживается присоединяться к какимлибо сектам, ведь они глубоко противоречивы. Его религия – самая древняя и самая распространенная, ибо простое преклонение перед Богом существовало раньше всех систем мира… Он говорит на языке, понятном для всех народов… Его братья рассеяны по всему миру, все ученые и мудрые люди – его братья… Его культ – творить добро, его теория – быть послушным Богу».
«Раздавите гадину!» На первый взгляд, Вольтер был ярко выраженным борцом с религией и любыми религиозными представлениями. Причем борьба эта носила не только теоретический характер. Так, помимо хлестких язвительных памфлетов в адрес церковников, Вольтер принимал непосредственное участие и во многих судебных процессах, защищая мучеников от притеснений и преследований со стороны церковнослужителей. Однако надо понимать и помнить, что боролся он не столько с самой верой, сколько с ее уродливыми проявлениями, вызванными невежеством и суеверием. Именно в этом свете надо воспринимать знаменитый вольтеровский лозунг – «Раздавите гадину!», направленный в первую очередь против католической церкви, против мракобесия и лицемерия иезуитских святош, по существу, безраздельно управлявших тогда всей Францией.
Вольтер о веротерпимости. Что может знать несовершенный, слабый и смертный человек о путях Господних, спрашивает Вольтер? Ничего. Так почему же находятся люди, которые присваивают себе право говорить от имени Бога?! Мало того – они с яростью набрасываются на всех, кто не согласен с их убеждениями. Но ведь это не только противоречит здравому смыслу, но и может привести к тотальной войне «всех против всех». В самом деле, если не прививать людям терпимость по отношению к чужим убеждениям, то может получиться, что «японец ненавидел бы китайца, который, в свою очередь, стал бы проклинать сиамца; тот питал бы отвращение к жителям Индии; монгол разорвал бы сердце первому попавшемуся малабарцу, а тот мог бы задушить перса, который стал бы убивать турок. А все вместе они набросились бы на христиан, которые давно уже буквально пожирают друг друга». Все религии мира, утверждает Вольтер, равны перед Создателем и, следовательно, в определенной мере обладают всеобщей Истиной. Любой человек, будь он христианин, мусульманин, иудей или буддист, имеет право верить в Бога в соответствии со своими индивидуальными наклонностями, пристрастиями, особенностями. Кроме того, выбор веры во многом зависит от национальнокультурных условий, в которых родился и был воспитан человек, поэтому никто не может быть преследуем и наказываем за свои религиозные убеждения.
Вольтер о мировой истории. Великой заслугой Вольтера в изображении мирового исторического процесса является то, что он исключил из него Бога. Для того времени это был смелый шаг, ибо всякое описание истории до Вольтера подразумевало непосредственное вмешательство божественного Провидения, руководящего действиями людей. Весь ход мировой истории Вольтер представлял в виде постоянного прогресса человечества на пути просвещения и совершенствования, ибо: «Люди постепенно просвещаются картиной своих несчастий и глупости и со временем приходят к исправлению своих понятий, люди учатся думать». Всякие попытки трактовать всемирную историю с помощью Библии им отметаются как необоснованные и ничем не подкрепленные: «Здравомыслящие люди спрашивают, как это собрание басен, которые так пошло оскорбляют разум, и богохульств, приписывающих божеству столько мерзостей, могло быть встречено с доверием?»
Несомненной заслугой Вольтера перед исторической наукой было то, что он включил в ее общий контекст богатейшие и древнейшие восточные культуры (ассирийскую, индийскую, китайскую, египетскую).
