ВИКО Джамбаттиста

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВИКО ДЖАМБАТТИСТА

1668-1774) - итальянский историк и философ. Основной труд по философии истории “ Принципы философии истории”.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ВИКО ДЖАМБАТТИСТА

итальянский историк и философ (Неаполь, 1668-1744). Профессор риторики в Неаполитанском университете, прожил жизнь в бедности и безвестности. Восхищался Платоном и Пифагором, в опоре на их труды про-нсл критический анализ работ Гассенди и Декарта. Его «Принципы философии истории» (1725) выделяют в истории каждого народа и каждой цивилизации три периода: божественный, героический и человеческий. Основатель критической философии в Германии и Италии. На французский язык его перевел Мишле, издав «Избранные труды Вико» (1835).

Источник: Философский словарь

ВИКО Джамбаттиста
итальянский поэт, философ, юрист. Основатель философии истории и психологии народов. Считал, что все народы развиваются параллельно, проходя последовательно божественную (религиозные культы и ритуалы), героическую (становление и развитие аристократических государств) и человеческую (возникновение демократических государственных форм, основанных на равенстве членов общества перед законом) стадии.
Даты жизни. Родился 23.6.1668 в Неаполе. С 1699 профессор риторики университета в Неаполе. С 1734 придворный историограф. Умер в Неаполе 23.1.1744.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ВИКО (Vico) Джамбаттиста
род. 23 июня 1668, Неаполь - ум. 23 янв. 1744, там же) - итал. философ. Основатель философии истории и психологии народов. "Он заранее предчувствовал всю этнологию и всеобщую историю права" (Я. Колер). Ввел в историческую науку компаративный метод и считал, что все народы развиваются параллельно, проходя последовательно божественную героическую и человеческую стадии развития. Не принимал картезианства, симпатизировал платонизму эпохи Возрождения, испытал влияние Мальбранша и индуктивного метода Ф. Бэкона. Осн. произв.: "Principi d&una scienza nuova d&intorno alia commune natura delle naziono", 1725 (рус. пер. "Основания новой науки об общей природе наций", 1940); "De nostri temporis studiorum ratione".

Источник: Философский энциклопедический словарь

Вико Джамбаттиста
 (1663— 1744) — итал. буржуазный философ, социолог, проф. ун-та в Неаполе. В. — создатель теории исторического круговорота (Исторического круговорота теория).Допуская существование божественного начала, от к-рого якобы исходят законы истории, он в то же время указывал, что об-во развивается в силу внутренних, закономерных причин. Каждый народ, по учению В., проходит в своем развитии три эпохи (божественную, героическую и человеческую), аналогичные периодам жизни человека—детству, юности, зрелости. Государство возникает лишь в героическую эпоху и представляет господство аристократии. В человеческую эпоху на смену ему приходит демократическое государство, в к-ром торжествуют свобода и «естественная справедливость». Это вершина развития человечества, зрелость, после чего наступает упадок. Об-во возвращается к первоначальному состоянию. Затем вновь наступает движение по восходящей линии, новый круговорот. Принципы исторического развития В. распространял на язык, право, искусство. Осн. труд «Основания новой науки об общей природе наций» (1725).

Источник: Философский словарь. 1963

ВИКО Джамбаттиста
(1668—744) —итал. философ, один из основоположников историзма. С 1699 г. проф. риторики ун-та в Неаполе, с 1734 г. — придворный историограф. Исходя из положения о том, что только сделанное явл. критерием познания и понимания, В. считал истор. науку сознанием человечества о собств. деяниях. Но сам истор. процесс В. понимал как объективный и провиденциальный. Гос-во, по В., возникло для обуздания отцами борющихся против них домочадцев —слуг. Все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох: божеств. (безгосударственность, подчинение жрецам), героической (аристокр. гос-во) и человеческой (демокр. республика или представительная монархия). Каждый цикл заканчивается общим кризисом и распадом данного об-ва. Историзм В. позволил ему сформировать более адекватную, чем у его современников —фр. просветителей, концепцию культуры, создать (по аналогии с организмом) оригинальную модель ее развития, что во мн. обусловило становление философии истории, прежде всего Гердера и Гегеля. Осн. соч.: «Основания новой науки об общей природе наций» (1725). Лит.: Киссель М.А. Джамбаттиста Вико. М., 1980. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ВИКО Джамбаттиста
23.6.1668, Неаполь - 23.1.1744, там же), итал. философ. С 1699 проф. риторики ун-та в Неаполе. С 1734 придворный историограф. В полемике с Декартом В., противопоставляя общий разум индивидуальному, выдвинул идею объективного характера историч. процесса. Исходя из того, что познать мы можем только то, что мы делаем, В. считал историч. науку сознанном человечества о собств. деяниях. Он выдвинул теорию историч. круговорота - развития всех наций по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственность, подчинение жрецам), героической (аристократич. гос-во) и человеческой (демократич. республика или представительная монархия). Каждый цикл кончается общим кризисом и распадом данного общества. Смена эпох осуществляется в силу обществ. переворотов, борьбы между отцами семей и домочадцами - в патриархальном обществе, позднее - борьбы феодалов и простого народа. Гос-во возникло для обуздания отцами борющихся против них домочадцев - слуг. Придавая решающее значение деятельности людей в осуществлении историч. процесса, сами историч. законы В. считал, однако, провиденциальными. Историзм В. позволил ему выработать более адекватный, чем у совр. ему франц. просветителей, взгляд на архаич. периоды в развитии культуры, подойти к целостному истолкованию иск-ва, религии, права, форм социальной и хоз. жизни в их единстве и взаимодействии.
Идеи В. во многом предварили философию истории Гердера и Гегеля; распространение их связано с деятельностью В. Кузена и франц. историков эпохи Реставрации (Ж. Мишле).

