ВНЕШНИЙ МИР
Внешний мир
совокупность существующих вне сознания человека и независимо от него материальных предметов, явлений, их отношений и взаимосвязей. В. м. — источник познания. Человек познает В. м. — природу и об-во в процессе общественно-производственной практики. С т. зр. идеализма В. м. либо продукт творчества сверхмирового духовного существа (объективный идеализм), либо продукт сознания личности (субъективный идеализм).
Источник: Философский словарь. 1963
Внешний мир
многокомпонентное, в том числе, междисциплинарное понятие; 1) (обыденное восприятие) прежде всего то, что не относится к внутреннему миру, к психической жизни человека, к наивному восприятию внешнего мира; 2) (физический внешний мир) мир, включающий и наше тело, как источник раздражений для наших органов чувств; этот мир одинаков для всех людей (хотя и воспринимается по-разному каждым из индивидов), непознаваем по сути и доступен лишь косвенно, в том числе физике; 3) (внешний мир созерцания) сфера психического (как предмет психологии) каждого из индивидуумов (микрокосма) с его неповторимым восприятием, но таким, что эти отдельные внешние миры созерцания, как правило, достаточно сходны друг с другом, чтобы обеспечить взаимопонимание. Противоположное понятие — внутренний мир.
ВНЕШНИЙ МИР
(Außenwelt) — прежде всего то, что не относится к внутреннему миру, к психической жизни человека (наивное восприятие внешнего мира). В философском смысле, исходя из теоретико-познавательных представлений (см. Реализм [трансцендентальный, критический]), следует различать два значения этого понятия: 1)физический внешний мир, включающий и наш организм; он является источником раздражений для наших органов чувств; в нем заключены также все физиологические процессы, совершающиеся в нашем организме; этот мир одинаков для всех людей, но он непознаваем (см. Действительность) и физике, занимающейся исследованием явлений физического мира, он доступен лишь косвенным образом (см. Видимость); 2) внешний мир созерцания, включающий отношение «тело
Я» (см. Я); сюда относится сфера психического, составляющая предмет исследования психологии. Во всяком случае, законы, действующие во внешнем мире созерцания (окружающий мир, среда), являются законами психологического порядка. Каждый человек, вообще каждое живое существо, обладающее органами чувств, имеет свой особый внешний мир созерцания (см. также Микрокосмос). Однако все эти отдельные внешние миры созерцания, представляющие собой (сильно упрощенные) отражения, замещения, символы (см. у Н. Гартмана) физического внешнего мира в целом, как правило, достаточно сходны друг с другом, чтобы обеспечить взаимопонимание. Противоположное понятие — внутренний мир.
Н. А. Lindemann. Die Erkenntnis der A. u. d. psychophysische Problem, in: ZphF, III, 1949; G. Kropp. Das A. problem i. d. mod. Atomphysik, 1948; другую литературу см. Учение о познании.
Я» (см. Я); сюда относится сфера психического, составляющая предмет исследования психологии. Во всяком случае, законы, действующие во внешнем мире созерцания (окружающий мир, среда), являются законами психологического порядка. Каждый человек, вообще каждое живое существо, обладающее органами чувств, имеет свой особый внешний мир созерцания (см. также Микрокосмос). Однако все эти отдельные внешние миры созерцания, представляющие собой (сильно упрощенные) отражения, замещения, символы (см. у Н. Гартмана) физического внешнего мира в целом, как правило, достаточно сходны друг с другом, чтобы обеспечить взаимопонимание. Противоположное понятие — внутренний мир.
Н. А. Lindemann. Die Erkenntnis der A. u. d. psychophysische Problem, in: ZphF, III, 1949; G. Kropp. Das A. problem i. d. mod. Atomphysik, 1948; другую литературу см. Учение о познании.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961