Видимость

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Видимость
явление, проявляющее себя через кажимость, обманчивое явление.

Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)

Видимость
просвечивание абсолютного через относительное, бесконечного через конечное, сущности через явление, иного через свое.

Источник: Религиозные термины

ВИДИМОСТЬ
(Schein) — обманчивое отражение, ложный образ, «пустая» кажимость (см. также Иллюзионизм). В психологии различают созерцательную видимость (образ отражения и т. п.) от более или менее проверенной видимости, которая может служить знаком чего-либо объективно существующего (см. Явление; Реальность); в этом смысле существует видимость всего данного в созерцании, которое принадлежит к сфере микрокосмоса и при этом может быть неидентичным с объективной действительностью; см. Действительность.
М. Theunissen. Sein und Schein, 1978.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ВИДИМОСТЬ
филос. категория, обычно употребляемая как синоним кажимости, мнимости, иллюзорности, т.е. одностороннего и неидентичного восприятия реальности. Но В. есть и доступность зрению (ср. слышимость), а также данность ч.-л. в восприятии, т.е. сущность самого восприятия. В. — это мир, существующий в кач-ве способности человека видеть. Поэтому по-человечески воспринимаемый мир предстает как его картина, а невидимое, не данное сразу и непосредственно в познании, в итоге обретает видимые черты. Созидательная деятельность в культуре, в том числе и в познании, представляет собой творчество В. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Видимость
 (кажимость) — внешнее, непосредственно данное чувствам проявление сущности вещей, точнее, к.-н. стороны сущности. В Этом значении В. равнозначна явлению. В В. имеется субъективный момент: явление неадекватно, извращенно выражает сущность предмета (видимый излом у предметов, частично погруженных в воду, видимое движение Солнца вокруг Земли и др.). Однако неправильно сводить В. только к этому субъективному моменту, ибо она так или иначе связана с объективной сущностью, есть ее проявление. Сам этот момент, порождающий неправильное представление о сущности явления, часто обусловлен объективными факторами. Задача познания состоит в сведении В. к сущности и в объяснении того, как последняя проявляется в В. (Сущность и явление).

Источник: Философский словарь. 1963

ВИДИМОСТЬ (кажимость)
понятие, выражающее момент обманчивости в восприятии объекта или явления. В. имеет двоякий источник. С одной стороны, это совокупность объективных характеристик предмета или процесса на уровне явления, с др.— способ объяснения этих характеристик субъектом или их преобразование в процессе получения информации о них. Напр., в результате различных коэффициентов преломления светового луча в воздухе и воде палка, опущенная наполовину в воду, кажется надломленной. Тот факт, что в условиях капитализма владелец банковского вклада получает процент, владелец завода — прибыль, а владелец земли — ренту, в силу его привычности трансформируется в сознании в В. того, что эти формы доходов не связаны друг с другом и что земля порождает ренту, предприятия — прибыль, а денежный вклад — процент, в то время как на самом деле во всех этих случаях мы имеем дело с формами присвоения неоплаченного труда рабочих. Задача исследования часто состоит в анализе механизма возникновения В., в поисках ее корней и правильном объяснении явления, в переходе от В. через явления (связь явлений) к сущности.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Видимость
кажимость – непосредственное, одностороннее проявление сущности, неадекватно выраженной отдельными явлениями. В процессе чувственного восприятия, наблюдения, эмпирического описания вещи нередко представляются не так, как они существуют сами по себе, а так, как они отражаются в других вещах, с которыми они взаимодействуют, как они воспринимаются в зависимости от условий и самого устройства органов восприятия. Видимость не есть порождение сознания, в ней преломляются реальные отношения вещей, их сущность, так же как и реальные условия наблюдения. Категория «видимость», с одной стороны, фиксирует неадекватность и неполноту выражения сущности в том или ином явлении, поскольку ни одно явление не выражает сущность полностью. В этом заключается один из источников заблуждения, когда выводы делаются на основе неполной, односторонней информации, причём эта особенность информации не осознаётся, не учитывается. С другой стороны, категория «видимость» отражает противоречия процесса познания, движение познания от явления к сущности, диалектическое отрицание теоретическим знанием эмпирически данного, противоречие между рациональным и чувственным.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Видимость

- понятие, противоположное подлинному бытию или тому, что есть на самом деле. Противоположение это имеет характер лишь относительный, определяясь более или менее глубоким анализом действительности. Так, для обыкновенного, ненаучного мнения данное вещественное тело во всей своей чувственной конкретности есть нечто подлинное, само по себе существующее, а отраженный образ того же тела в воде или в зеркале есть видимость. Но для физика и физиолога все данные в нашем чувственном опыте конкретные предметы суть лишь видимость, производимая сложными процессами отражения внешней действительности в наших органах чувств и нервных центрах. Подлинное бытие, с этой точки зрения, принадлежит лишь различным комбинациям и движениям невидимых атомов, составляющих реальный субстрат всех тел и явлений. Для философа-идеалиста этот механизм атомов, в свою очередь, есть лишь видимость, призрачный продукт рассудочного мышления, а настоящее бытие принадлежит только мыслящему уму и его внутренним актам. Наконец, для метафизика-мониста или пантеиста и человеческий ум, как отдельный самостоятельный субъект, оказывается лишь видимостью, а воистину есть лишь единая абсолютная субстанция или всеединый дух. Как бы то ни было, различение между видимостью и истинно-сущим всегда было и остается коренным нервом не только философского, но и вообще научного мышления. Определяемое более точно, понятие видимости совпадает с понятием явления.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

ВИДИМОСТЬ
кажимость, непосредственное, одностороннее проявление сущности, неадекватно выраженной отд. явлениями. В процессе непосредств. созерцания вещи нередко представляются не так, как они существуют сами по себе, а так, как они отражаются в других вещах, с к-рыми они взаимодействуют, как они воспринимаются в зависимости от условий и самого устройства органов восприятия. В. не есть порождение сознания, в ней преломляются реальные отношения вещей, их сущность, так же как и реальные условия наблюдения. Напр., кажется, что Солнце передвигается по небесному своду с Востока на Запад.
Категория В., с одной стороны, фиксирует неадекватность и неполноту выражения сущности в том пли ином явлении, поскольку ни одно явление не выражает полностью сущности. В этом заключается один из источников заблуждения, когда выводы делаются на основе неполной, односторонней информации, причем эта особенность информации не осознается, не учитывается. С др. стороны, категория В. отражает противоречия процесса познания, движение познания от явления к сущности, диалектич. отрицание теоретич. знанием эмпирически данного, противоречие между рациональным и чувственным. Чувств. образы предоставляют материал для теоретич. знания, но коль скоро эти данные интерпретируются как готовое знание, возникает В. знания, отражающая В. явлений. Анализ В.- необходимый момент в познании. Великое открытие Коперника научно объяснило В. непосредственно наблюдаемого движения Солнца. Энгельс писал, что «...видимое движение небесных тел делается понятным лишь для того, кто знает их действительное, но чувственно не воспринимаемое движение» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 221).
Особенно сложной исследовательской задачей является познание сущности обществ. отношений. К. Маркс в «Капитале», анализируя «триединую формулу» вульгарной политич. экономии, согласно к-рой капитал порождает прибыль, земля - ренту, а труд пролетария - зарплату, показывает, что эта формула отражает В. капиталистич. произ-ва, в к-ром все виды доходов в действительности являются частями создаваемой пролетариями прибавочной стоимости. Однако возникающая в экономич. отношениях В. объективна и существенна, поскольку в среднем прибыль капиталиста пропорциональна величине авансированного капитала, а рента землевладельца - количеству и качеству его земли.
Первые представления о В. возникли еще в античности (элеаты, Демокрит, Платон). Впервые систематич. разработкой категории В. занялся Гегель. В. И. Ленин, конспектируя «Науку логики», материалистически переработал гегелевские положения, подчеркнув объективный и существ. характер видимости. «Не только Wesen (сущность.- Pед.), но и Schein (видимость.- Ред.) объективны» (ПСС, т. 29, с. 89). И далее: «Кажущееся есть сущность в одном ее определении, в одной из ее сторон, в одном из ее моментов. Сущность кажется темто! Кажимость есть явление (Schemen) сущности самой в самой себе» (там же, с. 119). В. и сущность - единство противоположностей; противоречие между ними есть противоречие самой сущности, присущее ей отрицание своей огранич. определенности.

Источник: Советский философский словарь

Видимость
Все, что поддается восприятию органов зрения, других органов чувств, а в более широком смысле – и осознанию. Лежащий передо мной лист бумаги, его форма и белизна; стоящий на столе букет цветов; уличный шум, доносящийся из окна, – все это видимости. Разумеется, из этого не следует, что на самом деле нет никакого листа бумаги, никаких цветов и никакой улицы. Но тот факт, что я воспринимаю все перечисленное моими органами чувств, еще не означает, что оно объективно существует и имеет те свойства, которые, как мне кажется, оно имеет. Ведь вполне может оказаться, что я сплю и вижу сон, или что я сошел с ума, или что материи не существует, или что мое собственное тело – не более чем иллюзия, одним словом, что кругом – одни видимости и больше ничего. Мне возразят: если бы ничего не было, то и видеть было бы нечего. И хотя очевидность этого утверждения сама является всего лишь очередной видимостью («очевидное» значит видимое), допустим, что это действительно так. Допустим, что бытие есть, но что мы можем о нем сказать, если оно для нас недосягаемо, если мы способны познавать только видимости, насчет которых никогда не можем быть уверены, истинны они или ложны? Дать точный ответ на этот вопрос можно, только сравнив видимость с тем, что есть на самом деле. Но это сравнение возможно только при условии, что то, что есть – а именно реальная действительность, – является перед нами в каком‑либо виде, а это значит, что сравнивать мы будем не видимость с сущностью, а одну видимость с другой. Так мы и поступаем, и ничего другого нам не остается. Поэтому видимость – не просто необходимая точка отправления, но единственно доступная нам точка прибытия. И она же – другое название реальности, поскольку непосредственное и абсолютное познание реальности невозможно.
Кант проводит различие между видимостью (Schein) и феноменом (Erscheinung). Видимость это то, что в опыте (эмпирическая видимость) или мышлении (трансцендентальная видимость) проистекает от иллюзии. Таковы опущенная в воду и потому кажущаяся сломанной палка или догматическая метафизика, претендующая на доказательство антиномических высказываний (например, о мире или о Боге), тогда как на самом деле она не способна доказать ничего, что выходило бы за рамки возможного опыта. Видимость – это ошибка суждения, подсказанная органами чувств или мышлением. Напротив, в феномене нет ничего ошибочного, он скорее являет собой саму реальность, разумеется, не реальность в себе, про которую никто из нас ничего не знает, но реальность, данную нам в опыте. Можно сказать, что это истинная видимость. Тогда видимость можно назвать ложным феноменом или, точнее, феноменом, вводящим в заблуждение.
В современной философии подобное различение применяется все реже и реже. Во‑первых, потому, что, если мы воспринимаем только феномены, у нас нет никакого права утверждать, что они не являются все той же видимостью. Здесь Юм берет реванш над Кантом. Во‑вторых, потому, что благодаря феноменологам мы привыкли отвергать, как выразился Сартр, «дуализм бытия и кажимости». Если «бытие кого‑то реально существующего есть не что иное, как то, чем он кажется»; если феномен отсылает нас не к вещи в себе, а к другим феноменам, и так до бесконечности, тогда видимость вновь обретает свою онтологическую правомерность: «Видимость не скрывает сущность, она ее проявляет; она и есть самая сущность» («Бытие и ничто», Введение). Наконец, в‑третьих, потому, что видимость в таком случае оказывается, по выражению Марселя Конша (46), «всем сущим», – ведь ничего другого нет, или, по меньшей мере, нам ничего другого не дано. Эта видимость – не внешнее проявление и не иллюзия. Она не видимость чего‑то (что подразумевало бы существование еще чего‑то, что только скрывается за видимостью) и не видимость для кого‑то (что подчинило бы видимость субъекту, тогда как он и сам – всего лишь одна из видимостей), она «чистая и универсальная видимость», как говорит тот же Марсель Конш, и даже – «абсолютная видимость».
Иными словами, это и есть сам мир, от абсолютного познания которого мы отказались. А может, зря отказались?

