ВИЛЬГЕЛЬМ Рихард

Найдено 1 определение
ВИЛЬГЕЛЬМ (Wilhelm) Рихард
10.5 1873, Штутгарт,- 1.3.1930, Тюбинген. Нем исследователь кит. классич. лит-ры и философии. В 1898 - 1921 был миссионером в Циндао (Китай). С 1924 - проф. кит. лит-ры в Ун-те Франкфурта-на-Майне. Осуществил пер. на нем. яз. ряда древних памятников кит. филос. мысли: "И цзин" ("Чжоу и"), "Дао дэ цзин", "Мэн-цзы", "Ле-цзы", "Чжуан-цзы", "Лунь юй" и др. В кн. "Кит. философия" (1927) дал сжатый очерк истории кит. философии от 4 в. до н.э. до 18 в.: помимо учений Лао-цзы, Конфуция, Мо Ди и восходящих к ним древнекит. школ охарактеризовал философию эпохи Хань (3 в. до н.э.- 3 в.), филос. учение буддизма, нсоконфуцианство эпох Сун (10- 13 вв.) и Мин (14- 17 вв.). На трактовке В. многих явлений кит. философии, в части, конфуцианства, сказалось влияние кантианства. Особое внимание он уделял даосизму. Вычленял в нем три осн. направления: мистицизм, магию, "натуралистич. и пессимистич. сенсуализм", истоки к-рых усматривал в учениях соответственно Чжуан Чжоу и Ле Юйкоу, Лю Аня, Ян Чжу. В. признавал наличие материалистич. направления в философии Китая: не находя в нем "возвышенных форм познания", подвергал критике материалистов за отсутствие в их идеях "разумного начала как причины изменений внеш. мира". По В., идеал истин, направление в кит. философии несет в себе этич. идеалы в противовес материалистич. "антиобществ, индивидуализму". Поддерживал связь с кит. мистич. сектой Даодэ сю шэ ("Об-во морального совершенствования"), осн. в Пекине в 1916, к-рая стремилась согласовать кит. религии и философию с религией и философией Запада. Эта секта рассматривала Шан-ди - верховное божество эпохи Шан-Инь (16-11 вв. до н.э.) в качестве абс. божества, обнаруживающего себя в Будде, Христе, Конфуции, Магомете и т.д. Человек должен интуитивно воспринимать абсолютное, сливаться с ним в целях достижения полноценной духовной жизни. О воздействии на мировоззрение В. кит. филос. мысли свидетельствует сб. статей "Человек и бытие", изд. после его смерти. Особенно характерна статья "Значение вост. духа для обновления Запада", в к-рой В. писал о мире, проблеме индивидуума и об-ва, проблеме свободы, обосновывая всемирное, общечеловеч. значение гуманистич. идей кит. философии. *Chinesische Philosofie. Breslau, 1929; On the Sources of Chinese Taoism // JNCBRAS. 1914. Vol. XIV; Mo Dsi (Mon Ко). Jena, 1916; Kung-fu-tze. Jena, 1921; Dchuang dsi. Jena, 1920; tin Dsi. Jena, 1921; Lao-tze und der Taoismus. Stuttg., 1925; Lu Puh-wei. Frulihg und Herbst. Jena, 1927; Chinesische Literatur, 1925-7; Kung Tse. Leben und Werk. Stuttg., 1925; Geschichte der Chinesischen Kultur. Miinch., 1928; Kuntse und der Konfuzianismus. В., 1928; **Юнг К.Г. Собр. соч. Т. 15. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992. С. 79 - 92, 303 - 8. Е.А. Петрова

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь