Вложенные системыВМЕНЯЕМОСТЬ

Вменение

Найдено 1 определение:

Вменение (в вину, в праведность)

(Imputation). Общая концепция, теологичеекое ядро крой составляет идея искупления. Лат. imputare дословно означает "зачислять", "ставить в счет", "приписывать", адекватно передавая смысл греч. logizomai. Это судебноюридическое понятие отчасти восходит к коммерческой и правовой терминологии грекоримского мира: тот, кому чтото "поставлено в счет", несет ответственность перед законом. Именно в этом смысле нужно понимать слова ап. Павла, крый обращается к Филимону с просьбой вменить ему долг Онисима: "Если же он чем обидел тебя... считай это на мне" (Флм 18). К-ром е того, понятие "вменение" имеет отчетливо еврейские корни (см. hasab  "приписать", "записать на чейто счет"); оно использовалось, напр., применительно к практике жертвоприношения (см. Лев 7:18: "тому ни во что не вменится "; Лев 17:4). Важно отметить, что в ВЗ это понятие применяется даже к тем суждениям, крые лишены непосредственной объективной основы для такого употребления (напр., Быт 31:15: "Не за чужих ли он нас почитает?"; 2Пар 9:20).

В НЗ говорится о христианах, крым вменяется "чужая праведность" от Бога как "дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа" (Рим 5:15). Как Бог вменил Аврааму праведность только в силу его веры (Быт 15:6; Рим 4:3), и другие люди получают такую же милость  Бог не вменяет им совершенных ими беззаконий (Пс 31:12; Рим 4:78). Это соответствует природе Бога и обусловлено не человеческими заслугами, а Его любовью (Рим 5:6 и дал.).

Раскрывая свою мысль о "судебной" благодати, укорененной только в Иисусе Христе, через Которого мы обретаем примирение, ап. Павел противопоставляет служение Христа греху Адама, через крого грех, вина и смерть вошли в мир (Рим 5:1214). Во Христе мы получили искупление, в Адаме мы судимы как грешники (Рим 5:1521; см. 1 Кор 15:2122). О точном смысле этого сравнения спорят уже много веков. Допустимо ли считать, что человечество судят за "чужой грех"? Не будет ли такая идея иррационально, жестоко, спорно и даже фаталистически противоречить гораздо большему числу библейских свидетельств о том, что человеку предоставлена свобода воли и он сам несет за свои действия ответственность (см. Иез 18:120)?

В Vb. Пелагий заменил понятие "вменение" менее жестким "подражанием". Он доказывал, что, хотя все люди рождены свободными и могли не совершать грехов, они тем не менее грешат, следуя примеру Адама. Такая точка зрения противоположна той, что исходила от Августина. Ее вновь и вновь отвергала ортодоксальная Церковь(хотя она возродилась уже в наше время,  напр., в либеральном протестантизме).

Как в этом случае следует понимать вменение Адамова греха человечеству? Есть точка зрения, согласно крой сам смысл правосудия Божьего заставляет рассматривать вмененность Адамова греха как реальность, а не как образ: еели, по сути дела, все человечество согрешило с Адамом, то налицо его собственная вина, а ни в коей мере не "чужая". Но "реалисты" испытывают немалые затруднения, когда пытаются объяснить, каким же образом мы могли быть вместе с Адамом при совершении греха.

Другая концепция, крую отстаивает, напр., Вестминстерское исповедание, видит в Адаме представителя человечества: Бог, создавая человеческое сообщество, заключил с ним договорчерез главу его, Адама. В таком случае греховное решение, принятое Адамом,  и наше решение, его вина и наша вина. Объяснение это часто называют "федералистским ", сравнивая его с понятием "федералистского правления".

Хотя в конце концов природа божественного вменения остается тайной, библейски ориентированное понимание этой концепции позволяет сделать еледующие выводы:

(1) В соответствии с формулировкой ап. Павла, "вменение" прославляет Бога за Его благодать во Христе. Вменение связано со спасением, с дарованной нам "чужой" праведностью, как если бы праведными были мы.

(2) Христос для ап. Павла не только тема обсуждения, но и отправная точка.

В контексте Божьего "да", сказанного человечеству с креста (и в законе), мы можем понятьвесь ужас Его "нет" (Рим 5:13). В Адаме Бог признал виновным весь человеческий род, но только через Христа это осознается во всей полноте (см. Его возглас: "Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"  Мк 15:34: см. Ис 53:46; 2Кор5:21).

(3) Учение о вменении греха никогда не отрицало личной свободы и вины человека. В нем,скорее, подчеркивается всеобщая сопричастность человечества греху. Понятие "вменение" не прощает грех, не объясняет его, а только судит о нем. Чтобы искоренить грех, мы нуждаемся в благодати Божьей (см. Рим 6:23).

(4) Акцент на изначально корпоративной природе человеческого греха, на солидарной вине людей  только один полюс библейского провозвестия. Социальное измерение греха нуждается в постоянном, пусть и парадоксальном противовесе в виде личностноиндивидуальных его измерений (1 Ин 1:910). Будучи падшими людьми, мы живем жизнью грешников (т.е. независимо от Бога) и проявляем нашу греховность. Поскольку Бог осудил человека и отошел от него, мы способны поклоняться только творению, но не Творцу. И все же именно мы должны сделать выбор, отказавшись подчиняться и следовать нашим своевольным страстям.

(5) Аналогия между Адамом и Христом не проста и не исчерпывающа. Вменение праведности остается случайным, свободным и незаслуженным актом милосердия, а вменение вины закономерно и подтверждает наказание, к-ром у Бог подверг человечество. Ап. Павел сам подчеркивает опасность слишком прямой аналогии, отличая "дар благодати" от "преступления" (Рим 5:15).

(6) Вменение Богом греха и вины, будучи судебным актом, не требует к.л. предпосылок в жизни конкретного человека: "... не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем еделались праведными пред Богом" (2 Кор 5:21). Однако из библейских свидетельств, относящихся ко всем, кто наследует Адаму, вытекает, что такие предпосылки были: "...все согрешили и лишены славы Божией" (Рим 3:23). Вменение вины  не каприз, а проявление правды и милости Божьей (Иез 18:2532). Человечество не просто объявлено виновным; его вина воочию проявилась.

R. К. Johnston (пер. Ю.Т.)

Библиография: G.C. Bcrkouwer, Sin; ?. ?. Hodge, The Atonement; ?. W. Heidland, TDNT. IV, 28492; J. Murray, The Imputation of Adams Sin.

См. также: Адам; Грехопадение; Грех.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме Вменение — 0

Найдено научныех статей по теме Вменение — 0

Найдено книг по теме Вменение — 0

Найдено презентаций по теме Вменение — 0

Найдено рефератов по теме Вменение — 0