Источник: Советский философский словарь

ВИКО Джамбаттиста
(1668 - 1744) - итальянский мыслитель, положивший начало философии истории Нового времени. Его главный труд «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) представляет историю как процесс, подчиняющийся всеобщим законам поступательного развития общества. Вико рассматривает историю общества как процесс развития не только его социальной структуры, но и культуры, т.е, конкретных форм жизни и мысли людей определенной исторической эпохи. В этом отношения его взглядам родственны современные теории «социокультурной динамики» (основоположник П. Сорокин). Вниз продолжает традиции ренессансного пантеизма; Бог творит мир и являет себя в не» как его законосообразность и целесообразность. В соответствии с этим Вико определяет историческую закономерность и как следствие Божественного предопределения, и как повторяемость, последовательность. правильность в развитии народов, складывающуюся в деятельности людей. А люди, стремясь к самосохранению, руководствуются страстями, личными интересами и потребностями. «Необходимость и польза», всеобщий закон, диктуемые провидением, и конкретная форма его проявления в жизни отдельных наций, - таковы два слагаемых истории. Три эпохи, «три типа времени» переживает человечество: религиозную (догосударственную), героическую (древний и феодальный мир), гражданскую (постсредневековую). Каждой присущи свои формы правления, социальных а прежде всего нравственных отношений, мировоззрения. Переход от эпохи к эпохе осуществляется в борьбе плебеев е аристократам и. Эта борьба приводит к смене аристократии (олигархия) демократией, которая вырождается в анархию и вызывает к жизни монархию как умиротворяющую силу. История наций - процесс эволюционный. Она движется но спирали, каждый виток которой - шаг по пути прогресса.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ВИКО Джамбаттиста
итальянский философ; р. 23.6.1668 (Неаполь) — ум. 23.1.1744 (там же). Основатель философии истории и психологии народов. «Он заранее предчувствовал всю этнологию и всеобщую историю права» (Й. Колер). Он ввел в историческую науку сравнительный метод и считал, что все народы развиваются параллельно, проходя последовательно божественную, героическую и человеческую стадии развития. В философии он не принимал картезианства. Четыре прототипа определили его мышление. «С Платоном он усматривает в идее критерий оценки. С Тацитом он изображает действительность через ограниченные цели человеческого своекорыстия. С Бэконом он размышляет над единством мира науки. С Гроцием он включает всю философию и теологию в систему всеобщего права, в сверхфилософию, в «новую науку»; иными словами, постоянство чистой идеи и историческая изменчивость соединяются с целью получения истины и осмысливаются в единой системе» (Р. Виссер). Осн. соч.: Principi di una scienza nuova d’intomo alla comune natura delle nazioni, Prima scienza nuova, 1725, нем. изд. 1989 (рус. пер.: Основания новой науки об общей природе наций, 1940); Seconda scienza nuova, 1744; Autobiografía, 1911; Gesamtausgabe, I—VIII, Bari, 1914—1941. — В. Croce. Bibliografía, Napoli, 1904—1936; R. Crease. V. — A Bibliography. New York, 1978.
Croce. La filosofía di G. V, Bari, 1911, dt. 1927; R Peters. Der Aufbau der Weltgesch. bei G. V, 1926; F. Nicolini. Commenta storico alla seconda Scienza nuova, I—II, Roma, 1949—1950, 1978; R. Wisser. Leibniz und V, 1954; F. Vaughan. The Political Philosophy of G. V. Den Haag, 1972; Pompa, V. — A Study of the New Science. London, 1975; Fellmann. Das V.-Axiom, 1976; I. Berlin. V. and Herder. London, 1976; R. W. Schmidt. Geschichtsphilos. G. B. V.s, 1982; New V. Studies. Atlantic Highlands N. J., 1983 ff.; N. Badaloni. Introduzione a V., Roma; Bari, 1984; R Burke. V., Oxford, 1985, dt. 1987; S. Otto, H. Viechtbauer (Hgg.). Sachkommentar zu G. V. s «Liber metaphysicus», 1985; S. Otto. G. V., 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ВИКО (Vico) Джамбаттиста
1668— 1744) — итал. философ, историк и филолог, создатель концепции социокультурной динамики человечества, предвосхитившей ряд плодотворных гипотез в области гуманитарного знания. В своем гл. труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) В. пытался объяснить происхождение и природу иск-ва с помощью культурно-исторического подхода. Изящные искусства, культивирующие эстетическое наслаждение, присущи, с его т. зр., лишь «просвещенным временам», последней эпохе мировой истории, к-рая начиналась с «варварства», а «первые люди» с их необузданной фантазией и дикими страстями могли создать лишь «искусства необходимости и пользы» — технические изобретения, священные гимны, эпические сказания. Воспевание богов и героев не служило усладе усталых воинов, земледельцев и скотоводов, а было естественным, единственно возможным для той эпохи способом осмысления действительности посредством «фантастических универсалий» — персонификации природных, и социальных сил в виде «теологических и героических характеров». Поэтому мифы и эпос, по В., дают фантастическое отображение реальной истории, т. е. содержат историческую истину, нуждающуюся лишь в переводе на язык «зрелой человечности». Несравненная поэтическая сила Гомера, признанного «царя поэтов», объясняется не его индивидуальными свойствами (Гомера В. рассматривает как один из «героических характеров» наподобие Геракла, Ахилла или Одиссея), а удивительной
мощью воображения, присущей людям той поры. Т. обр., поэзия, согласно В:, была древнейшим языком человечества. И этим можно столь же восхищаться, сколь и ужасаться: ведь оборотной стороной господства воображения были «устрашающие суеверия» и чрезвычайно жестокие нравы, о чем свидетельствуют те же гомеровские поэмы. С развитием счета и письма, по мысли В., язык постепенно «одухотворяется», становится средством выражения абстракций и абстрактного мышления (рефлексии). Тогда-то вместе с философией и др. науками появляется и «человеческая поэзия», т. е. сознательно поддерживаемое и сделавшееся особым занятием иск-во слова. Эта поэзия превосходит первоначальную утонченной гуманностью (в силу развития образованного вкуса и нравственного сознания) , но уступает в живости и силе характеров. Древн. трагедия еще сохраняет эпическую мощь, но поэтическая сила убывает по мере того, как воображение спускается с неба на землю, и комедия уже представляет собой рациональную разработку «портретов», воплощающих разновидности человеческой природы. Так В. приходит к выводу, что развитие науки и просвещения идет рука об руку с угасанием иск-ва. Позднее—и независима от В.— аналогичный взгляд отстаивал Гегель. В XX в. идеи В. оказали влияние на худож. практику двух знаменитых ирландцев — поэта и драматурга-символиста У. Йитса и представителя авангардизма Дж. Джойса (роман «Поминки по финнегану»).

