вооруж. столкновения, гл. цели к-рых выражаются в виде релит, требований - насаждения вероучения, обращения необращенных, получения релит, свободы, восстановления «чистоты» первонач. принципов религии, утверждения новых вероисповед. «истин», защиты «старой» веры, спасения «братьев-единоверцев», освобождения «святынь» данной религии, защиты или разрушения каких-то церк. институтов и т. д. В. р. велись между гос-вами, этнич. группами (племенами, народностями, нациями), сословиями, классами. Хотя в возникновении В. р. и играет роль релит, конфликт, порождались они более глубокими соц. причинами, вытекали в конечном счете из противоположности экономич. и политич. интересов противоборствующих гос-в и групп. Всякая В. р. получала релит, санкцию, объявлялась «св. войной». В. р. принимали форму как несправедл., грабительск. войн, служивших продолжением политики эксплуатат. классов, так и справедл., к-рые были направлены против эксплуатации, соц. и нац. угнетения. В. р. характерны для периода ра-бовлад. формации, для феод. общества. При капитализме процесс секуляризации охватывает и военную идеологию; формулировка военных целей и притязаний освобождается от релит, оболочки, хотя релит, орг-ции, как правило, освящали захватнич., империа-листич., колониальные и др. войны.
ВОЙНЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ
ВОЙНЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ
Источник: Атеистический словарь
Войны религиозные
вооруженные конфликты, происходящие в силу различных причин под знаменем защиты религ. идей. За внешней религ. оболочкой В. р. всегда кроются глубокие социальные причины, столкновение экономических и политических интересов различных классов и социальных слоев. Поэтому мотивы В. р. нельзя рассматривать в качестве основной причины вооруженных конфликтов. Их следует отнести скорее к поводу для конфликтов, хотя воюющие стороны не всегда ясно осознают и представляют себе действительные причины В. р. Под религ. лозунгом повсеместного распространения ислама происходило арабское завоевание в Передней Азии, Сев. Африке и в Юго-Зап. Европе 7 – 10 вв. Ведение «священных войн», предписываемых Кораном (см. Газават), служило инструментом для достижения определенных торговых интересов. Ярким примером захватнических В. р. являются крестовые походы зап.-европ. феодалов на Восток (11 – 13 вв.) с целью захвата торговых путей, завоевания новых земель для обедневших дворян, грабежа. Гуситские войны в Чехии (15 в., см. Гуситы) были, напротив, прогрессивными, по своей сущности национально-освободительными. Нередко В. р. объявлялись с целью подавления социальных выступлений угнетенных масс: подавление ереси католичеством (альбигойские войны 13 в., крестовый поход против крестьян Сев. Италии в 14 в.) и т. д. Борьба нарождавшейся буржуазии против феодально-католич. реакции вылилась в форму В. р. в эпоху Реформации (16 – 17 вв.). Нередко в форме В. р. происходили народные выступления крестьян против феодалов, городской бедноты против патрициев.
ВОЙНЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ
вооруж. конфликты, принимавшие в силу разл. причин облик борьбы во имя религ. целей. Религ. войнами была насыщена эпоха феодализма, господствующей формой идеологии к-рой являлась религия. Классич. примером ср.-век. В. р. могут служить крестовые походы зап.-европ. феодалов в XI-XIII вв. на Восток, называемые нок-рыми бурж. учеными даже войнами креста с полумесяцем. На самом доле это были сугубо завоеват. предприятия, вдохновлявшиеся католич. церковью во главе с папством и направленные на установление владычества зап. феодалов в ближневост. странах. Агрессивный характер носили и походы нем. крестоносцев против полабских славян (XII—XIII вв.), прибалт, народов и Руси (XIII—XIV вв.).
Иными по своей социальной сущности были арабские завоевания в Пер. Азии, Сев. Африке и на ЮгоЗападе Европы в VII—X вв., предпринимавшиеся приверженцами ислама. Позже прикрытием захватнич. целей в войнах, «ведшихся в интересах мусульм. феодалов Востока, неоднократно служило представление о «свящ. войне» - джихаде (напр., в войнах Османской империи и Ирана в XVI—XVIII вв.). По условиям времени в форму В. р. в ср. века выливались также социально- и нац.-освободит. движения. Так, религ. характер носили гуситские войны в Чехии XV в. (cм. Гуситы). Религ. элемент был весьма значителен в реконкисте - отвоевании Испании и Португалии у арабов, к-рое происходило в XI - XV вв. под флагом изгнания мусульман с Пиренейского п-ва. С XIII в. католич. церковь на Западе, бывшая оплотом феод. порядков, стремилась придать характер религ. войн организованным ею массовым гонениям на «еретиков» (см. Ересь). Таковы были альбигойские войны в XIII в., крестовый поход против сев.-итальянских крестьян, восставших под руководством Дольчипо в нач. XIV в., и мн. др. Действит. назначение этих походов состояло гл. о. в подавлении антифеод. протеста крестьянских масс и отчасти в оппозиции феодалам со стороны горожан. Широкий размах В. р. получили в эпоху Реформации XVI - XVII вв., когда под религ. оболочкой во мн. странах Европы велась борьба между прогрессивными силами нарождавшегося бурж. общества и феод.-католич. реакцией. В частности, размежевание классово-полит. сил но религ. признакам произошло во второй пол. XVI в. во Франции, где вспыхнул длит. конфликт между гугенотами и католиками. Термин В. р. нередко применяется (преимущественно в бурж. историографии) специально для обозначения именно «гугенотских» войн.