Источник: Философия. Краткая история.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
1694–1778) Знаменитейший французский писатель и философ эпохи французского Просвещения. Считал, что познание трансцендентного (на пример, при решении вопроса о бессмертии души и свободе человеческой воли) невозможно, и особенно рьяно боролся с церковью из-за ее догматизма. Подчеркивал ценность культуры, изображал историю человечества как историю борьбы человека за прогресс и образование. Вольтер ввел в науку выражение «философия истории». Сочинения «Философские письма» (1733), «Макро-мегас» (1752), «Кандид, или Оптимизм» (1759), «Философский словарь» (1764–1769), «Простодушный» (1767) и др. В конце 60-х годов XVIII века в одно из французских почтовых отделений принесли письмо. Без адреса. Без имени адресата. Только обращение — но какое! «Царю поэтов, философу народов, Меркурию Европы, оратору отечества, историку королей, панегиристу героев, верховному судье в делах вкуса покровителю искусств, благодетелю талантов, ценителю гения, бичу всех преследователей, врагу фанатиков, защитнику угнетенных, отцу сирот, примеру для подражания богатым людям, опоре для людей нуждающихся, бессмертному образцу всех высших добродетелей». Просвещенные чиновники немедленно отправили письмо Вольтеру — к кому же еще могли относиться столь громкие эпитеты? Все духовные искания XVIII века пронизывали две взаимосвязанные тенденции освобождение разума, почувствовавшего свою зрелость и силу, от пут церковных догматов, и страстные поиски нового, не навязанного извне авторитета. Воплощением этих исканий суждено было стать Вольтеру. Франсуа Мари Аруэ, начавший с 1718 года именовать себя Вольтером и под этим именем вошедший в историю французской и мировой культуры, родился 21 ноября 1694 года в Париже. Дальние предки Вольтера по отцовской линии жили на юго-западе Франции в провинции Пуату, где занимались различными ремеслами и торговлей. Дед Вольтера поднялся ступенькой выше по лестнице социальной иерархии, став состоятельным торговцем сукнами в Париже. Это позволило отцу Вольтера продвинуться еще дальше. Сделав удачную карьеру на государственной службе, сначала в качестве преуспевающего нотариуса, а затем чиновника казначейства, он на свои доходы приобрел личное дворянство и в дополнение к этому женился на дочери мелкопоместного дворянина. Франсуа Мари был пятым, последним ребенком в этой семье. Домашнее воспитание и образование ребенка, который в семилетнем возрасте лишился матери, осуществлялось под руководством его крестного отца аббата Франсуа Кастанье де Шатонефа. В десятилетнем возрасте Франсуа Мари стал учеником находившейся в ведении иезуитов коллегии Людовика Великого. Несмотря на то что Франсуа Мари был в числе лучших учеников и отличался к тому же незаурядным поэтическим дарованием, одно время стоял вопрос о его исключении из коллегии за сомнения в истинах христианства и чтение вольнодумных сочинений. Перед лицом этой неприятной перспективы юноша «превратился» в одного из самых набожных учеников. В1713 году курс обучения в иезуитской коллегии закончил юноша, который тремя годами позже напишет как о чем-то само собою разумеющемся, что «просвещенный разум» не может «поверить в химерическую историю обоих заветов, в священные сны безумных мистиков, набожных бездельников и нелюдимов, которые отказываются от подлинного удовольствия ради мнимой славы». Дело в том, что сознание Франсуа Мари буквально с младенчества начало впитывать в себя идеи французского вольномыслия, которое под именем «либертинаж» было распространено в среде высокообразованных французских аристократов, недовольных всевластием короля и подвергавшихся опале со стороны последнего. На место христианских идеалов «святости», ориентировавших на мрачно-аскетический образ жизни, либертены ставили жизнерадостный эпикуреизм. Аббат де Шатонеф был убежденнейшим либертеном. Вместо того чтобы наставлять крестника в основах христианской веры, он начал свою педагогическую миссию с чтения трехлетнему Франсуа Мари вольнодумной сатирической поэмы «Моизада», которую ребенок заучил наизусть. Затем познакомил мальчика с другими вольнодумными стихами. Первые поэтические опыты самого Франсуа Мари вдохновлялись образцами такого рода. Аббат де Шатонеф представил воспитанника главе французских поэтов