Источник: Философский словарь.

ВИДИМОСТЬ
кажимость (в ф и л о с о ф и и), – выражение сущности вещей в поверхностных, неустойчивых, случайных проявлениях, воспринимаемых непосредственно. В. выражает не всю сущность, а лишь ее момент. В процессе непосредств. созерцания мы иногда сталкиваемся с тем, что явления кажутся нам не такими, каковы они есть на самом деле. Это и есть В., или кажимость. В. не есть чистое порождение нашего сознания. Она возникает в результате воздействия на субъект реальных отношений и условий наблюдения. Вещи могут представляться нам как в правильном, так и в извращ. виде. Представление вещи в извращ. виде есть с у б ъ е к т и в н ы й момент В., хотя способ представления вещей вытекает из их реальных отношений. Нам кажется, что Солнце передвигается по небесному своду с В. на З. Это искаж. отражение вызывается не особенностями нашей познават. способности, а тем, что мы вместе с Землей движемся вокруг Солнца. Особенно сложно за В. вскрыть сущность вещей в обществ. явлениях. Так, при капитализме заработная плата, к-рую выплачивает рабочему предприниматель, представляется как оплата всего труда рабочего; но В. в данном случае вводит в заблуждение, ибо в действительности оплаченной является лишь часть труда рабочего, в то время как остальная, неоплаченная его часть служит для создания прибавочной стоимости, составляющей источник прибыли капиталистов. Сущность вещей проявляется во взаимодействии явлений, однако ни одно явление никогда не может полностью выразить соответствующую сущность; явления выражают сущность односторонне. В этом заключен источник заблуждений: на основании содержащейся в явлениях неполной информации о законах природы и общества люди зачастую делают неверные выводы об этих законах. Эта особенность явлений и фиксируется в категории В., или кажимости. Эта категория, с одной стороны, характеризует ту особенность объективного мира, что явления выражают определяющие их сущности не всегда адекватно, а с другой – особенность самого познания, процесс перехода от явления к сущности. "Кажущееся есть сущность в о д н о м ее определении, в одной из ее сторон, в одном из ее моментов. С у щ н о с т ь кажется тем-то" (Ленин В. И., Философские тетради, 1947, с. 107). Применяя категорию В., мы имеем дело с действием предметов материального мира на органы чувств человека, и возникающий при этом образ обусловлен объективными свойствами отражаемых предметов и выражает в какой-то форме эти свойства. Поэтому В. И. Ленин говорит: "Не толькo Wesen [сущность], но и Schein [видимость] объективны" (там же, с. 72). Цель науки состоит в том, чтобы за изменчивыми и преходящими явлениями вскрыть определяющую их сущность, устранив заблуждения, связанные с В. Познание и практика научили человека отличать законы развития вещей от явлений, в к-рых эти законы выражаются, научили отличать обманчивую В. вещей от их истинного содержания. Домарксистская философия не могла правильно решить вопрос об отношении между В. и сущностью. Субъективный идеализм отрицает объективное содержание явлений и фактически сводит материал человеч. знаний к В. Метафизика отрывала В. от ее объективной основы, от сущности, рассматривая В. только как чисто субъективную иллюзию. Отрыв В. от сущности используется для обоснования непознаваемости мира. Агностич. и скептич. подход к В. подверг критике Гегель, выступавший с позиций объективного идеализма. Гегель впервые ввел В. как особую филос. категорию, однако эта категория выступала у него как одно из понятий идеалистич. филос. системы. Только марксистская философия раскрыла рациональное содержание категории В., выявив диалектич. Соотношение субъективной и объективной сторон в В. и ее отношение к категориям сущности и явления. Отстаивая объективный характер В., диалектич. материализм ведет борьбу против идеализма, использующего неполноту и недостатки эмпирич. познания для "обоснования" агностицизма. Диалектич. материализм исходит из того, что показания органов чувств дают образы