ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
христианское название священных книг иудаизма, включенных в Библию. Состоит из 39 книг, которые признаются христианами каноническими. В православные и католические издания Библии включаются также 11 книг Ветхого Завета, не являющихся каноническими, протестантские церкви и деноминации считают эти книги апокрифическими.  

Источник: Религиоведческий словарь

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
Основа Священного Писания. В него входят “Пятикнижие или Книги Закона (иначе Книги Моисея, поскольку их центральной темой является исход еврейского народа из Египта и законы, данные Моисею Богом), Книги Премудрости, которые состоят из “Псалтири” (книга псалмов или песнопений), “Притч Соломоновых” и “Книги Иова” и, наконец, книги пророчеств, озаглавленные именами ветхозаветных пророков. Православная Церковь относит к Ветхому Завету некоторые книги, которые считаются “неканоническими”, такие книги в епархиальных изданиях помечены звездочками. Ветхий Завет в Православии считается Законом.

Источник: Православие. Основные понятия.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
часть Библии, рассматриваемая как св. писание и иудаизмом и христианством, содержит 39 книг, признаваемых каноническими. Условно книги В. з. можно разделить на несколько групп: Пятикнижие Моисеева, книги историч., пророч. и Писания. К историч. можно отнести книги: Иисуса Навина, Судей, 1-4 Царств, 1-2 Паралипоменон, Ездры и Неемии. Среди Пророков книг выделяются Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил как «великие», или «старшие»; кроме того, В. з. содержит еще 12 книг малых пророков — Амос, Осия, Иоиль и др. Раздел «писаний» чрезвычайно пестр как по содержанию, так и по форме. Он включает и повествования типа новелл (Руфь), и фи-лос. моралистич. трактаты (Иов, Екклезиаст), любовно-эротич. поэму «Песнь Песней», сборник молитв. песнопений — псалмов Псалтирь и т. д. В правосл. и католич. издания Библии включаются также 11 книг В. з., не являющиеся каноническими: Товит, Юдифь, Иисус сын Сирахов, Маккавеи. Католич. церковь рассматривает их как канонические второго порядка; правосл. церковь не считает каноническими, но признает «душеполезными»; протест, церкви приравнивают их к апокрифам. Авторами подавляющего большинства книг В. з. являются отнюдь не те лица, к-рых называет церковь, даты появления книг В. з. также в большинстве случаев указываются неправильно. В часта., первые 5 книг не принадлежат, разумеется, мифич. Моисею. История создания В. з. в целом охватывает период с 9 в. до н. э. по 60-е гг. 2 в. до н. э. Оригинальный язык в.-з. книг - др.-евр-, за исключением отд. фрагментов (Дан. 2:4; 7:28; 1 Езд. 4:8; 18:7, 12-26; Иер. 10: 11), написанных на арамейск. языке. В последние два столетия до н. э. был осуществлен перевод В. з. на греч. язык (Септуагинта). Этот текст наряду с др.-евр. оригиналом рассматривается христ. церквами как богооткровенный. В кон. 4- нач. 5 в. н. э. блаженный Иероним перевел В. з. на лат. язык; этот перевод под названием Вульгаты (народный, общедоступный) признан богооткровенным на Три-дентском соборе католич. церкви (1545-1563). Кодификация и канонизация книг В. з. началась в 5 в. до н. э. и была завершена к кон. 1 в. н. э. Ямнийским раввинистич. собором. Христианством канон В. з. был воспринят в том виде, какой был придан ему иудаизмом. В течение ряда столетий текст В. з. редактировался масоретами. Помимо канонич. и неканонич. книг В. з. существуют также в.-з. апокрифы.