того времени Ж. Ж. Руссо, который сам в своих ранних произведениях отдал дань идеям либертинажа. Стихами Франсуа Мари восхищалась на склоне лет знаменитая куртизанка Нинон де Ланкло, ставшая к этому времени в глазах вольнодумцев своего рода символом протеста против официального ханжества. Наконец, 12-летний ученик иезуитской коллегии был введен своим крестным отцом в «общество Тампль» — один из самых значительных кружков парижских либертенов. Все это повлияло на решение 16-летнего Вольтера стать писателем, несмотря на риск необеспеченного существования и сильнейшее противодействие отца. Попытки отца сделать из своего младшего сына добропорядочного чиновника окончились неудачей. Тяготясь навязанной ему службой в одной из парижских адвокатских контор, молодой Вольтер, желая получить общественное признание в качестве поэта, посылает на объявленный Академией конкурс благочестиво-верноподданническую «Оду на обет Людовика XIII», написанную по всем правилам классической поэтики. Однако победителем оказывается другой претендент, поскольку ему покровительствовал влиятельный академик. Найдя решение несправедливым, Вольтер обрушился на Академию в сатирической поэме «Трясина». Поэма стала быстро распространяться в рукописных копиях, а вскоре была напечатана французскими эмигрантами в Голландии. Убежище от возможных неприятностей со стороны властей Вольтер нашел в замке давнего знакомого семьи маркиза де Комартена (беседы с ним о царствованиях Генриха IV и Людовика XIV дали юному изгнаннику новые творческие импульсы). В начале эпохи регентства Вольтер попадает на 11 месяцев (1717–1718) в главную тюрьму для государственных преступников — печально знаменитую Бастилию. Он был заключен за сочинение сатиры на герцога Филиппа Орлеанского. Вольтер не пал духом. Обманывая бдительность тюремщиков, он начал писать трагедию «Эдип» (в соответствии с канонами классицизма — в стихах), черновой набросок которой был сделан им еще несколько лет назад, и начал «Поэму о Лиге». Хлопотами влиятельных друзей Вольтер вышел на свободу, а спустя семь месяцев его «Эдип» был поставлен на парижской сцене и долгое время не сходил с нее. Это была первая французская трагедия XVIII века, признанная классической, и это был первый триумф молодого поэта. Его представили регенту, оказавшемуся незлопамятным человеком. Посвятив супруге регента свою трагедию, он впервые подписался. «Аруэ де Вольтер», вскоре первое из этих слов исчезло, и остался «Вольтер». Из своего ареста и тюремного заключения Вольтер сделал вывод, что направлять оружие сатиры непосредственно на того или иного правителя не только крайне опасно, но и нецелесообразно. Успех «Эдипа» принес Вольтеру первый значительный литературный заработок, на который, однако, нельзя было жить длительное время. Не желая ставить себя в рабскую зависимость от даров титулованных или коронованных меценатов, хотя и не отказываясь от этих традиционных в его время источников существования писателей, Вольтер обнаружил поразительное чутье и способности буржуазного дельца, участвуя своими капиталами именно в тех финансовых операциях, которые в целом оказывались прибыльными. Уже в начале 1720-х годов Вольтер имел в своем распоряжении довольно крупные средства, а к концу жизни стал весьма богатым человеком. Ради обладания материальными благами Вольтер никогда не поступался своими убеждениями философа-просветителя. Факты неопровержимо свидетельствуют о том, что творческая деятельность, борьба за разум и справедливость были смыслом существования Вольтера и ради них он постоянно и крупно рисковал всем, вплоть до своей свободы и самой жизни. После «Эдипа» перед Вольтером как восходящим светилом французской драматургии широко раскрываются двери в те многочисленные аристократические дома Парижа, где проявляют интерес к искусству. Круг его титулованных знакомых расширяется. В 1722 году вместе с маркизой де Рюпельмонд Вольтер совершает непродолжительное путешествие в Голландию. Отвечая на поставленные его спутницей вопросы относительно того, должен ли человек строить свою жизнь в соответствии с предписаниями христианской религии, Вольтер в 1722 году пишет антиклерикальную поэму «За и против», подводящую итог циклу аналогичных поэтических размышлений предшествующего десятилетия. Ставя себя последователем Лукреция, Вольтер пишет о