ВИНО

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВИНА
Санскр.) Разновидность большой гитары, применяется в Индии
и Тибете, изобретение которой приписывается по-разному - Шиве,
Нараде и другим.

Источник: Теософский словарь

ВИНА
нарушение моральных или юридич. норм и переживания, связанные с этим. Религия мистифицирует В., представляя ее звеном в отношениях между человеком и фантастич., сверхъестеств. началом. В религ. этике, особенно христианской, В. рассматривается как изначальная характеристика человеч. существования.

Источник: Атеистический словарь

ВИНА
нарушение морального долга, какого-либо правила вообще. Опыт вины связан с чувством нашей ответственности, придающим ей моральное значение: вина связана лишь с нами, с субъектом действия. Именно в этом смысле вина отличается от поражения, которое связано с событиями, внешними условиями. Наберт в «Началах этики» (1943) описал чувство вины как чувство невозможности узнать себя в действии, совершенном нами в прошлом: личность не может взять на себя прошлое, которое она отталкивает от себя как ошибку. Вообще вина имеет место тогда, когда индивид не осуществляет то, что мы вправе от него ожидать.

Источник: Философский словарь

ВИНА
нарушение морального долга, какого-либо правила вообще. Опыт вины связан с чувством нашей ответственности, придающим ей моральное значение: вина связана лишь с нами, с субъектом действия. Именно в этом смысле вина отличается от поражения, которое связано с событиями, внешними условиями. Вообще вина имеет место тогда, когда индивид не осуществляет то, что мы вправе от него ожидать. Наиболее мучительными для человека, чувствующего свою вину, являются душевные страдания, связанные с муками совести, раскаянием, стыдом. «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» (Л. Н. Толстой). В евразийской философии эту проблему человека прекрасно выразил Шакарим – жить надо по совести.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Вина
высокая оценка или самооценка, при которой причина негативного действия возлагается на душу или разум конкретного человека, который, якобы, мог проявить сообразительность или же осуществить более высокий выбор. Часто вина человеком не ощущается, ибо его чувственная душа стягивает на себя все ресурсы и оправдывает его действия со своей вершины, отсекая в анализе критерии высокой души. В таком случае, чаще всего, человек ищет вину в случившемся негативном действии вне себя. Последнее есть признак несозревшей души, детской. Созревшая душа отличается ответственностью. Неосознанное чувство вины может проявляться реакциями организма через состояния тела, измененные состояния сознания или через локальные нарушения – боли, жжения, зуд, заболевания. В последнем случае человек начинает сознательно искать возможность освободиться от этих болезненных ощущений.

Источник: Краткий критериологический словарь

ВИНИ
карточная масть.Им соответствует первоэлемент воздух. Священным атрибутом являлось копье Лонгина. Вначале для него была характерна белая семантика, хотя в дальнейшем белый цвет был заменен черным. Худшая масть, символизирующая разрушение и насилие. Особенно опасной считалась карта виновой дамы. Зачастую ее библейской персонификацией считалась Юдифь. С другой стороны, вини имели при гаданиях значение приятной надежды, удачи в предприятии и успеха. Виновый туз предвещал печальное письмо. Виновый король олицетворял врага. Виновая дама подразумевала исполнение желаний. Виновый валет указывал на пустые хлопоты. Виновая десятка означала болезнь. Виновая девятка грозила потерей друга. Виновая восьмерка предостерегала от опасностей. Виновая семерка предсказывала ссору. Виновая шестерка предрекала несчастливую дорогу. Источ.: Тайны черной и белой магии. Минск, 1998.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