Источник: Эстетика: Словарь

ВИКО ДЖАМБАТТИСТА

23 июня 1668. Неаполь23 января 1744, Неаполь) — итальянский философ. Изучал право, историю, филологию и философию. С 1697 профессор риторики в Неаполе. С 1734 историограф короля Неаполя. Во вступительных речах к курсам лекций по риторике Вико обсуждает вопрос о ценности культуры для общества. В 1708 он издает книгу «О современном методе исследования», где противопоставляет аналитический метод Декарта методу естественных наук (роль наблюдения. фантазии, правдоподобных рассуждений и др.). Философию права Вико изложил в дилогии «О неизменности правоведения» (1720—21). В 1725 выходит книга «Основания новой науки об общей природе наций, благодаря которым обнаруживаются такие новые основания естественного права народов» (Principi di una nuova dintern alla comune natura delie nazione, 1725, рус. пер. А. Губера. M., 1940). В 1729 он издает автобиографию «Жизнь Д. Вико, написанная им самим» (Autobiografia, 1947, сокр. пер. А. Губера. М., 1940).
Вико — основоположник философии истории и этнической психологии. Он испытал влияние античных философов, в частности неоплатонизма, а также Ф. Бэкона и мыслителей Возрождения. Своим противником он считает картезианство с его культом дедуктивного метода и с антиисторизмом в понимании мира. Вико анализирует первые этапы древней истории и видит ключ в их понимании в интерпретации мифов и языка. Для него мифы не аллегории, а рассказ о темных временах. В общей истории он выделяет ряд периодов—век Богов, век Героев, век Человека. Первые два века он называет эпохами поэзии. В этой связи Вико обращается к творчеству Гомера. Для того, чтобы осмыслить мифы, необходимо обратиться к изучению языка. Из догосударственного состояния возникают семейная и гражданская монархии. Вико исследует генезис общин, роль языка, религии, права в смене социальных сообществ, в возникновении неравенства и государства. Вико одним из первых исследовал истоки римского права. Основная линия исторического развития заключается в переходе от страха к религии, от чувства стыда к мифам, от семьи к господству и государству. Ход истории цикличен, все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох—детства, юности и зрелости. Эти эпохи—божественная с ее безгосударственностью и подчинением жрецам, героическая с господством аристократического государства и человеческая (с демократической республикой или представительной монархией). Каждый цикл завершается распадом общества. Смена эпох осуществляется в силу общественных переворотов и борьбы между отцами семейств и домочадцами в патриархальном обществе, между феодалами и простым народом. Исторические законы регулируют борьбу людей за ограниченные цели, но сами исторические законы провиденциальны. В возникновении человеческого периода истории громадную роль сыграла религия с ее верой в свободный дух. Исходный пункт философии истории Вико — убеждение в свободе людей, создавших и создающих собственный гражданский мир. Вико оказал большое влияние на И. Тэна, на Б. Кроче.
Соч.: De univeisi juris principio et fine Neapol, 1720; De constante jurispudentiae. Neapol, 1721; Opere, 6 vol. Mil., 1836—37; Bibliografia Viciana. Ed. B. Croce. Neapol, 1904-1936; Opere. Bari, 1914-41. Лит.: Киссель M. А. Джамбаттяста Вико. М., 1980; Flint R. Vico. L., 1884; Croce B. La filosofia di G. Vico. Roma, 1911; Abbangnano N. (ed.). La Scienza nuova e Opere scelle di G. Vico. Torino, 1952.
A. П. Огурцов

Источник: Новая философская энциклопедия

ВИКО (Vico) Джамбаттиста (1668-1744)
итальянский философ. Профессор риторики университета в Неаполе (с 1699). Основатель философии истории и психологии народов. Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права. Главное произведение: "Основания Новой Науки об Общей природе Наций" (1725) - первый систематический труд в европейской интеллектуальной традиции, специально посвященный анализу проблем философии истории (согласно В., - "Новой Науки"). В. осуществил всеохватывающий поиск закономерностей движения и сущности исторического процесса. В своем понимании принципов философии познания В. исходил из того, что "познанным может считаться лишь то, что сделано самим познающим": истина и факт оказывались обратимыми. В. предполагал, что мир природы, сотворенный Богом, может быть познан только Им, мир же "гражданственности" создан людьми, и Наука о нем может быть им доступна. Познание прошлого, по мнению В., необходимо, чтобы постичь план Вечной Идеальной Истории. При этом постижение основ Новой Науки было возможно, по В., через реконструкцию мыслей и идей, объективированных в преданиях, мифах и т.п. Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права. (В. выделял две формы познания: знание - через интеллект, сознание - как результат волевых усилий). С точки зрения В., философия рассматривает Разум, из этого процесса проистекает знание истины. Филология же наблюдает самостоятельность человеческой воли, из чего проистекает сознание достоверного. Филология у В. вскрывает истинность фактов, философия же уясняет суть данных, предоставленных филологией, и вскрывает суть и смысл исторического процесса. Особо значимую роль в формировании облика Истории В. уделял Божественому Провидению. Замечания В. относительно исторической структуры человеческого сознания немаловажны и для миропонимания 20 в. Согласно В., "человек незнающий делает самого себя правилом Вселенной.., он из самого себя сделал целый Мир. Как Рациональная Метафизика учит, что человек, разумея, творит все, так и наша Фантастическая Метафизика показывает, что человек, и не разумея, творит все, и второе может быть даже правильнее первого, так как человек посредством понимания проясняет свой ум и постигает вещи, а посредством непонимания он делает эти вещи из самого себя и, превращаясь в них, становится ими самими". В. ввел в историческую науку, понимаемую им как знание человечества о собственных деяниях, компаративный метод, создал теорию исторического круговорота (из него он выводил бесконечный характер движения человечества). По В., все народы в силу имманентных причин и осуществления провидения развиваются параллельно, последовательно проходя изображенную в теогонических мифах "божественную" (бесгосударственную при господстве жречества); героическую (отображенную в героических эпосах) и человеческую (описанную в традиции историографии) стадии эволюции. Государство возникает в героическую эпоху как система аристократического правления. Ее сменяют представительная монархия или демократия в эпоху человеческую - эпоху "естественной справедливости". Развитие циклично. Достигнутое прогрессивное состояние общества, по В., необходимо сменяется стадией упадка к первоначальному положению. (При этом В. полагал, что степень разрушения предшествующего общественного организма тем значительнее, чем более высокий уровень зрелости и совершенства был им достигнут). Бессчетная смена эпох у В. обусловлена конфликтами различных общественных слоев (отцов семейств и домочадцев, позже - феодалов и простолюдинов) и кризисными социальными переворотами.
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