необходимости разоблачить при помощи философии вредоносные суеверия и священный обман, освободить людей от мрачной сосредоточенности их помыслов на своей судьбе в «загробном существовании», научить их жить насущными интересами посюстороннего, единственно реального мира. В принципе отрицая, что в какой бы то ни было религии заключено божественное откровение, Вольтер в то же время доказывает, что христианская религия, предписывающая любить милосердного Бога, на самом деле рисует его жестоким тираном, «которого мы должны ненавидеть». Тем самым Вольтер провозглашает решительный разрыв с христианскими верованиями: «В этом недостойном образе я не признаю Бога, которого я должен чтить… Я не христианин… «Этот вызов христианской религии Вольтер решился опубликовать — притом анонимно — только десять лет спустя, и такая предосторожность не была излишня. Поэма вызвала большой шум. Церковники выступили с многочисленными опровержениями ее положений и требовали строгого наказания Вольтера, ибо все были уверены, что автором является именно он. Призванный властями к ответу, Вольтер заявил, что поэма написана аббатом Шолье, к тому времени давно умершим. Ему не поверили, однако доказательств его авторства найти не удалось, и дело было прекращено. Заранее ограждая себя от подобных неприятностей, Вольтер в дальнейшем публиковал под псевдонимами все те свои многочисленные произведения, которые могли навлечь преследование. К концу его жизни число этих псевдонимов приблизилось к 110! В 1723 году, после смерти Филиппа Орлеанского, началось долгое, окончившееся лишь в 1774 году, правление Людовика XV. В год восшествия этого короля на престол во Франции была подпольно опубликована вольтеровская «Поэма о Лиге». Поэма рисовала ужасающую картину религиозных войн XVI века. В конце 1725 года Вольтера избили палками слуги некоего де Рогана. Таким образом де Роган доказал свое «превосходство» над прославленным поэтом и драматургом, после того как на глазах «высшего общества» проиграл ему состязание в обмене колкостями. Вольтер попытался вызвать де Рогана на дуэль. За это он был препровожден в Бастилию, а после двухнедельного заключения ему было предписано покинуть Париж. Местом своего изгнания Вольтер избрал Англию, куда он прибыл в мае 1726 года и где прожил около трех лет. Вольтер был встречен здесь с почетом, как крупнейший представитель современной французской культуры, принят в кругах английской аристократии и представлен наследнику престола, который в 1727 году стал королем Англии под именем Георга II. Вольтер встречался и беседовал с известным религиозным философом С. Кларком, а также с самым значительным представителем английского идеализма того времени Дж. Беркли. Быстро овладев английским языком, Вольтер изучает философские труды Бэкона, Гоббса, Локка, Толанда, прочитывает критические исследования о христианской религии английских деистов. Все это сочетается у Вольтера с напряженной творческой деятельностью. Он перерабатывает и дополняет свою эпическую поэму, усиливая в ней мотив осуждения религиозного фанатизма. Переименованная в «Генриаду», она публикуется в 1728 году в Лондоне с посвящением английской королеве. И поэме снова сопутствует значительный успех. В качестве приложения к ней публикуется эстетическая работа «Опыт об эпической поэзии» и первый труд Вольтера по истории — «Опыт о гражданских войнах во Франции». Он начинает работу над новыми трагедиями и историческими исследованиями, а также задумывает написать книгу об Англии. Реализацией этих творческих планов заполнены первые пять лет по возвращении Вольтера во Францию. За это время он написал четыре трагедии, из которых «Заира» (1732) оказалась высшим достижением вольтеровской драматургии (в целом это более пятидесяти произведений) А «История Карла XII» (1731) прославила Вольтера как выдающегося историка. Наконец, в 1733 году в Англии под заглавием «Письма об английской нации», а в 1734 году во Франции под названием «Философские письма» публикуется самое важное сочинение Вольтера этого периода, которое справедливо приобрело репутацию «первой бомбы», брошенной им в «старый порядок». «Философские письма» идеализировали английские учреждения, английскую мысль и в самых мрачных тонах рисовали состояние общественных институтов и умов во Франции. Значительное внимание Вольтер