ВИНЦЕНТ ИЗ БОВЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВИНЦЕНТ ИЗ БОВЕ
Vincentius Bellovacensis) (ум. ок. 1264) - франц. ранний схоласт; учитель сыновей Людовика Святого. Его всеобъемлющее, состоящее из четырех частей ("Зерцало науки", "Зерцало истории", "Зерцало естества" и "Зерцало благочестия") произв. "Speculum majus" ("Великое зерцало"), представляющее собой энциклопедию средневекового знания, пользовалось большой популярностью.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВИНЦЕНТ ИЗ БОВЕ
(Vincent de Beauvais, Vincentius Bellovacensis) — французский ранний схоласт; ум. ок. 1264, учитель сыновей Людовика Святого. В его всеобъемлющем, состоящем из четырех частей («Зерцало науки», «Зерцало истории», «Зерцало естества» и «Зерцало благочестия») произведении «Spéculum majus» («Великое зерцало»), представляющем собой собрание выдержек, средневековый энциклопедизм достиг своей вершины. Его соч. «De institutione filiorum regiorum seu nobilius» (1476) было издано на нем. яз. К. Шлоссером под названием: «Hand-und Lehrbuch fur königliche Prinzen und ihre Lehrer», 1819, 1887 // «Mittelalterliches Jahrbuch, 4 (1967).
L. Lieser. V.v.B., 1928; A. C. Gabriel. The Educational Ideas of V. of B., Indiana, 1956; G. Göller. V. v. B. und sein Musiktraktat im Spéculum doctrinare, 1959; S. Lusignan. Spéculum maius, Montréal, 1979.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ВИНЦЕНТ из Бове
Vincent de Beauvais, Vincentius Bellovacensis), (между 1184 и 1194—ок. 1264)—французский энциклопедист. Учился у доминиканцев в Париже, стал лектором и проповедником в придворном цистерцианском монастыре и воспитателем детей короля; на миниатюрах Винцент, сидя за кафедрой, читает перед стоящим св. Людовиком IX с семьей. По заказу короля составил крупнейший алфавитный свод цитат, сведений и рекомендаций на все темы—от богословия до хозяйства и спорта—«Большое зерцало историческое (событияанекдоты от начала мира до 1244), естественное и вероучительное»; в нач. 14 в. к нему добавили «Зерцало нравственное». Цель «Зерцал» помочь человеку стать зеркалом творения, образом вселенной. Они призваны искоренить три причины упадка (невежество, похоть, немощь), показать три блага (мудрость, добродетель, техника), найденные на трех путях (теория, практика, механика). Считая правом христианина доступ ко всему человеческому знанию («все испытывайте, хорошего держитесь», Фесс. 5, 12), Винцент помимо Библии и богословов (вплоть до Альберта Великого и Фомы Аквинского) привлекает «язычников» (Овидий, Сенека, Цицерон, Аристотель, Квинтилиан, Гораций, Катон), новых поэтов (Матвей Вандомский, Вальтер Шатильонский), арабов (Аль-Фараби, чей трактат «О происхождении наук» почти полностью вошел в «Speculum doctrinale»), еврейских мыслителей (Ибн Гебироль, Исаак Израэли) часто без упоминания имен. В тоне серьезного благочестия и почитания «авторов» (особенно Аристотеля в жанре флорилегия (избранных цитат) выдержан написанный для королевы Маргариты педагогический трактат «О воспитании благородных детей» (1247—49), прообраз гуманистических воспитательных проектов Ренессанса.
Соч.: Speculum quadruplex: naturale, doctrinale, historicale, morale, Venetiis, 1484—1494; 1591; Diaci, 1624; De eruditione filiorum nobilium, ed. by A. Steiner, Cambr., (Mass.), 1938. Лит.: Gabriel A. L. The educational ideas of Vincent of Beauvais. Notre Dame, 1956; McCarthy l. M. Humanistic emphases in the educational thought of Vincent of Beauvais, 1976; Bein K. B. Vincent of Beauvais «De eruditione filiorum nobilium»: The education of women. N.Y.— Bem-Fr./M., 1984.
В. В. Бибихин

Источник: Новая философская энциклопедия