Вико Джамбаттиста
1668-1744)итальянский философ, историк и юрист. Жил и умер в Неаполе, где преподавал риторику в университете в 1699-1741 гг. Ему принадлежат труды: «Об изучении методов нашего времени» (1709), «О древней мудрости итальянцев» (1710), а также главное его произведение «Основания новой науки об общей природе наций» (1725), считающееся шедевром политической мысли.
Вико является одним из основоположников историзма, исторического подхода к пониманию развития общества. Он исходит из того, что природа нации изменяется в соответствии с изменениями определенных фундаментальных понятий, прежде всего понятий истины и справедливости, при этом формы государства и его правительства соответствуют природе управляемых наций. Исходя из этих положений Вико создает свою теорию, называемую им «идеальной вечной историей», учение о закономерном процессе культурного, социального и политического развития и упадка, который происходит при определенных обстоятельствах в жизни каждой нации.
Вико различает в истории три эпохи: «эпоху богов», «эпоху героев» и «эпоху людей». На первой фазе этого процесса социальный и физический миры представляются в поэтической и воображаемой форме, мифологически как различные выражения Бога и божеств. Собственность принадлежит непосредственно Богу, но опосредовано всем тем, кто претендует на интерпретацию его желаний, делает ему жертвоприношения и несет его закон людям. Вико считает, что формой государства на этой стадии развития нации является теократический деспотизм, при котором все права собственности принадлежат отцу семейства, в личности которого объединены все божественные функции.
Во второй фазе, или эре, исторического процесса форма государства определяется желанием потомков этих отцов сохранить обширные владения, которые они унаследовали, оправдание чего лежит в основе их претензии на полубожественный статус, соединяющий в себе качества смертного и Бога. Эту форму государства Вико объясняет тем, что у подчиненных пробуждается чувство естественной справедливости и появляются рациональные сомнения в отношении якобы полубожественного статуса правящих аристократов, или «героев», и они начинают долгую борьбу за улучшение своего юридического и гражданского положения. Чтобы сохранить свои привилегии, «герои» вынуждены передать часть своей власти высшему органу - совету и удерживать силой то, что они не могут больше сохранять по праву наследования.
В третьей, «всецело человеческой» фазе развития общество достигает понимания равенства гражданских прав человека. Это определяет и форму государства, управление которого осуществляется или демократией, или монархией. Вико полагает, что такая форма государства не способна выжить и сохранить себя. После нее наступает конечная эра - эпоха варварства, при которой торжествуют эгоистические интересы людей над необходимыми законами, обеспечивающими социальную связь, и наступает социальная анархия, которая кладет конец циклу социального развития и порождает условия для возникновения его нового цикла.
Воззрения Вико представляют собой целостный подход к пониманию общественного развития в единстве его религиозной, правовой, социальной, хозяйственной и моральной жизни. В то же время концепция Вико не содержит убедительных доводов для обоснования крушения «человеческой», рациональной эры по причине эгоистических устремлений людей, так как те же самые эгоистические наклонности были характерны и для предшествующих стадий общества. Рационализм, по-видимому, не мог быть причиной, неизбежно приведшей к анархии и повторению прежних стадий развития. Совсем наоборот, рационалистическая стадия должна была стать импульсом развития дальнейших социальных и политических форм.