уделил характеристике английской философии, крупнейшим достижением которой он считал учения Ф. Бэкона и особенно Локка. Он отдавал предпочтение их эмпирико-сенсуалистическому материализму не только перед схоластикой, но и перед рационалистической «метафизикой» Декарта с ее подчеркнутым идеализмом, который брался на вооружение тогдашними христианскими «модернистами» во главе с Мальбраншем. Бэконовско-локковскую философию Вольтер увязывал с физикой Ньютона, указывая на ее неоспоримое научное превосходство над физической теорией Декарта, которую Вольтер характеризовал как «роман о мире». Французское правительство издало приказ об аресте автора, а сама книга по приговору Парижского парламента была сожжена. Вольтер же успел уехать в Голландию. Когда обстановка несколько разрядилась, он без шума вернулся на родину, но целые десять лет не рисковал появляться в Париже. Более десяти лет он прожил со своей возлюбленной, маркизой дю Шатле, в ее замке Сирей-сюр Блэз в Шампани. Оба с увлечением предавались не только «науке страсти нежной», но и естественным наукам, а также метафизическим размышлениям и библейской критике. Они часами работали в собственной лаборатории и посылали отчеты о своих опытах в Париж, в королевскую Академию. Сотрудничество Вольтера и мадам дю Шатле продолжалось и после окончания их любовной истории. Продолжая плодотворно трудиться как драматург и поэт, Вольтер приступает к серьезной разработке философских проблем. Первым, предварительным и не публиковавшимся при жизни Вольтера сводом его философской мысли явился «Метафизический трактат» (1734). В опубликованных «Замечаниях на «Мысли Паскаля» (1734, 1743) и двух поэмах — «Светский человек» (1736) и «Рассуждение о человеке» (1737) Вольтер предлагает новое философское осмысление проблемы человека. В «Основах философии Ньютона» (1738) Вольтер излагает одновременно свои философские и естественнонаучные взгляды. В этот период он серьезно занимается исследовательской работой в области физики, его «Опыт о природе и распространении огня» был удостоен почетного отзыва Академии наук. Философия как антитеза теологии и метафизики превращается в теоретическое знамя борьбы со «старым порядком», становится мировоззренческой основой всех вольтеровских произведений. Любой из рассматриваемых вопросов Вольтер стремится осветить «светильником философии». Это приводит к целому ряду новшеств в понимании природы, человека, общества и всемирной истории. В 1745–1746 годах он опубликовал первые фрагментарные результаты своего нового труда. Первое, впоследствии значительно расширенное, издание «Опыта о всеобщей истории и о нравах и духе народов» в трех томах было предпринято Вольтером в 1756 году. В августе 1736 года Вольтер получил исполненное преклонения перед его трудами письмо из Берлина от наследного принца Пруссии. Открывшаяся этим письмом многолетняя переписка стимулировала формирование у Вольтера убеждения в том, что он в качестве философа может и обязан давать правителям благодетельные для них и для их народов советы. Он пишет рекомендацию «Наследному принцу Пруссии о пользе знаний для государя» (1736). Это не только поднимало престиж будущего властителя Пруссии, но вместе с тем способствовало и росту авторитета самого Вольтера. Когда в 1740 году304 вольтеровский корреспондент был коронован под именем Фридриха II, доверительные отношения с ним Вольтера заинтересовали французское правительство. Оно обратилось к Вольтеру с просьбой помочь выяснить внешнеполитические планы Фридриха II, который являлся союзником Франции в войне за «австрийское наследство. Это Вольтер воспринял как первый знак того, что и на родине власти готовы прислушаться к его мнению, и он не без успеха выполнил деликатную дипломатическую миссию. После этого, благодаря усилению влияния при дворе его высокопоставленных друзей и расположению к нему как к драматургу любовницы короля маркизы де Помпадур, Вольтер получает возможность не только вернуться в Париж, но и бывать в Версале он назначается камергером и придворным историографом. Однако Людовик XV ни в коей мере не собирался позволять Вольтеру играть роль философского наставника при своей особе, к чему последний страстно стремился. Избрание во Французскую академию в апреле 1746 году (в том же году Вольтер стал почетным членом русской Академии