ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ
ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ
специфически оформленные знания, полученные на основе повседневного опыта людей, непосредственно не связанного с науч. деятельностью. Носителями В.з. явл., как правило, особые соц. группы, деятельность к-рых осуществляется в рамках к.-л. профессии, связанной с образованием, здравоохранением, правом, хранением информации, управлением и т.п. В отличие от науч. знания В.з. не обладает свойствами всеобщности, необходимости (закономерности), системности и проверяемости. К В.з. относят и паранауч. (см. Паранаука) знания, обычно оцениваемые учеными негативно, а также неявные, т.е. не выраженные полностью в вербальной форме, знания (см. Полани). Лит.: Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990; Полани М. Личностное знание. М., 1985. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Вненаучное знание
знание, не вписывающееся в жёсткие каноны научной рациональности, а также представляющее собой способ освоения действительности, отличный от науки. В трактовке вненаучного знания можно выделить несколько моментов: 1) это обыденное знание, возникающее в процессе повседневной практической деятельности людей, оно выражается естественным языком, гармонично встраивается в природную среду; 2) это знание, добываемое в оккультно-мистической практике (магия, теософия, алхимия, астрология и т. п.), которое, как правило, носит эзотерический характер; 3) внутри науки существует маргинальный пласт знаний, который до поры до времени игнорируется сообществом учёных. С развитием науки некоторое количество этого невостребованного знания актуализируется, что приводит к расширению границ науки.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ
формы знания, которые не укладываются в критерии научности: обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое, мифологическое и др. К вненаучному знанию относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистику и эзотерику, так назывыемые «оккультные науки». Выделяют следующие виды вненаучных знаний: 1) ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира; 2) донаучное - предварительная база научного; 3) паранаучное - несовместимое с имеющимся познавательным стандартом; 4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; 5) квазинаучное знание - основанное на иерархизированной и идеологизированной науке; 6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающие представления о действительности; 7) псевдонаучное -спекулирующее на совокупности популярных теорий (чудовище из озера Лох-Несс, снежный человек и т.д.).
Источник: Тематический философский словарь
ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ
знание, не вписывающееся в жесткие каноны научной рациональности, а также представляющее собой способ освоения действительности, отличный от науки. Постановка проблемы В. з. в истории философии связана с развитием позитивизма и сциентизма, с идеей демаркации науки и ненауки. Согласно сциентистам, знание может быть только научным, только в науке формируется подлинное знание. Как позитивизм, так и сциентизм не учитывают тот факт, что многообразие знаний обусловлено многообразием практик, что в культуре помимо науки существуют различные другие феномены, в рамках которых рождается специфическое знание.
Большое количество информации о мире поступает не из науки, а из других видов знания. Появление самой науки было возможно на основании того опыта, который был накоплен в донаучных видах знания. В трактовке В. з. можно выделить несколько моментов. Во-первых, В. з. является обыденным знанием, возникающим в процессе повседневной практической деятельности людей, оно выражается естественным языком, гармонично встраивается в природную среду. Во-вторых, В. з. - это знание, добываемое в оккультно-мистической практике (магия, теософия, алхимия, астрология и т. д.), которое, как правило, носит эзотерический характер. В-третьих, внутри науки существует маргинальный пласт знаний, который до поры до времени игнорируется сообществом ученых. С развитием науки некоторое количество этого невостребованного знания актуализируется, что приводит к расширению границ науки, к открытию новых проблем и перспектив. Происходит трансформация знания: оно из вненаучного превращается в научное.
В. М. Селезнев
Большое количество информации о мире поступает не из науки, а из других видов знания. Появление самой науки было возможно на основании того опыта, который был накоплен в донаучных видах знания. В трактовке В. з. можно выделить несколько моментов. Во-первых, В. з. является обыденным знанием, возникающим в процессе повседневной практической деятельности людей, оно выражается естественным языком, гармонично встраивается в природную среду. Во-вторых, В. з. - это знание, добываемое в оккультно-мистической практике (магия, теософия, алхимия, астрология и т. д.), которое, как правило, носит эзотерический характер. В-третьих, внутри науки существует маргинальный пласт знаний, который до поры до времени игнорируется сообществом ученых. С развитием науки некоторое количество этого невостребованного знания актуализируется, что приводит к расширению границ науки, к открытию новых проблем и перспектив. Происходит трансформация знания: оно из вненаучного превращается в научное.
В. М. Селезнев
Источник: Современный философский словарь