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

ВИКО ДЖАМБАТТИСТА

(23 июня 1668 – 21 янв. 1744) – итал. мыслитель. Филос. и филос.-историч. учение В. изложено гл. обр. в соч. "Основания новой науки об общей природе наций" ("Principi di una scienza nuova d´intorno alla comune natura delle nazioni...", 1725; рус. пер. А. Губера, вступ ст. M. А. Лифшица, [1940]), в "Жизни Джамбаттиста Вико, написанной им самим" ("Autobiografia", 1947, нем. пер. 1948; сокращ. опубликовано по-русски в приложении к "Основаниям новой науки..."), в трактате "О едином принципе правового миропорядка..." ("De universi juris uno principio...", 1720, нем. пер. 1854). Это учение представляет собой противоречивую объективно-идеалистич. систему, в к-рой бог и мир совпадают, а божеств. провидение является лишь наименованием реальных внутр. закономерностей действительности. Взгляды В. выражали позицию итал. буржуазии конца 17 – нач. 18 вв., с одной стороны, требовавшей развития капиталистич. отношений и социально-политич. преобразований, а с другой – склонной к союзу с католицизмом и феодализмом. Та же противоречивость сказалась и в филос. симпатиях В.: любимыми его философами были идеалист Платон и материалист Бэкон. В своей философии истории в полемике с Декартом В., противопоставляя общий разум индивидуальному, развил гл. принцип своей философии истории – идею объективного характера историч. закономерности. Он выдвинул теорию круговорота – развития всех наций по циклам, состоящим из 3 эпох, аналогичных возрастам человека – детству, юности и зрелости. Эти эпохи – божественная (безгосударственность, подчинение жрецам), героическая (аристократич. гос-во) и человеческая (демократич. республика или представительная монархия с бурж. свободами). Каждый цикл кончается всеобщим кризисом и распадом общества. Из теории В., по существу, вытекало признание бурж. общества высшей точкой развития человечества, поскольку новый цикл начинается опять с примитивных форм общежития. Защищая универсальность циклич. характера развития общества, В. отстаивал идею единства закономерностей мировой истории. Историч. законы, по В., регулируют и направляют стихийную борьбу людей за ограниченные цели и идеалы, но именно эта борьба осуществляет историч. необходимость и в этой борьбе люди созидают "саму величественную историю". Характеризуя этот взгляд, Маркс писал, что "...по выражению Вико, человеческая история тем отличается от естественной истории, что первая сделана нами, вторая же не сделана нами" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 378, прим. 89). Развивая эти идеи, В. придавал большое значение борьбе социальных сил в истории общества: смена эпох осуществляется в силу обществ. переворотов, борьбы между отцами семей и между домочадцами – в патриархальном обществе, позже – борьбы феодалов и простого народа, богатых и бедных. Само гос-во возникло для обуздания отцами борющихся против них домочадцев – слуг. Большое внимание уделял В. изображению классовой борьбы в антич. мире, рассматривая аграрные законы этого времени как результат борьбы рабовладельч. демократии против земельной аристократии. В этих рассуждениях В. красной нитью проходит его симпатия к народу, его демократизм. Придавая, т.о., принципиальное значение деятельности людей в осуществлении историч. процесса, В. все же считал сами историч. законы провиденциальными. Историзм в понимании обществ. жизни дал возможность В. провести т.зр. историзма и в др. областях – подчеркнуть историчность языка и иск-ва, выдвинуть плодотворную идею о постоянном изменении правовых норм под влиянием обществ. борьбы. В своей философии истории В. во многом предварил обобщения Гердера и Гегеля. Признание и распространение идей В., к-рые в 18 в. не были замечены и оценены, связано с деятельностью Кузена и школы франц. историков эпохи реставрации (напр., Мишле, см. J. Michelet, Introduction a l´histoire universelle, 1831; Histoire Romaine, v. 1–2, 1831, и изложение "Оснований новой науки..." в соч. "Principes de la philosophie de l´histoire traduits de la scienza nuova de J. B. Vico...", 1827). В дальнейшем учение В. привлекло к себе внимание ряда итал. философов-идеалистов, особенно Кроче (В. Croce, La filosofia di Giambattista Vico, 7 ed., 1949), Джентиле (G. Gentile, Studi vichiani, 2 ed., 1927). Бурж. философия искажает учение В. Теоретики цикличности (Шпенглер и др.), ссылаясь на теорию круговорота В., извращают ее в направлении иррационализма. Соч.: Opere. A cura di F. Nicolini.v. 1–8, Bari,1914–41. Лит.: Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.., т. 8, М., 1957; его же, [Письмо] Фердинанду Лассалю от 28 апреля 1862 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, [М.], 1936, с. 399; его же, Капитал, т. 1, М., 1955, с. 378, прим. 89; Герцен А. И., Полн. собр. соч. и писем, под ред. М. К. Лемке, т. 1, П., 1919, с. 114, 118, 121, 325; т. 5, П., 1919, с. 167, 403; Стасюлевич М., Опыт исторического обзора главных систем философии истории, СПБ, 1866; Лавров П. Л., Собр. соч., сер. 5 – Статьи по истории религий, вып. 1, П., 1917, с. 47–53; Максимовский В., Эстетические взгляды Джамбаттиста Вико, "Литературный критик", 1935, No 11; Лифшиц М., Джамбаттиста Вико, там же, 1939, No 2; Герман Л., Джамбаттиста Вико..., [Рецензия], "Под знаменем марксизма", 1940, No 12; Croce В., Bibliographia vichiana, v. 1–2, Napoli, 1947–48; Nicolini F., La giovinezza di G. В. Vico, 2 ed., Bari, 1932; Werner K., Giambattista Vico als Philosoph und gelehrter Forscher, W., 1879; Klemm O., Vico als Geschichtsphilosoph und V?lkerpsycholog, Lpz., 1906; Adams H. P., The life and writings of G. Vico, L., 1935; Peters R., Der Aufbau der Weltgeschichte bei Giambattista Vico, Stuttgart – В., 1929; Chaix-Ruy J., La formation de la pens?e philosophique de G. В. Vico, Gap, 1943; Caponigri A. R., Time and idea. The theory of history in Giambattista Vico, Chi., 1953; Uscatescu G., J. B. Vico y el mundo historico,..Madrid, 1956; De Mas E., Bacone e Vico, "Filosofia", Torino, 1959, fasc. 4. H. Новиков. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ВИКО Джамбаттиста