наук) произошло уже в период разочарования Вольтера своей фактической ролью в Версале и нарастающего раздражения тем, что многочисленные пасквилянты, подстрекаемые его ненавистниками в придворных кругах, развернули шумную кампанию с целью опорочить его как человека, литератора и мыслителя. Опасаясь преследования за вырвавшееся у него крайне нелестное высказывание о придворных, Вольтер в октябре 1746 году бежит из Парижа и несколько недель скрывается в замке герцогини Мэнской. Здесь, критически осмысливая версальскую жизнь и свое участие в ней, он пишет «Видение Бабука», явившееся блестящим дебютом в столь прославившем Вольтера жанре философской повести. Наиболее значительными вольтеровскими произведениями этого жанра являются «Задиг» (1747), «Микромегас» (1752), «История путешествий Скарментадо» (1756), «Кандид» (1759), «Простодушный» (1767), «Принцесса Вавилонская» (1768), «Письма Амабеда» (1769), «История Дженни» (1775). В начале 1748 года Вольтер возвращается в Сире, а после смерти в 1749 году «божественной» Эмилии, маркизы дю Шатле, некоторое время живет в Париже. В середине 1750 года, уступив давним настойчивым просьбам Фридриха II, Вольтер прибыл в Берлин. Поначалу он был очарован своей жизнью в Пруссии. Философ был счастлив вниманием короля и тем, что он мог без опасений высказывать свои самые смелые суждения в кружке известных своим вольномыслием лиц (среди них был воинствующий материалист Ламетри). Но обязанности Вольтера ограничивались литературной правкой работ, написанных прусским королем на французском языке. Независимость же вольтеровских суждений оказалась неприемлемой для Фридриха II. В начале 1753 года Вольтер сложил с себя обязанности при королевском дворе и покинул пределы Германии (предварительно просидев по воле прусского монарха более месяца под домашним арестом во Франкфурте). После этого у Вольтера на всю жизнь отпала охота посещать монархов, даже самых «просвещенных», поступать к ним на службу и жить при дворе (он отклонил, в частности, соответствующее приглашение австрийской императрицы Марии-Терезии). В конце 1754 года после курса лечения на водах во французском городе Пломбьер Вольтер в сопровождении своей овдовевшей племянницы Марии Луизы Дени (дочери его сестры, которая с тех пор почти постоянно находилась при нем в качестве домоправительницы и наследовала его состояние) приезжает в Швейцарию. Здесь он приобретает усадьбу близ Женевы, многозначительно назвав ее «Отрада», и дом в Лозанне. Но и в республиканской Швейцарии Вольтер не нашел желанной безопасности существования. Не отказываясь от своей усадьбы и дома в Швейцарии, Вольтер 24 декабря 1758 года переселяется в граничащий с этой страной французский округ Жекс, купив там два имения — Турне и Ферне, причем последнее стало его основной резиденцией. Он так разъяснял выгоду нового места жительства «Левой рукой я опираюсь на Юрские горы, правой — на Альпы, Женевское озеро расположено прямо против моих полей, я обладаю прекрасным замком на французской границе, убежищем Делис на территории Женевы и хорошим домом в Лозанне. Перекочевывая из одной норы в другую, я могу спасаться от королей и армий». Здесь Вольтер принимал гостей со всей Европы. Став чрезвычайно богатым человеком, он наконец-то мог позволить себе роскошный образ жизни. Состояние Вольтера пополнялось из разных источников пенсионы от высокопоставленных лиц, наследство отца, гонорары за издание и переиздание сочинений, поступления от продажи принадлежавших ему должностей и от финансовых спекуляций. В 1776 году годовой доход Вольтера составил двести тысяч ливров, что превращало фернейского патриарха в одного их богатейших людей Франции. Даже после того, как ему перевалило за 65 лет, он продолжал отправлять сотни писем и выпускать множество литературных и философских произведений. Самой именитой корреспонденткой Вольтера стала вскоре после своего восшествия на престол русская императрица Екатерина Вторая, объявившая себя ученицей энциклопедистов. Находясь вдали от дворов, Вольтер больше и эффективнее, чем когда бы то ни было, воздействовал на европейских монархов, обращаясь к ним с советами и поучениями относительно их обязанностей перед народами. Среди них — «Кандид, или Оптимизм», «Трактат о веротерпимости», «Философский словарь», «Простодушный», «Вопросы об «Энциклопедии». Обладая