предметов внешнего мира, сходные с самими предметами, но не абсолютно, не целиком, не безоговорочно, а лишь в основном. Эмпирич. познания недостаточно для понимания сущности вещей. Взятые сами по себе, показания органов чувств; не могут служить безошибочным критерием истины. Однако познание никогда не останавливается на В. и на явлениях, идет дальше, проникает в сущность вещей и процессов; оно охватывает чувств, и рациональную ступени и имеет своей основой общественно-историч. практику. См. Диалектический материализм, Теория познания, Истина. Лит.: Маркс К. И Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955, с. 62–67; Маркс К., Теории прибавочной стоимости, т. 3, 4 изд., М., 1936, с. 107–15; его же, Тезисы о Фейербахе, в кн.: Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 43–44, 358; его же, Диалектика природы, М., 1955, с. 159, 168, 191; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 90–92, 24,249; его же, Философские тетради, там же, т. 38, с. 118, 121,122, 133,139–42, 189, 214, 249; Кант [И.], Критика чистого разума, 2 изд., П., 1915, с. 172–200; Гегель [Г.], Энциклопедия философских наук, Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 191–263; его же, Наука логики, там же, т. 5, М., 1937, с. 459–694. А. Спиркин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ВИДИМОСТЬ
философская категория, введенная Гегелем для обозначения просвечивания (нем. Schein) абсолютного через относительное, бесконечного через конечное, сущности через явление, "иного" через "свое" и т. п. Гегель мыслил в В. отблеск (показывание, выявление) одного бытия в другом, "отсвечивание своего иного". В "Науке логики" эта категория сближается с понятием взаимоотражения противоположностей ("рефлексией") и становится одним из аналогов "отражения".
Согласно Гегелю, развертывание абсолютной идеи начинается через различение в абсолютном относительного и высвечивание первого во втором; сама абсолютная форма заставляет абсолют быть видимым внутри себя (см.: Гегель. Наука логики, в 3 т. Т. 2. М-, 1971, с. 177). "Видимость - это не ничто, а рефлексия, соотношение с абсолютным; иначе говоря, она есть видимость (Schein), поскольку в ней отсвечивает (scheint) абсолютное" (там же, с. 175). Гегель противопоставляет В. невидимому, слепому бытию, например, слепой случайности, в которой не видна необходимость. Для него В. всегда есть некоторая связь между минимум двумя нечто, благодаря которой одно представлено в другом; "видимость есть опосредованно, которое само есть самостоятельная устойчивость" (там же, с. 164).
Копия (как отсвет оригинала) логически вторична и менее мощна, нежели оригинал; в иерархии видов бытия в любой паре высшего и низшего бытия первое, по Гегелю, оказывается отсвечиваемым (видимым) во втором (отсвечивающем). "Субстанция как мощь обретает видимость, иначе говоря, обладает акцидентальностью... и это обретение видимости определено как видимость..." (Там же, с. 208.) В. достигается через отрицание субстанцией себя и самоопределение в форме сущности. "Сущность - первое отрицание бытия, которое вследствие этого стало видимостью", бытие и сущность находятся в таком единстве, "при котором каждое имеет видимость в другом" (там же. Т. 3. M., 1972, с. 35). "Бытие в своем переходе в сущность стало видимостью или положенностью..." (с. 35.) В свою очередь, в сфере сущности происходит раздвоение на субъект и объект, самостоятельное и положенное - сущность внутри себя порождает некие формы как формы В. самой себя. "Рефлексия как абсолютная рефлексия - это сущность, имеющая видимость в самой себе, и предполагает себе только видимость, положенность... Рефлексия есть видимость сущности внутри самой себя" (там же. Т. 2, с. 22, 29). В ней иное выступает лишь как В., как непосредственное исчезание.