ВИНА
(Schuld) — то, что достойно упрека. Осуждая человека, ему ставят в вину то, что он вел себя неправильно и решал несправедливо, хотя мог бы вести себя правильно, а решать справедливо. Внутренняя причина упрека в вине заключена в том, что человек предопределен к свободному, ответственному, нравственному самоопределению и поэтому обладает способностью решать справед ливо, выступая против несправедливого и избегая того, что запрещено. Побуждение поступить неправильно может овладеть человеком, способным к правильному действию, в том случае, если он не знает запретительных норм или недооценивает их. В этом случае нарушения запрета действующий человек также бывает не в состоянии решиться действовать вопреки несправедливому. Шиллер считал вину «величайшим злом», а Гёте говорил, что вся вина на земле отмщена. См. Раскаяние, Пограничная ситуация, Свобода.
С. Schmitt. Über S. u. S.arten, 1910; M. Brugger. S. und Strafe, 1933; W. Schöllgen. S. und Verantwortung, 1947;
Stein. Gedanken überdies., 1947; W. Bitter (Hg.). Angst und S., 1971; B. Lauret. S.erfahrung u. Gottesfrage bei Nietzsche u. Freud, 1977.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ВИНО
алкогольный напиток (традиционно из винограда), получаемый в процессе искусственной ферментации. Один из древнейших религиозных символов амбивалентного типа. В ряде культов трактовалось как символ ложной жизни, ложного света Вселенной, как творение Дьявола. (Предполагалось, что в рамках репертуаров потребления В. животная природа человека высвобождается от духовных уз, люди вовлекаются в противоестественные излишества). Древние египтяне веровали, что виноград произрастает из крови мертвых, похороненных в земле. В., таким образом, (в особенности красное) ассоциировалось с кровавыми жертвоприношениями. Одновременно в ряде культовых систем В. связывалось с юностью и вечной жизнью, с божественным опьянением души. Воспето греческими и персидскими поэтами. По их мнению, В. предоставляет человеку шанс на краткий миг находиться в состоянии бытия, обычно присущего богам. В таинстве евхаристии верующий, вкушая хлеб и В., причащается тела и крови Христовых ("И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя...", Матф. 26, 27-28). В традициях раннего христианства Иисус являлся объектом поклонения в состоянии винного экстаза точно так же как и его языческие прототипы (Вакх, Дионис и др.). Многие авторы прибегали к образу В. в описании собственного оригинального мистического опыта (Макарий, сторонники суфизма и др.). (См.: также Суфизм, Хайам).
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

ВИНО
многофункциональный, амбивалентный символ. С одной стороны, вино символизирует познание. В нем есть имманентная глубина, отсутствующая в воде. Особых знаний требует изготовление качественных вин. Чтобы оценить вино, необходим эстетический вкус. В алхимии вино — катализатор творчества. С другой стороны, вино — источник дионисийской энергетики и опьянения. Винопитие непременно сопровождают вакханалии. Вино считается символом греховности. В исламской культуре употребление вина категорически осуждается. По преданию, после того как Мухаммед поел свинины и попил вина, он заснул и потерял стадо овец, которое пас. Когда пророк проснулся, он осознал, как вредно есть свинину и пить вино. Правда, у суффиев виноград и вино символизируют две ступени посвящения. Адептом символики вина выступает Омар Хайям. Считается, что винопитие составляло один из аспектов солнечных мистерий, поэтому при лунных ритуалах практиковалось курение трав. Вместе с тем вино символизирует мужественность. Оно превращает трусливого в храброго, молчаливому развязывает язык, бездарного делает поэтом. Воины употребляли вино перед боем. В эзотерике путь вина символизирует радикальность и решительность, в отличие от пути молока. Вино обладает и целебными свойствами. В христианской культуре оно символизирует кровь Христову и используется при причастии. У католиков вином причащаются только лица духовного сана. Смешанное с водой, вино образует жидкость, символизирующую две природы в Христе — Божественную и человеческую. Причем Божественная характеризуется именно вином. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

ВИНА (виновность)
положение (состояние), противоположное правоте, в к-ром оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, совершивший проступок или преступление. Состояние В. является выражением морального отношения, в к-ром личность находится к др. людям и к об-ву в целом. Поскольку человек, опираясь на разум и волю, выбирает свой образ действий и ответствен перед об-вом за собственные поступки, он выступает как виновный, если избежал возложенной на него ответственности, пренебрег принятыми моральными ценностями и не исполнил своего нравственного долга. В праве установление В. человека, игнорирующего общественные интересы и нормы, является основанием для понесения им наказания, в морали же В. влечет за собой лишь осуждение (Санкция, Поощрение и наказание). В том случае, когда человек сам признает свою В., он может (в зависимости от его мировоззренческой, нравственной зрелости) испытывать страдание, угрызения совести, раскаяние, чувство стыда или же просто страх перед возмездием. В религиозной морали В. признается изначально присущим человеку свойством, следствием первородного греха. Поэтому искупление В. ставится здесь, прежде всего, в зависимость от божьей благодати. В нек-рых направлениях совр. буржуазной философии В. рассматривается также в качестве постоянной характеристики личности. Напр., для фрейдизма В. является результатом напряженности, непременно возникающей из-за несовпадения требований «Сверх-Я» (совести и установок об-ва) и достижений «Я» (сознавая, ориентирующегося на реальность), согласно экзистенциализму, человек виновен уже потому, что никогда не реализует возможностей своего существования, не коммуникабелен и одинок (а почему склонен к межличностным конфликтам), противостоит природе. Марксистская этика, наоборот, считает временным и конкретно обусловленным состоянием человека, следствием его собственных аморальных поступков (включая отказ от действий, ожидаемых от него об-вом) Подобное состояние всегда может преодолеть путем осознания своей В.