резиденциями по обе стороны французской границы, Вольтер чувствовал себя в относительной безопасности и действовал гораздо свободней, чем прежде. Он поддержал борьбу простых женевцев за расширение избирательного права и против религиозной нетерпимости. Вольтер делает вывод, что просвещенные люди должны действовать решительнее, борясь с теми, кто распространяет и поддерживает пагубные для людей заблуждения. С 1755 года Вольтер начал активно работать в возглавлявшейся Дидро знаменитой «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел». Вольтер начинает писать статьи по теории литературы и краткие определения различных терминовю В статье «Прелюбодеяние» он не упустил случая высмеять католических и иудейских теологовю Ревностным энциклопедистом Вольтер стал после 1756 года, когда ДАламбер посетил его имениею Он предложил для «Энциклопедии» несколько смелых статейю Так, в статье «Ис-зоб тория» он выразил сомнение в достоверности многих исторических сказаний, в том числе преданий о чудесах, а в статье «Идол, идолопоклонник, идолопоклонство» намекал на то, что христиане, как правило, не меньшие идолопоклонники, чем нехристиане. Подчеркнуто антиклерикальна серия его философских повестей от «Кандида» до «Истории Дженни», «Карманный философский словарь» (дополненный в последующие годы публикацией девяти томов вольтеровских «Проблем, относящихся к «Энциклопедии») и другие многочисленные философские работы Вольтера. Такой же характер имел законченный в Ферне (1769) многотомный труд по всемирной истории «Опыт о нравах и духе народов», введением к которому явилась столь же антитеологическая «Философия истории» (1765). Резкая и прямая атака на христианский клерикализм проводится в таких работах Вольтера, как «Проповедь пятидесяти» (1761), «Проповеди, произнесенные в Лондоне» (1763), «Обед у графа Буленвилье» (1767), «Важное исследование милорда Болингброка, или Могила фанатизма» (1767), «Речь императора Юлиана» (1768), «Права людей и узурпации пап» (1768), «Наконец-то объясненная Библия» (1776), «Бог и люди» (1769), «История установления христианства» (1777). Работая по 18–20 часов в сутки, Вольтер создает также массу небольших памфлетов, диалогов, сатирических миниатюр. Эти общедоступные по цене (30 су) и содержанию книжечки чуть ли не еженедельно выбрасывались под всевозможными псевдонимами на подпольный книжный рынок Франции. Вольтер сам приобретал их и передавал для бесплатного распространения тем отъезжающим из Ферне посетителям, к которым проникался доверием. Серьезный научный анализ трактуемых вопросов неизменно сопровождается в этих произведениях всесокрушающим сарказмом, знаменитым вольтеровским смехом. Имея в виду это оружие сатирического разоблачения зла, Вольтер писал в одном из писем: «Что делаю я в моем уединении? Лопаюсь от смеха. А что буду делать? Буду смеяться до самой смерти». Вольтер был все же полон оптимистической уверенности, что борьба, проводимая им и его единомышленниками из просветительского лагеря, не может быть бесплодной, а должна в недалеком будущем обязательно привести к крупному перевороту в общественных отношениях и решительному улучшению условий человеческой жизни. «Все, что я вижу, — пророчески заявлял Вольтер в письме Шовлену от 2 апреля 1761 года, — сеет семена революции, которая неизбежно придет… Французы всегда запаздывают, но в конце концов они все же достигают цели; свет понемногу настолько распространился, что взрыв произойдет при первом же случае, и тогда будет большой шум. Молодые люди поистине счастливы они увидят прекрасные вещи». Фернейская деятельность Вольтера получила общественное признание. Одним из выражений этого явился начатый в 1770 году сбор средств на статую Вольтера. В нем приняли участие все деятели просветительского движения и масса сочувствующих ему лиц, включая ряд европейских монархов во главе с Екатериной II и Фридрихом II. Созданная в 1772 году знаменитым скульптором Пигалем, статуя была увенчана лавровым венком на квартире известной актрисы Клерон в Париже. В начале 1778 года Вольтер счел, что он может позволить себе хоть на какое-то время вернуться в Париж, не спрашивая на то разрешения властей, и 10 февраля «фернейский патриарх» приехал в столицу Франции, в которой не был почти тридцать лет. Восторженный прием, оказанный Вольтеру парижанами, в