(1668–1744) – итальянский философ и ученый. В основе его концепции лежит объективно-идеалистическая система, в которой Бог, высший разум является создателем мира и конструктором идеального проекта «великого града человеческого». Совокупная деятельность рода людского, принимая участие в «великой идее», титаническими усилиями осуществляет Божественное Провидение, идя по пути исторического прогресса. Философия истории В. изложена в сочинениях «Основания новой науки об общей природе наций, благодаря которым обнаруживаются также новые основания естественного права народов» (более известна как «Новая наука»), «О древнейшей мудрости итальянцев», «О единственном начале и единственной цели всеобщего права», «О неизменности философии», «О неизменности филологии» и др.
Впервые в европейской интеллектуальной традиции В. создал развернутую систему философии истории, основанную на ряде допущений. Есть «вечная идеальная история» (Провидение Бога о мире). В трансцендентном предсуществуют абсолютные человеческие ценности (иначе невозможно понять, считает В., причину движения человечества в направлении истины, добра, красоты). Социальность и воля – основные врожденные качества человека: «Всё, что ни делается, делается разумными людьми и на основе выбора, вовсе не случайно, с постоянством». Природа вещей, событий такова, какая она есть, именно потому, что эти вещи рождены в определенное время в конкретной социальной среде. В истории правит не «случай», но «факт» как осуществившийся акт рациональной деятельности человека, принимающего участие в осуществлении проекта «вечной идеальной истории», поверх которого заметен исторический бег наций в их рождении, прогрессе, упадке и смерти.
В поисках инструмента, способного привести «набор фактов» в систему исторического знания, В. обращается к философии и филологии. Философия в силу предельности своих обобщений дает универсальные принципы знания, но растворяет историческую конкретику в безвоздушном пространстве абстрактных категорий. Поэтому философию надо оснастить инструментарием точного филологического знания, имеющего дело с анализом языка. «Язык нации лучше всего свидетельствует о самых первых временах мира». Исследование жизни в лингвистическом аспекте позволяет понять происходившие изменения в гражданских и религиозных институтах, воссоздать картину мира древних, их традиции, нравы, социальные проблемы того времени. Углубляясь в проблему специфики языка, В. говорит об изначальной коммуникативной природе языка, сделавшей возможной человеческую историю. Только синтез логики, диалектики с конкретно-историческим анализом фактов способен дать истинное знание, в котором «логика идей» будет соответствовать «логике вещей». В исторической науке, по мнению В., логическое совпадает с историческим. Если философия исходит из идеального мира, то осмысленный исторический материал позволит ей показать не только направление развития совокупной человеческой деятельности в сторону идеальной необходимости, одностороннего прогресса, но и увидеть нелинейность истории, со всеми человеческими ошибками, злым умыслом, изощренным насилием и регрессом.
В полемике с Декартом. Лейбницем, Спинозой мыслитель развил главный принцип своей философии истории – идею объективного характера исторической закономерности. Он склоняется к представлению истории цивилизации в виде циклического процесса: божественная, героическая и человеческая эпохи выражают детское, юношеское и зрелое состояние общества. В первоначальный период развития человечества на первый план выступают не объективные и универсальные особенности мира, а субъективно-эмоциональные ощущения, почерпнутые из опыта. Это мир «поэтического знания», которое, организуясь на основе воображаемого созерцания божественного мира, рассматривает и истолковывает в мифическом ключе разнообразные факты и события, воспринимая и превращая их в мифотворчество. Мифы для В. не являются ни затемнением философских истин, найденных утонченной мыслью, ни вторичным продуктом фантастического преобразования всего воспринятого из реального мира. Мифы – формы представлений о мире первобытного человечества. Их ценность как поэтико-фантастической деятельности для В. заключена не в их самодовлеющем характере, но в способности человека создавать в сознании фантастический мир, играющий воспитательную роль для человечества.
Век героев – второй возраст человечества: внутренняя сплоченность достигается путем выталкивания всего деструктивного вовне. Героический мир воспет Гомером, в его поэмах мы находим идеал мужественного воина и анонимной коллективной мощи. В эпоху разума человечество приходит к самопознанию и придает разуму самодовлеющее начало в своей жизни: мир мифов исчезает, поэтическое знание уступает место рациональной мудрости, в которой упорядочиваются мировоззрение и правовые ценности человеческого поведения, первое место среди которых принадлежит идеальной справедливости, организующей и очищающей исторически сложившееся право.
Если раньше поэт был «чувством нации», то теперь философ становится «интеллектом Человеческой мудрости», считал В. Рассудочная мысль как индивидуума, так и нации становится бесплодной, стерильной, едва только утрачивается связь с бессознательными источниками воображения, питающими поэзию. «Истинная антропология – это комбинация филологии и литературной культуры в целом, она в изучении структуры языков, системы мифов и символической активности, подпитывающей их». Разум, отрезанный от своих истоков, впадает в кризис: немощным становится и сам человек, и его установления. Но и в ситуации кризиса Глас Провидения, «идеальный проект» освещает путь спасения.
История человеческого рода в концепции В. лишь частично может быть понята как прогресс. С равным успехом ее можно представить в циклической форме аналогично смене возрастов человека или смене времен года.
Философия истории В. предвосхищает многие идеи И. Гердера (1744–1803) и некоторые принципы философии истории Гегеля, а его циклическая теория культуры возрождается в интерпретациях мирового процесса Шпенглера и Тойнби . Учение о мифе, «поэтическом» мышлении предвосхищало многие положения, которые будут высказаны романтиками, Шеллингом , литературоведами и лингвистами XIX–XX вв., например А. Н. Веселовским, Р. Бартом.

Источник: Краткий философский словарь.

ДЖАМБАТТИСТА ВИКО
1668–1744)   Итальянский философ, историк и юрист. Основатель философии истории и психологии народов. Ввел в историческую науку компаративный метод и считал, что все народы развиваются параллельно, проходя последовательно божественную, героическую и человеческую стадии. Основные сочинения: «Об изучении методов нашего времени» (1709), «О древней мудрости итальянцев» (1710) и шедевр политической мысли «Основания новой науки об общей природе наций» (1725). Жизнь Вико не богата занимательными происшествиями. Как он сам признавал, «душа его питала великое отвращение к шуму Форума». Уже на седьмом десятке жизни при открытии в 1732 году очередного курса лекций в Неаполитанском университете Вико обратился к слушателям с торжественной речью «О героическом духе». Она прославляет высокое стремление человека к знанию в противовес низменным влечениям натуры и самодовольной ограниченности псевдоученых, кичащихся теми жалкими крохами истины, которыми они располагают по наследству от предшественников. Свойство героического духа — не останавливаясь на промежуточном и частном, восходить к высшему единству знания, ибо только в этом единстве заключена подлинная мудрость, а мудрость — не просто информация, а сила, преобразующая человека изнутри. Поэтому и знание важно не само по себе, но потому, что служит «благоденствию всего человечества». Джамбаттиста Вико родился в Неаполе 23 июня 1668 года. Его отец держал небольшую книжную лавку. Она не приносила дохода, и семья постоянно испытывала нужду в самом необходимом. Первое опубликованное произведение — канцон «Чувства разочарованного» (1693), было навеяно, как он сам впоследствии сообщал в частном письме, поэмой Лукреция «О природе вещей». Это тем более удивительно, что полученное им образование целиком было выдержано в духе схоластической традиции. Впрочем, со школьным обучением Вико довольно быстро покончил, ибо, значительно опережая сверстников по умственному развитию, не мог мириться с медлительностью обычной программы и перешел к интенсивному самообразованию. Что же это были за книги, которые он ревностно штудировал, не прибегая к помощи школьных учителей? Это были схоластические «суммы» Петра Испанца, Павла Венецианца, светоча поздней схоластики Суареса. Начав с изучения логики и метафизики, Вико затем с той же страстью погружается в область права и скоро достигает значительных успехов не только в теоретическом знании законов, но и в практическом приложении их шестнадцати лет от роду он выступает в суде, защищая своего отца, и выигрывает дело. Позднее Вико получает ученую степень доктора права, но, не испытывая удовлетворения от современного ему состояния юриспруденции, ощущает необходимость выхода за пределы юридических форм и институций, проникновения в самую сущность права. И третья страсть, владевшая Вико с ранней юности, — любовь к поэзии. Его первые стихотворные опыты, принесшие ему известность в литературных салонах Неаполя, были созданы в той манере, которую он сам впоследствии назвал «напыщенной и лживой». Но чтобы это понять, надо было сначала найти камертон, с которым можно было бы сверять звучание собственной поэтической речи. Подобно гуманистам Возрождения Вико ищет и находит образец в далеком прошлом — «золотом веке римской поэзии» конца республики и начала императорской эпохи. Поэтический поиск заставил Вико углубиться в стихию языка, и он занялся сравнительным изучением латыни и итальянского («тосканского», как он сам выражается, напоминая читателю о том времени, когда итальянский общенациональный язык еще не вполне сложился). Цицерон, Вергилий, Гораций, Тацит и Данте, Петрарка, Боккаччо, как лучшие представители письменной речи на этих языках, стали его постоянными спутниками на жизненном пути. Особенно часто мыслитель читал Тацита. Фаусто Николини, детально изучивший творчество великого неаполитанца, установил, что он читал «Анналы» Тацита по меньшей мере 35 раз. Мыслитель писал о своих пристрастиях: «… Вико преклонялся больше, чем перед всеми другими, перед двумя учеными — Платоном и Тацитом, так как благодаря своему несравненному метафизическому уму Тацит видит человека таким, каков он есть, а Платон — таким, каков он должен быть; и как Платон посредством своей всеобщей науки проникает во все области добродетели, которые образуют человека мудрого по идее, так и Тацит нисходит во все те установления пользы, которые среди бесконечных и иррегулярных случайностей, среди коварства и удачи могут создать человека практически мудрого… Таким образом, Вико становился мудрецом одновременно и в тайной мудрости (какова мудрость Платона), и в простонародной мудрости (какова мудрость Тацита). В конце концов ему пришлось познакомиться с Фрэнсисом Бэконом Веруламским, человеком в равной мере несравненно мудрым и в тайной и простонародной мудрости, так как обе они вместе образуют человека универсального… И Вико решил всегда иметь этих трех выдающихся авторов перед глазами и при размышлении и при письме». Так Вико становится филологом, но филологию он понимает в необычно широком для нас смысле — не только как науку о языке и литературе, но и вместе с тем или тем самым как науку о «делах и вещах человеческих». Иначе говоря, он рассматривает язык не сам по себе, не как некую структуру, требующую самодовлеющего изучения, но как исторически содержательную форму, сквозь которую просвечивает (если уметь правильно к ней подойти) социально-историческая реальность. Поэтому для него филология — не только язык и литература, но и равным образом история и правоведение. Такой взгляд сложился у Вико постепенно, и в этом, собственно, и заключалось открытие философа. В «Автобиографии» Вико пишет, что после занятий языком и литературой, включая поэтику, снова обратился к «метафизике» (так тогда было принято называть философию), ибо прочитал в «Поэтическом искусстве» Горация, «что самый изобильный источник поэтического богатства достигается чтением282 философов-моралистов». Но так как основания моральных учений связаны с общей концепцией бытия, то ему еще раз пришлось исследовать основоположения метафизиков. Как истинный сын Возрождения, Вико отдает предпочтение Платону перед Аристотелем. Правда, со взглядами этих философов он ознакомился из вторых рук: Аристотеля он знал по Суаресу, а Платона — по Фичино и Пико делла Мирандола. Еще в молодые годы Джамбаттиста приобрел признание в литературных кругах и даже влиятельных покровителей. Достигнув тридцатилетнего возраста, он был избран профессором риторики Неаполитанского университета, одного из старейших в Европе. Правда, кафедра считалась второстепенной, и профессорское жалованье было довольно скудным, так что обремененный семьей Вико постоянно нуждался и должен был прирабатывать сочинениями по заказу знатных фамилий и частными уроками. Первые теоретические работы Вико — «вступительные речи», которые он ежегодно произносил при открытии курса лекций в университете. До нас дошло шесть таких речей за период с 1700 по 1708 год. При жизни Вико они не публиковались и были обнародованы впервые в 1865 году. По определению Н. Бадалони, главной темой речей был вопрос: «Как может культура наилучшим образом служить обществу?» Таким образом, исходный пункт размышлений у Вико тот же самый, что и у просветителей, — общественная польза знания. Это важно иметь в виду при общей оценке идейной направленности его творчества, поскольку отвлеченно теоретический тон и фидеистическая фразеология его основного труда давали повод видеть в нем принципиального противника Просвещения. Итак, на сороковом году жизни Вико нашел свой путь в науке, и далее он уже непрерывно двигался в одном направлении, углубляя и корректируя свои идеи. Следующее его произведение — «О древнейшей мудрости итальянцев, извлеченной из источников латинского языка» (1710) — теперь представляет мало интереса. В нем автор углубляется в метафизические дебри, касающиеся проблемы делимости пространства и времени, и защищает идеи, близкие идеалистическому атомизму. В 1716 году выходит книга Вико «Деяния Антонио Караффы», заказанная родственниками последнего. Этот Караффа, поступив на службу в австрийскую армию, дослужился до фельдмаршала, и самым достославным его «деянием» было подавление венгерского восстания Текели. В процессе работы Вико натолкнулся на трактат известного голландского юриста Гуго Гроция (1583–1645) «О праве войны и мира», который произвел на него сильнейшее впечатление и способствовал окончательной кристаллизации его собственной философии права. Эту философию он изложил в двух книгах под общим названием «О неизменности правоведения» (1720–1721). В дилогии речь шла не только о правоведении, но и о философии и филологии в том расширительном смысле, который придавал этому последнему понятию Вико. В 1722 году философ выпустил книгу примечаний к своей дилогии; в них он проанализировал гомеровский эпос с выработанной им совершенно новой точки зрения. Вместе взятые, эти книги составили, как отмечает Вико в «Автобиографии», «первый набросок новой науки». Они сделали имя Вико известным не только в Италии, но и за ее пределами. В Амстердаме Жан Леклерк, издатель журнала «Древняя и современная библиотека», напечатал на них две хвалебные рецензии. Однако первые признаки широкого признания вызвали недоброжелательность коллег, и, когда Вико попытался занять вакантную кафедру юриспруденции и уже прочитал с успехом пробную лекцию, он не получил поддержки у синклита ученых мужей и снял свою кандидатуру еще до баллотировки. Биографы считают пятилетие — с 1720 по 1725 год — наиболее драматичным в жизни мыслителя. Усиление преследования свободомыслящих ученых со стороны церковных властей, интриги сослуживцев, не устававших напоминать кому следует о «заблуждениях молодости» Вико (его увлечение античным атомизмом), наконец, резкое ухудшение состояния здоровья и неурядицы в семье (один из его сыновей был взят под стражу) мало благоприятствовали научным занятиям. И, несмотря на все это, творческая энергия ученого поразительна. Вслед за упомянутой дилогией он написал огромный труд в 50 листов, в котором собрал и подверг критике господствовавшие в его время заблуждения в интерпретации древнейшего периода человеческой истории. Однако, завершив труд, он не решился публиковать свое сочинение. Впрочем, критическая работа не прошла даром, идея «новой науки» предстает перед философом с необыкновенной ясностью и во всей полноте своего значения, что позволяет ему сжато изложить суть своего открытия. Так появилась на свет главная книга его жизни — «Основания новой науки об общей природе наций, благодаря которым обнаруживаются также новые основания естественного права народов». Это произошло в Неаполе в конце 1725 года. Само название показывает, что только на этот раз автору удалось сформулировать в надлежащих терминах ту мысль, которая не давала ему покоя на протяжении двух десятилетий, сформулировать ее без затемняющих подробностей и частных приложений. Не право, не язык, не «древнейшая мудрость», взятые сами по себе, а именно «общая природа наций» лежит в основе объяснения всех остальных феноменов общественной жизни и культуры. Это не только означало выделение нового предмета, но и предполагало новый подход, новый способ обоснования социального знания. Отсюда и правомерность названия «новая наука». Знаменательно, что этот свой труд Вико написал не на латыни — интернациональном языке науки того времени, а на родном ему языке. Это делает его продолжателем Галилея, стремившегося расширить возможности родной речи, чтобы ей стала доступна не только образность поэзии, но и отвлеченность науки. Так как общенациональный итальянский язык тогда еще не вполне сложился, книга Вико пестрит неаполитанскими диалектизмами, затрудняющими понимание. Вико и сам видел, что не все мысли ему удалось выразить надлежащим образом, поэтому после публикации он продолжал работать над текстом, внося в него исправления, дополнения и примечания. Между тем из Венеции пришло предложение напечатать «Новую науку» в более подробном варианте, а также написать автобиографию для издававшегося там «Словаря итальянских ученых». «Жизнь Джамбаттисты Вико, написанная им самим» (появилась впервые в 1729 году, переиздана с добавлениями в 1731 году) замечательна во многих отношениях. В истории нового времени это один из первых опытов интеллектуальной автобиографии ученого. По своим литературным достоинствам это, пожалуй, лучшее произведение Вико. О чрезвычайно абстрактных и темных материях мыслитель рассказывает с воодушевлением и страстью. Есть здесь и горечь человека, немало испытавшего в жизни… Одно лишь портит этот шедевр — длинное перечисление произведений, написанных по заказу «просвещенных» неаполитанских аристократов. Но таковы уж были нравы той эпохи, когда почти каждый ученый нуждался в знатных покровителях, чтобы работать более или менее спокойно. Осенью 1729 года Вико закончил работу над разъяснениями и добавлениями к первому изданию «Новой науки», и огромная рукопись в 300 листов была отправлена в Венецию. Печатание книги уже началось, когда Вико, оскорбленный неуважительным отношением к нему издателя, затребовал рукопись обратно. Напечатать рукопись таких размеров в Неаполе не было никакой возможности. Поэтому Вико, не дожидаясь возвращения отосланных в Венецию материалов, решил заново переработать текст первого издания. За три с половиной месяца (это точно установлено биографами) он написал практически новую книгу, включив в нее из первого варианта «Новой науки» всего лишь несколько отрывков. Это был последний взрыв творческой активности философа. «Вторая Новая наука» вышла в свет в 1730 году под названием «Пять книг Джамбаттисты Вико об Основаниях Новой Науки об общей Природе Наций», когда автору исполнилось 62 года. Затем как-то быстро наступила старость, но, по счастью, годы одряхления принесли почет и благополучие. В 1734 году на престол Неаполитанского королевства взошел Карл III Бурбон. По сему случаю Вико написал панегирик и был назначен королевским историографом с подобающим этому званию содержанием. Так за десять лет до смерти ученый избавился от материальных забот. Молодой премьер молодого короля Бернардо Тануччи, прозванный «итальянским Тюрго», повел либеральную политику, католические опричники и их добровольные помощники на время присмирели. Чувствуя упадок сил, Вико хлопочет о передаче кафедры сыну Дженнаро. С помощью влиятельных друзей ему это удалось (тем более что Дженнаро был прилежный, воспитанный и образованный молодой человек, правда, без всякой искры божьей, что, как тогда считали, обычному университетскому профессору было и ни к чему). С 1741 года Вико окончательно удаляется от дел, но не прекращает работы над главной своей книгой, перерабатывая текст для нового издания. В ночь на 23 января 1744 года его не стало. Спустя несколько месяцев вышла в свет «Третья Новая наука». Вико является одним из основоположников исторического подхода к пониманию развития общества. По его мнению, природа нации изменяется в соответствии с изменениями определенных фундаментальных понятий, прежде всего понятий истины и справедливости, при этом формы государства и его правительства соответствуют природе управляемых наций. Исходя из этих положений Вико создает свою теорию, называемую им «идеальной вечной историей», учение о закономерном процессе культурного, социального и политического развития и упадка, который происходит при определенных обстоятельствах в жизни каждой нации. Вико различает в истории три эпохи: «эпоху богов», «эпоху героев» и «эпоху людей». В первой фазе этого процесса социальный и физический миры представляются в поэтической и воображаемой форме, мифологически как различные выражения Бога и божеств. Собственность принадлежит непосредственно Богу, но опосредовано всем тем, кто претендует на интерпретацию его желаний, делает ему жертвоприношения и несет его закон людям. Вико считает, что формой государства на этой стадии развития нации является теократический деспотизм, при котором все права собственности принадлежат отцу семейства, в личности которого объединены все божественные функции. Во второй фазе, или эре, исторического процесса форма государства определяется желанием потомков этих отцов сохранить обширные владения, которые они унаследовали, оправдание чего лежит в основе их претензии на полубожественный статус, соединяющий в себе качества смертного и Бога. Эту форму государства Вико объясняет тем, что у подчиненных пробуждается чувство естественной справедливости и появляются рациональные сомнения в отношении якобы полубожественного статуса правящих аристократов, или «героев», и они начинают долгую борьбу за улучшение своего юридического и гражданского положения. Чтобы сохранить свои привилегии, «герои» вынуждены передать часть своей власти высшему органу — совету и удерживать силой то, что они не могут больше сохранять по праву наследования. В третьей, «всецело человеческой» фазе развития общество достигает понимания равенства гражданских прав человека. Эго определяет и форму государства, управление которого осуществляется или демократией, или монархией. Вико полагает, что такая форма государства не способна выжить и сохранить себя. После нее наступает конечная эра — эпоха варварства, при которой торжествуют эгоистические интересы людей над необходимыми законами, обеспечивающими социальную связь, и наступает социальная анархия, которая кладет конец циклу социального развития и порождает условия для возникновения его нового цикла… В «Автобиографии» философ, как будто речь шла о самоочевидной истине, написал: «Вико несомненно родился для славы своего родного города и, следовательно, Италии».      

Источник: 100 великих мыслителей