Вишнуизм

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Вишнуизм
Индийский культ бога Вишну и его многочисленных аватар, из которых самым значительным является Кришна.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

ВИШНУИЗМ
одно из крупнейших направлений индуизма, почитающее Вишну (Кришну) как абсолютного Бога. Развитие образа самого Вишну шло параллельно со втягиванием неарийских культов в ведическую религию. В эпоху поздних бед (начало I тыс. до н. э.) в Северной Индии существовал ряд массовых неведических культов, в том числе культ божества Нараяны — воплощения водной стихии. Уж с VIII—VII вв. до н. э. Вишну понимается как Нараяна, покоящийся в первозданных мировых водах. Образ Вишну постепенно сливался и с образом могущественного бога Васудевы. Васудева — воплощение Бхагавата, о котором говорится в Бхагавадгите. Васудеву, а также его брата, бога Санкаршану (Баладеву), почитали методами преданной любви (бхакти); эти практики перешли в В. Параллельно шел процесс вхождения в В. и образа Кришны — бога местных пастушеских племен. Около 300 г. до н. э. возникло течение бхагавата, в рамках которого и была создана Бхагавадгита. Иногда бхагавату отождествляют со школой панчаратра, развивавшую теорию вьюх (манифестаций) Бхагавата: согласно этой теории, он последовательно проявляет себя в различных формах, порождая при этом пракрити, принцип рассудочности, принцип самосознания, пять первоэлементов бытия и бога-творца Брахму. Тексты панчаратры (108 самхит), на которые отчасти оказал влияние тантризм, стали основой культовой жизни последующего В. Позднее идеи аватар Вишну вытеснили доктрину вьюх. При династии Гупт (IV-VI вв.) В. — самое влиятельное религиозное течение; цари считали себя земными воплощениями Вишну. Еще до падения Гупт В. распространился на юге Индии, где его проповедовали альвары — святые поэты-певцы. На основе развития идей альваров и последующих учителей (ачарьев) в В. в XI—XIII вв. сформировались четыре крупные теистические системы (см. Веданта). В Средние века в рамках В. активно развивалось движение бхакти, достигнув своего апогея в XV-XVI вв. Под руководством Чайтанъи сложилась отдельная линия вишнуитского бхакти — гаудия. Получили известность вишнуитские религиозные центры Шрирангам, Тирупати, Джаганнатха Пури. В XIX—XXвв. В. переживает очередной всплеск развития, связанный с новыми организационными формами своих школ, что протекает уже в рамках неоиндуизма.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

ВИШНУИЗМ
наиболее распространенная наряду с шиваизмом и брахманизмом инд. религия послеведич. периода (см. Веды). Осн. объектом почитания является бог Вишну и его воплощения – боги Рама и Кришна. Будучи второстепенным богом в ведической религии, в период ее упадка (6–5 вв. до н.э.) Вишну становится гл. богом кшатриев (воинов) наряду с Шивой-Рудрой – гл. богом брахманов (жрецов). В сер. 1-го тысячелетия до н.э. обострилась классовая борьба между кшатриями и брахманами. Отражением этой борьбы в среде кшатриев явилось создание В., джайнизма и буддизма. Общим для этих филос.-религ. систем явилось отрицание кровавых жертвоприношений, проповедь ахимсы (ненасилия) и т.д. Отличит. чертами В. являются теизм и учение о бескорыстной любви (бхакти), к-рое сочеталось в В. с учением о необходимости выполнения долга (карма-йога). Учение о долге, определяемом обществ. положением (кастой), было развито в осн. лит. памятнике В. – Бхагавадгите. Развитие идей В. происходило в течение 3–1 вв. до н.э. и ярко отражено в эпосе – "Махабхарате" и "Рамаяне". Различные компоненты, входившие в В., мифологически выразились в "именах" Вишну. Наиболее древнее имя Вишну – Нараяна – отражает космогонич. теорию о первичных космич. водах, давших начало миру. Вскоре он был отождествлен с вождем Кришной ("Черный"), выразившим идеалы кшатриев. В сер. 1-го тыс. до н.э. начинается поглощение В. буддизмом. Будда провозглашается воплощением Вишну, а буддийская династия Гуптов принимает В. как государств. религию. В. идейно связывается с материалистической в своей основе филос. школой санкхья, к-рая развивала целостное учение о мире как о периодич. разворачивании и сворачивании природы (пракрити). Дуализм этой системы проявляется в учении о бездеятельности духа (пуруши) и деятельности материальной природы. Эта концепция выражена мифологически в позднем тексте "Махабхараты" – в "Нараяния" и в "Бхагавата-Пуране". Полное филос. обоснование В. дал Рамануджа, к-рый развил дуалистич. концепцию санкхьи в духе наивно-диалектич. монизма веданты. Лит.: Махабхарата, пер. с санскр., кн. 1, М.–Л., 1950; Махабхарата, пер. с санскр., [т.] 1–4, Ашхабад, 1955–58; Bhandarkar R. G., Vaishavism, ?aivism and minor religious systems, Stras., 1913 (Grundriss der indo-arischen Philologie und Altertumskunde, Bd 3, H. 6); Masson-Oursel P., de Wi11mann-Grabоwska H., Stern Ph., L´Inde antique et la civilization indienne, P., 1933: Macnicol N., Tne living religions of the Indian people, L., 1934. Б. Смирнов. Ашхабад.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ВИШНУИЗМ

        одно из главных, наряду с шиваизмом, направлений индуизма, монотеистич. почитающее Вишну в кач-ве верховного божества, Абсолюта и одновременно — личностного бога, воплощающегося на земле в териоморфном или антропоморфном облике (см. АВАТАРА). Следы величия Вишну обнаруживаются в "Ригведе", где он известен своими "тремя шагами", интерпретируемыми традиционно в связи с солярностью образа как три фазы солнца или же, что более принято, в космогенетич. Плане — как устроение тройственной вселенной — земли, неба и промежуточного пространства (см. ТРИВИКРАМА). Соратник Индры в демоноборчестве, ведийский Вишну уступает ему в значении, тогда как в эпич. переложении мифа о сокрушении Индрой Вритры Индра одерживает победу только благодаря абсолютному могуществу Вишну. Его возвышение начинается с брахман, где он отождествляется с жертвоприношением как силой космогенеза. С именем Васудэвы, отождествленного с Кришной-Бхагаваном, связывается возникновение на рубеже н. э. религ. доктрины бхагаватизма, получившей свое воплощение в священном тексте индуистов — ´Бхагавад гите", входящей в VI кн. "Махабхараты". В религии бхагаватов на смену безличному Абсолюту, началу вселенной, приходит личностный бог, к к-рому верующий испытывает сильную эмоциональную привязанность — бхакти. Завершающим пунктом формирования собств вишнуитской мифологии считается отождествление Вишну и Кришны. Кришне, одному из наиб, почитаемых воплощений (аватар) Вишну, в приложении к "Махабхарате" — "Хариванше", а также в пуранах, присущи черты обожествленного героя скотоводч. племен (абхиров, ядавов, вришниев, сатватов); ср. именование Вишну в "Ригведе" — Гопал (Пастух), поскольку тучи ассоциировались с коровами. В пуранах, в связи с раскрытием философского смысла системы вьюх, духовных эманации верховного божества, встречаются сведения о существовании в древности культа пяти братьев-героев из племени вришниев, среди к-рых, наряду с Васудэвой, называется и Санкаршана; изнач. — местное божество плодородия, тот постепенно сливается с Нараяной, к-рый, прежде чем был отождествлен с Кришной-Васудэвой, а затем и с Вишну, почитался как самостоятельная фигура, возможно, аборигенного происхождения, ассоциирующаяся с погребальным обрядом, человеч. жертвоприношением и ритуальным экстазом. В цепи идентификаций, сопровождавших процесс сложения вишнуитской мифологии, — эпическая пара мудрецов-драконоборцев Нара-Нараяна, где Нара — герой "Махабхараты" Арджуна в прошлом рождении, а Нараяна — Кришна-Васудэва. Наиболее чтимая до сих пор вишнуитская тиртха — Вишала-Бадари. В распространении вишнуизма в средневековье особая роль принадлежит проповедникам-гуру, среди которых — Рамануджа (XI в.), Мадхва (XIII в.), его последователь Рамананда и Кабир (XV в.).
С. Невелева

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
702.57 кб

Мистический опыт и его интерпретации: проблемы исследования (на примере бенгальского вишнуизма)

Ватман Семён Викторович
В статье рассмотрены проблемы, неизбежно возникающие в ходе исследований мистического опыта; как пример взята традиция бенгальского вишнуизма, в которой был выработан примечательный способ вербального выражения данного предмета.
Читать PDF
667.70 кб

Рецепция мистического опыта в бенгальском вишнуизме vi-xviii вв. Как предмет научного исследования

Ватман Семён Викторович
В статье обоснована необходимость научного исследования рецепции мистического опыта в бенгальском вишнуизме XVI-XVIII вв.