Междунар. реакция в новейшее время также использует ср.-век. идею В. р. Так, церковники освящали империалистич. войны молебнами о «даровании побед» армиям своих стран и, т. о., способствовали сокрытию от народов подлинных причин и целей войн, развязанных империалистами. Провозглашая при активной поддержке церковников «крестовые походы» против коммунизма и СССР, империалистич. пропаганда стремится посеять в массах вражду к социалистич. странам, коммунистич. и рабочим партиям, разжечь среди верующих религ. фанатизм и таким путем оправдать подготовку новой мировой войны. Были случаи, когда империалистич. агентура инспирировала религ. конфликты в Целях ослабления освободит. движения (напр., индо-мусульм. столкновения 1947 в Индии). При всех обстоятельствах В. р. отличались, как правило, особой жестокостью, сопровождались резким обострением нетерпимости и фанатизма. Стремление придать религ. окраску различным по содержанию социально-полит. конфликтам находится в противоречии с интересами трудящихся, затемняет их классовое сознание, препятствует правильному определению ими своего места в борьбе за переустройство мира. М. А. Заборов
Иными по своей социальной сущности были арабские завоевания в Пер. Азии, Сев. Африке и на ЮгоЗападе Европы в VII—X вв., предпринимавшиеся приверженцами ислама. Позже прикрытием захватнич. целей в войнах, «ведшихся в интересах мусульм. феодалов Востока, неоднократно служило представление о «свящ. войне» - джихаде (напр., в войнах Османской империи и Ирана в XVI—XVIII вв.). По условиям времени в форму В. р. в ср. века выливались также социально- и нац.-освободит. движения. Так, религ. характер носили гуситские войны в Чехии XV в. (cм. Гуситы). Религ. элемент был весьма значителен в реконкисте - отвоевании Испании и Португалии у арабов, к-рое происходило в XI - XV вв. под флагом изгнания мусульман с Пиренейского п-ва. С XIII в. католич. церковь на Западе, бывшая оплотом феод. порядков, стремилась придать характер религ. войн организованным ею массовым гонениям на «еретиков» (см. Ересь). Таковы были альбигойские войны в XIII в., крестовый поход против сев.-итальянских крестьян, восставших под руководством Дольчипо в нач. XIV в., и мн. др. Действит. назначение этих походов состояло гл. о. в подавлении антифеод. протеста крестьянских масс и отчасти в оппозиции феодалам со стороны горожан. Широкий размах В. р. получили в эпоху Реформации XVI - XVII вв., когда под религ. оболочкой во мн. странах Европы велась борьба между прогрессивными силами нарождавшегося бурж. общества и феод.-католич. реакцией. В частности, размежевание классово-полит. сил но религ. признакам произошло во второй пол. XVI в. во Франции, где вспыхнул длит. конфликт между гугенотами и католиками. Термин В. р. нередко применяется (преимущественно в бурж. историографии) специально для обозначения именно «гугенотских» войн.
Междунар. реакция в новейшее время также использует ср.-век. идею В. р. Так, церковники освящали империалистич. войны молебнами о «даровании побед» армиям своих стран и, т. о., способствовали сокрытию от народов подлинных причин и целей войн, развязанных империалистами. Провозглашая при активной поддержке церковников «крестовые походы» против коммунизма и СССР, империалистич. пропаганда стремится посеять в массах вражду к социалистич. странам, коммунистич. и рабочим партиям, разжечь среди верующих религ. фанатизм и таким путем оправдать подготовку новой мировой войны. Были случаи, когда империалистич. агентура инспирировала религ. конфликты в Целях ослабления освободит. движения (напр., индо-мусульм. столкновения 1947 в Индии). При всех обстоятельствах В. р. отличались, как правило, особой жестокостью, сопровождались резким обострением нетерпимости и фанатизма. Стремление придать религ. окраску различным по содержанию социально-полит. конфликтам находится в противоречии с интересами трудящихся, затемняет их классовое сознание, препятствует правильному определению ими своего места в борьбе за переустройство мира. М. А. Заборов