В., по Гегелю, объективна и противоположна субъективной кажимости. Он поддержал идею И. Канта об объективности В. и не согласился с Парменидом в том, что В. противоположна бытию. У В. есть отрицательный и положительный моменты, и оба этих момента имеют своей основой бытие, но не небытие. "Непосредственность небытия есть как раз то, что составляет видимость; но это небытие есть не что иное, как отрицательность сущности в ней самой... Оба эти момента - ничтожность, но как удерживание, и бытие, но как момент, иначе говоря, сущая в себе отрицательность и рефлектированная непосредственность, составляющие моменты видимости, - суть тем самым моменты самой сущности" (там же. Т. 2, с. 16). Сущность определена внутри себя, поэтому она отличается от своего абсолютного единства и обладает В.; определенность бытия - причина В.
Поскольку В. - отблеск оригинала в отражающем, и в отблеске нет непосредственно самого оригинала, то "видимость есть отрицательное, обладающее бытием, но в чем-то ином, в своем отрицании; она несамостоятельность, снятая в самой себе и ничтожная... Сущность, напротив, содержит внутри себя видимость как бесконечное внутреннее движение, которое определяет ее непосредственность как отрицательность, а ее отрицательность - как непосредственность, и, таким образом, есть видимость себя внутри самой себя. В этом своем самодвижении сущность есть рефлексия" (там же. Т. 2, с. 17, 18). В то же время В. несводима к "отрицательности", "ничтожности", "снятости" - в ней есть остаток бытия оригинала. В. - это определенность, сквозь которую просвечивает другая определенность, оригинал. Гегель признает, что В. имеет еще независимую от сущности непосредственную сторону и есть вообще некоторое иное сущности (там же, с. 14). Растворение ограниченного и конечного в абсолютном он именует положительной В. (там же, с. 178).
Гегель выделяет две основные формы В.: абстрактную В. и реальную В. "Сущность сначала имеет видимость внутри самой себя, в своем простом тождестве; как таковая, она абстрактная рефлексия, чистое движение ничто через ничто обратно к самому себе. Когда сущность являет себя, она уже реальная видимость, так как моменты видимости обладают существованием... Видимость - это то же самое опосредствование, но ее лишенные опоры моменты имеют в явлении вид непосредственной самостоятельности... Явление есть поэтому единство видимости и существования" (там же, с. 135). Когда определения формы обретают стихию устойчивости, их В. совершенствуется, переходя в явление, и такую самостоятельность существующего Гегель именует "существенной видимостью" (с. 111, 136).
Гегелевская категория В. была воспринята, но огрублена и искажена марксистами. В справочных изданиях советского периода В. чаще всего отождествляли с противоположной ей (согласно Гегелю) "субъективной кажимостью" либо с "неадекватным выражением сущности ее односторонними проявлениями". Но В. несводима ни к кажимости, ни к извращенному отражению, хотя некоторые ее частные формы могут быть охарактеризованы как "кажимость" или "одностороннее проявление сущности".
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
13.20 мб

Видимость субъекта между воображением и восприятием. Сартр и Мерло-Понти

Перцева Алина Андреевна
В центре внимания статьи теоретические сложности, с которыми связано обращение к теме видимости субъекта в работах таких философов, как Жан-Поль Сартр и Морис Мерло-Понти.
Читать PDF
1.06 мб

Проблема видимости у Фуко и Рансьера

Перцева Алина Андреевна
Отправляясь от противоречия, существующего между описанием паноптизма у Мишеля Фуко и требованием стать видимым в публичном пространстве как императивом эмансипации у Жака Рансьера, автор, сравнив между собой метод двух философов,
Читать PDF
69.47 кб

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ИЛИ УЧЕНИЕ О ВИДИМОСТИ (НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ МЫСЛИ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ И ОБОЗНАЧЕНИИ ИСТИНН

Иоганн Генрих Ламберт
Читать PDF
446.54 кб

Явление во взвешенном состоянии между бытием и видимостью: от Гербарта к Гуссерлю

Чернавин Георгий Игоревич
Статья посвящена динамике явления, состоящей в постоянном колебании между бытием и видимостью.

Похожие термины: