ВИВАРТА-ВАДА

Найдено 1 определение
ВИВАРТА-ВАДА
санскр. vivarta-vada — учение о видимости) — концепция причинности, выдвинутая в адвайтаведанте Шанкары. Считается одним из вариантов саткарья-аады (букв.— учение о реальности следствия), т.е. учения о том, что следствие уже имплицитно заложено в причине, целиком ею определяется и не вносит своим появлением ничего нового. С т. зр. адвайты причина и источник мира—это высший Брахман, о котором из священного писания известно, что он всегда остается постоянным, неизменным и не подвержен каким бы то ни было трансформациям (паринама). Поскольку адвайта не признает иной реальной сущности помимо Брахмана, а эмпирический мир отличается многообразием и изменчивостью, само творение должно рассматриваться как «иллюзия» (майя), «видимость» (виварта). Иначе говоря, следствие, т. е. вся вселенная, лишь иллюзорно «накладывается» на вечную природу Брахмана; в этом смысле вселенная может считаться тождественной Брахману, коль скоро с тем никогда ничего и не происходило. Концепция виварта-вады в адвайте предполагает различение уровней реальности и знания (сама идея разведения «высшего» — «парамартхика» и всего лишь «практически удобного», «суетного» знания «самврити» заимствована Шанкарой у буддиста Нагарджуны). На уровне «высшей истины» (парамартхикасатья) существует лишь вечный Брахман, тождественный чистому Атману, тогда как на уровне «практически удобной», «профанической истины» (вьявахарика-сатья) располагаются все явления феноменально явившейся вселенной—Бог-творец Ишвара, множество отличных друг от друга душ, неодушевленные предметы; их существование обусловлено «видимостью» (виварта), «неведением» (ввндья), игрой «космической иллюзии» (майя), однако не может считаться полностью нереальным, поскольку в конечном счете опирается на реальность самого Брахмана. Н. В. Исаева

Источник: Новая философская энциклопедия