глазах которых он был не только величайшим представителем современной французской культуры, но и славным борцом за справедливость и гуманность, заставил власти отказаться от замысла его новой высылки из столицы. Вольтер принимает многочисленных своих друзей и почитателей, присутствует на заседаниях Академии и театральных спектаклях, встречая со всех сторон глубоко трогающие его знаки признания и уважения. И в этих условиях Вольтер продолжает напряженную творческую деятельность, лихорадочно работает и полон новых замыслов. Он завершает новую трагедию «Ирина», которая сразу же ставится на парижской сцене, разрабатывает проект нового словаря современного французского языка. Однако его подкашивает неизлечимая и быстро прогрессирующая болезнь, что, возможно, было связано с исключительным напряжением последних месяцев его жизни. 30 мая 1753 года Вольтер скончался. Парижские церковные власти не дали разрешения на погребение его тела, а парижская полиция запретила печатать извещения о его смерти и ставить его пьесы. Племянник Вольтера аббат Миньо (брат мадам Дени), не теряя времени, втайне сумел отвезти тело покойного в провинцию Шампань и похоронить на кладбище аббатства Сельер, прежде чем там было получено запрещение местных церковных властей на совершение этого обряда. В годы революции Вольтер наряду с Руссо был признан одним из ее «отцов», и его прах по решению Учредительного собрания был 10 июля 1791 года доставлен в Париж и помещен в созданный тогда Пантеон великих людей Франции. Вольтер сознает, что деизм — это религия просвещенной публики. Что же касается темной и забитой массы, то она может удерживаться в нравственной узде лишь при помощи традиционной религии с ее загробными карами и воздаяниями. Именно по этому поводу Вольтер в свое время сказал: если бы Бога даже не было на свете, то его следовало бы выдумать И все же, что касается деизма, Вольтер здесь не был оригинален. Он скорее дал нравственно-эстетическое оформление этой идее. А в чем Вольтер был действительно оригинален, так это в своей философии истории. Здесь Вольтер был по большому счету новатором. Вместе с другим просветителем, Монтескье, он во многом предвосхитил такого крупнейшего мыслителя XIX века, как Гегель. Во всяком случае, именно Вольтер впервые употребил понятие «дух времени», которым затем будет широко пользоваться Гегель. В истории, согласно Вольтеру, действуют вовсе не мистические «духи». В ней нет также никакого божественного промысла. Бог создал природу, считает Вольтер, а историю люди делают сами. И все же делают они историю не так, как захочется. Вернее, они могут делать все так, как захочется, но если они делают то, что не соответствует «духу времени», то это вызывает некое противодействие. Так, мифические Эринии — служительницы Правды — мстили за все, что содеяно вопреки закону. Рим ограбил варваров — варвары ограбили Рим. История, согласно Вольтеру, есть последний страшный суд, и она рано или поздно все расставляет на свои места. История не поддается однозначной оценке судить однозначно — значит судить односторонне. Это Вольтер называет «пирронизмом» истории, по имени древнего скептика Пиррона, который советовал воздерживаться от определенных суждений о вещах. Ведь чувства нас обманывают, считал Пиррон, а суждения о мире у различных людей различны. Но Вольтер имеет в виду в данном случае другое, а именно объективную путаницу самой истории. Речь идет о том, что Гегель впоследствии назовет «хитростью» истории люди думают, что они осуществляют в жизни свои собственные цели, а на самом деле они реализуют историческую необходимость. Цели отдельных людей, даже выдающихся, не совпадают с тем, что получается как исторический результат. Поэтому Вольтер не был сторонником такой историографии, которая стремится проникнуть в тайны будуаров и кабинетов. Фернейский мудрец имел столь сильное влияние на современников, что 18-е столетие порой и сейчас называют веком Вольтера. Повальное увлечение Вольтером, его произведениями действительно было одной из характерных черт эпохи. В России, где Екатерина II даже решила создать в Царском Селе копию Фернея, мода на великого просветителя, получившая наименование «вольтерьянства», ставила превыше всего здравый смысл, который позволял себе насмешки над всем и вся.
Источник: 100 великих мыслителей