Источник: Словарь по этике

ВИНА
состояние человека, обусловленное нарушением им долга, требований авторитета, обязанностей, накладываемых законом или соглашением (договоренностью). Противоположностью В. является заслуга, к-рая признается за человеком, совершившим действия, превышающие требования долга. Возможность виновности (как и заслуги) обусловлена (актуально или потенциально) ситуацией выбора, в к-рой человек оказывается в результате осознания долга. Самим фактом предъявления ему требования удостоверяется его свобода как способность выбирать между правильным (требуемым, подобающим) и неправильным (запрещаемым, непотребным), а также его ответственность. Соответственно виновным может быть признано лишь вменяемое лицо, и обвинение означает признание вменяемости человека. В. человека может быть различной в зависимости от того, совершены ли те или иные действия преднамеренно (умышленно), вынужденно (подневольно) или по неосторожности или наивности (неумышленно).
С юридической т.з., из того, что нечто совершено данным индивидом, еще не следует, что преступление может быть ему вменено: необходимо доказать, что действие, оцениваемое как преступное, было совершено с умыслом, намеренно или по халатности, по непредусмотрительности. Так же различна направленность сознания В.: возникает ли она на основе интернализации внешнего авторитета или принятия человеком на себя роли авторитета. Осознание В. выражается в чувстве стыда, муках совести.
В признании (в частности, исповедальном) своей В. заключается раскаяние, а в осознанном принятии наказания, искупляюшего В., — покаяние. Юридическое и моральное понятия В. следует отличать от т.н. метафизического понятия В., суть к-рого заключается в том, что человек оказывается (и признается) безусловно виновным не только вследствие своего несовершенства и связанной с этим неспособности до конца исполнить свой долг, но и вследствие всего, происходящего вокруг него. Такова христианская идея В. Согласно религиозной этике, виновность сопровождает грех, и чувство В. выражает осознание человеком собственной греховности; это чувство неизбывно вследствие первородного греха человека. О том же по существу говорил И.Кант, указывая на то, что человек виновен самим фактом возможности свободы (как произволения). Поэтому наряду с преднамеренной (dolus) и неумышленной В. (culpa) он говорил также о прирожденной В. (reatus). Виновность, по Канту, следует усматривать не только в совершении поступков, имевших злые последствия, но и в поступках, не имевших видимых злых последствий, но совершенных не ради долга, а по максимам, к-рые по самой своей природе вполне могли бы привести к дурным последствиям и не привели лишь по счастливой случайности. В.-reatus и заключается в неисполнении долга как необходимости совершать добро во всей возможной полноте. По Г.В.Ф.Гегелю, человек виновен уже в своей способности действовать, быть В.-причиной происходящих вовне изменений. Во фр. экзистенциализме В. человека обусловлена его неспособностью сполна реализовать собственный потенциал. Выводя понятие «В.» (Schuld) из материального понятия «долги» (Schulden), Ф.Ницше видел источник этого «основного морального понятия» в отношениях должника и кредитора, превращенными формами к-рых являются отношения индивида с общиной, предками и божеством. Однако еще Кант показал, что моральная В. не является «передаточным обязательством», подобно денежному обязательству (когда долг может быть перенесен на любое другое лицо): В. представляет собой выражение глубоко личного обязательства. По П.Рикёру, В. символизируется в суде, к-рый, будучи «метафизически перенесенным в глубины души», становится тем, что называют «моральным сознанием». Как и Гегель, Рикёр видит в чувстве В. одно из проявлений двойственности сознания, внутреннего диалога, посредством к-рого и осуществляется самоанализ и самонаказание. Поскольку сознание В. представляет собой один из эффективных механизмов формирования зависимости, провоцирование чувства В. у человека с зависимым или авторитарным (т.е. сориентированным на внешний авторитет) сознанием, оказывается эффективным механизмом власти (политической, корпоративной, родительской или межличностной) и, как указывал Э.Фромм, способствует упрочению авторитарных отношений. Лит.: Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа [У1,А,Ь,2] // Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. IV. М.: Соцэкгиз, 1959; Кант И. Религия в пределах только разума [I, II; II, 1, с] // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980; Ницше Ф. К генеалогии морали [III] // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990; Рикёр П. Виновность, этика и религия // Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.: Искусство, 1996. С. 175-201. Р. Г.Апресян

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Похожие термины:

  • ХЛЕБ И ВИНО

    Крещение и причастие свой прямой источник имеют в языческом Египте. Там употреблялись "воды очищения" (Мифраическая купель для крещения была заимствована персами от египтян), а также хлеб и вино. "В