Источник: Атеистический словарь

"Ветхий Завет"
Библейский термин, имеющий двоякое значение. во-первых, под ним разумеется договор, который Бог заключал с различными представителями древнего человечества, для того чтобы через них сохранить истинную веру среди распространявшегося повсюду заблуждения. Слово «завет» составляет перевод греческого слова biaqhkh, которое на западе нашло себе выражение в слове testamentum. При горе Синае Бог заключил с еврейским народом через Моисея завет, который должен был служить отчасти подтверждением прежних, отчасти необходимым завершением их – и выражением этого завета было синайское законодательство. Целью завета было выделить израильский народ из среды остального человечества и сделать его избранным царством, в котором могли бы сохраниться и развиваться семена истинной веры, предназначенной впоследствии распространиться на все человечество (Втор., XXIX, 10–13, 18). Во-вторых, Ветхим Заветом называются собственно тексты Библии. Эта часть Библии называется так вследствие самого содержания входящих в нее книг, имеющих своим предметом изложение ветхозаветного домостроительства в различных фазисах его исторического развития. Это литература историческая с ее почти эпической простотой и рассказами о первобытных временах; к ней примыкает литература обрядово-юридическая, соответствующая начаткам национально-политической стадии в развитии народа. С этой стороны ветхозаветные книги составляют такой же драгоценный источник для истории национального развития древнееврейского народа, как и литература всякого другого народа, с тем великим преимуществом, что нить этого развития в ней проводится с наглядностью и величайшей последовательностью. Ветхий Завет состоит из 39 книг, искусственно считаемых за 22, по числу букв еврейск. алфавита, или за 24, по числу букв алфавита греческого. Все книги разделяются на три отдела. 1-й называется Закон (Тоpа) и содержит пять книг Моисея: Бытия, Исхода, Левит, Числ, Второзакония.
2-й отдел, под названием Пророки, обнимает книги: Иисуса Навина, Судей, 1-ю и 2-ю кн. Царств, или кн. Самуила (считаются за одну книгу), 3-ю и 4-ю кн. Царств (считаются за одну книгу), Исаии, Иеремии, Иезекииля, кн. Двенадцати малых пророков (считаются за одну книгу).
К 3-му отделу под названием Св. Писания принадлежат: книги Иова, Руфь, Псалмы, Притчи, Песнь Песней, Екклесиаст, Даниила, Плач Иеремии, Ездры и Неемии (считаются за одну книгу), 1-я и 2-я Паралипоменон (считаются за одну книгу) и кн. Есфири.
Соединяя кн. Руфь с кн. Судей в одну книгу, а также Плач Иеремии с кн. Иеремия, получим вместо 24 книг 22.
Двадцать две священные книги и считали в своем каноне древние евреи, как свидетельствует Иосиф Флавий. Таковы состав и порядок книг в еврейской Библии. Все эти книги считаются каноническими и в церкви христианской.

Источник: Православный церковный словарь.

Ветхий завет
часть Библии, собрание иудейских «священных» книг, рассматриваемых как «священные» и в христианстве. В. з. складывался в течение многих веков, его состав претерпевал различные изменения, о чем, в частности, свидетельствуют найденные в последние годы на берегу Мертвого моря среди кумранских рукописей фрагменты ветхозаветных книг, а также сохранившиеся две его редакции: еврейская (Масоретский список) и греческая (Септуагинта — перевод, выполненный в Александрии в основном во 2 в. до н. э.; с Септуагинты сделан в католичестве лат. канонизир. перевод и русский синодальный и церк.-слав. переводы В. з.). Согласно масоретской редакции, в состав В. з. включено 39 произведений, расположенных по трем отделам: 1) Пятикнижие — пять книг «моисеевых», именуемых в иудаизме также Законом, или Торой (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие); 2) Пророки — Иисус Навин, Судьи, I и II кн. Самуила, I и II кн. Царей; «младшие» пророки: Исайя, Иеремия, Иезекииль; 12 «малых» пророков: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия; 3) Писания, или Агиографы: Псалмы (Псалтирь), Притчи Соломоновы, Иов, Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Экклесиаст (Когелет), Эсфирь, Даниил, Эзра (Ездра), Неемия, I и II кн. Хроник. По Септуагинте, в состав В. з. кроме перечисленных выше входят еще кн. Товит, Юдифь, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Варуха, II и III Эзры и три Маккавейские. По своему жанру книги В. з. весьма разнообразны. Сюда входят старинные хроники, историч. повести, саги и мифы, победные, свадебные, походные и похоронные гимны, притчи, молитвенные песнопения, религ.-филос. трактаты, любовно-эротические новеллы, правила жертвоприношений, ритуальной чистоты и т. п. Археологические раскопки конца 19 и первой половины 20 в. в Месопотамии и в др. странах Ближнего Востока показали, что нек-рые ветхозаветные тексты совпадают с древнейшими шумерскими, вавилонскими, египетскими и хетскими текстами. Научными данными доказана несостоятельность проповеди иудейских и христ. богословов об исключительности В. з., и в частности Торы, якобы полученной Моисеем на горе Синае от самого бога. В действительности лишь в 5 в. до н. э. иерусалимскими жрецами была впервые обнародована Тора как закон иудаизма, призванный регламентировать не только всю жизнь, но и представления древних евреев о мире. В начале 2 в. н. э. законоучители Талмуда из трех рукописных вариантов Торы отобрали один и канонизировали его. Ими же были выбраны из большого количества накопившихся иудейских сочинений те, к-рые, по их мнению, больше всего соответствовали вероучению иудаизма. Эти сочинения были также включены в состав В. з. Прочие же были частично уничтожены, частично зачислены в апокрифы (несвященные). Окончательная кодификация В. з. в иудаизме была завершена в 7 – 9 вв. масоретами. Искажая реальную историю возникновения и канонизации В. з., идеологи иудаизма и христианства объявили его «боговдохновенным словом» и превратили его в духовное орудие угнетения народных масс.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ВЕТХИИ ЗАВЕТ
сборник избранных произведен и й др.-евр. религ. лит-ры, составляющей первую часть христ. Библии. До нас дошли несколько вариантов ветхозаветного текста, из к-рых важнейшие: «традиционный» («масоретский») текст на др.-евр. языке, образующий священное писание иудаизма; Септуагинта - перевод В. з. на греч. язык «семидесяти толковников»; самаритянское Пятикнижие; Таргумы - переводы библейских книг на арамейский язык. Иудаистская канонизация В, з. происходила в I в. н. э., создание современного (огласованного) текста относится к середине и вт. пол. 1 тыс. н. э. Христ-во восприняло Септуагинту, к-рая впоследствии подвергалась, особенно при переводах на лат. и нац. языки, пересмотру с учетом «традиционного» текста, считавшегося наиболее достоверным. Различия между указанными текстами (изводами) - редакционные (разбивка на главы и стихи, расположение глав н книг) и текстовые (отличия текстов внутри одних и тех же отрывков). Кроме того, Септуагинта содержит книги, не вошедшие в иудаистский канон. Наиболее древний текст В. з. («Песнь Деворы») датируется 13 в. до н. э., наиболее поздние (Екклесиаста, Даниила и т. д.) - 3 - 2 вв. до и. э. В. з. содержит сборники проповедей пророков Исани, Иеремии, Иезекииля, Амоса, Михея, Осни и др., в к-рых обличается социальное зло; высказывались пророки и по актуальным общественно-политич. вопросам. Причиной социальных бедствий пророки считали отступничество от исконного, по их представлениям, и единственно возможного для Израиля культа Яхве, к-рый за это карает Израиль. Кроме того, в В. з. входит Пятикнижие (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составленное под влиянием пророч. проповеди; оно содержит обработанные в соответствии с монотеистич. доктриной древнеизраильские мифы и псевдоисторич. предания, а также сборники узаконений и нравственно-этич. предписаний. Источником Пятикнижия послужили народные предания, сохранившиеся как в устной передаче, так и в записях (не дошедшие до нас Книга войн Яхве, Книга Доблестного, Книга Песен). В ходе проводившейся в Иудее в 621 до н. э. религиозно-политич. реформы (утверждение монотеизма Яхве, ликвидация языческих культов) Пятикнижие было провозглашено законом, регулирующим всю жизнь иудейского об-ва. К Пятикнижию примыкают книги историч. содержания, призванные показать, что фундаментом благоденствия иудейско-израильского об-ва является монотеизм Яхве, тогда как отступления от него ведут к катастрофам и гибели. Третью группу книг В. з. составляют книги назидательно-учительного содержания (Притчи Соломона, в Септуагинте - Премудрости Иисуса, сына Сирахова и др.), псалмы - молитвенные песнопения, поэмы философского содержания: о смысле жизни (Книга Екклесиаста), о том, почему страдает праведник (Книга Иова), новеллы псевдоисторич. содержания (Книга Есфири, Руфи, в Септуагннте - Иудифи и т. д.), поэтич, плач о гибели Иерусалима, составленный пророком Иеремией, сборник свадебных любовных песен (Песнь песней Соломона), книги, в к-рых речь идет о возвращении иудеев из вавилонского плена и о воссоздании Иерусалимского храма Яхве, об организации вокруг храма гражданско-храмовой общины иудеев. В Септуагинту включены также книги Маккавейские, рассказывающие о борьбе народных масс против чужеземного господства. В православ. и католич. Библию входят 11 ветхозавет. книг, не считающихся каноническими (Товита, Иудифи, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Маккавейские и др.). Протестанты исключают их из В. з.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
часть Библии, собрание иудейских «свящ.» книг, почитаемых «священными» и христ. церквами. Название Ветхого (т. е. старого) завета дано этим книгам христ. церковниками в отличие от чисто христ. «свящ.» книг, именуемых христ. церковниками «Новым заветом». Самая древняя часть В. з. - «Песнь Деборы» - восходит к XII в. до н. э. В ее состав включены и книги, сложившиеся во II в. до н. э. В теч. мн. веков состав В. з. претерпевал разл. изменения, о чем свидетельствуют найденные в 1947-1957 на берегу Мертвого моря среди кумранских рукописей многочисл. фрагменты ветхозав. книг, а также сохранившиеся две его редакции: др.-еврейская (масоретский список) и греческая (Септуагинта - перевод, выполненный в Александрии в основном во II в. до н. э. «70-ю толковниками»; лат. septuaginta - семьдесят; с Септуагинты сделан лат. канонизир. перевод В. з., выполненный ок. 400 г. «св.» Иеронимом, - т. н. Вульгата, а также русский синодальный и церк.-слав. переводы В. з.). Согласно первой редакции, в состав В. з. включены 39 произведений, расположенных по трем отделам: 1) Пятикнижие [5 книг «моисеевых», именуемых в иудаизме также 3 акрном или Торой (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие)];
2) Пророки, куда входят «старшие» пророки [Иисус Навин (эта книга по содержанию и лексике близка к Пятикнижию, поэтому в науке часто говорят о Шестикнижии), Судьи, I и II кн. Самуила, I и II кн. Царей] и «младшие» [Исайя, Иеремия, Иезекииль и 12 «малых пророков»: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Михей, Наум, Аввакум (Хабаккук), Софония, Аггей, Захария и Малахия];
3) Писания, или Агиографы [Псалмы (Псалтирь), Притчи Соломоновы, Иов, Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Экклесиаст (Когелет), Эсфирь, Даниил, Эзра (Ездра), Неемия, I и II кн. Хроник]. По Септуагинте, в состав В. з., кроме вышеперечисленных, входят еще книги Товиот, Юдифь, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Варуха, II и III Эзры и три Маккавейские.
Но только В. з. в целом, но и составляющие его книги имеют сложную историю. Это прежде всего касается Пятикнижия,, состоящего из разл. произведений, к-рые создавались на протяжении мн. веков. По своему жанру книги В. з. весьма разнообразны. Сюда входят старинные хроники, истор. повести, саги и мифы, победные, свадебные, походные и похоронные гимны, притчи, молитвенные песнопения, юридич. кодексы, правила ритуальной чистоты и жертвоприношений, религ.-филос. трактаты и любовно-эротич. новеллы. Характеризуя в целом В. з., Ф. Энгельс писал: «...еврейское так называемое священное писание есть не что иное, как запись древнеарабских религиозных и племенных традиций, видоизмененных благодаря раннему отделению евреев от своих соседей - родственных им, но оставшихся кочевыми племен» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Изд 2. Т. 28, с. 210). Археологич. раскопки конца XIX в первой пол. XX в. в Месопотамии и др. странах Бл. Востока показали также, что ветхозав. тексты во многом совпадают с древнейшими ассиро-вавил., егип. и хеттскими текстами. Научными данными доказана совершенная несостоятельность проповеди иудейских и христ. богословов об исключительности В. з. и, в частности, Пятикнижия, якобы полученного Моисеем на г. Синае от самого бога. В V в. до н. э. иерусалимскими жрецами было впервые обнародовано Пятикнижие как «закон» иудаизма, призванный регламентировать не только всю жизнь, но и представление о мире древних евреев.
В нач. II в. н. э. «законоучители» Талмуда из трех рукописных вариантов Пятикнижия отобрали один и канонизировали его. Ими же были выбраны из большого количества накопившихся иудейских сочинений те, к-рые, по их мнению, больше всего соответствовали целям иудаизма. Эти сочинения были также включены в канон В. з. Прочие же были частично уничтожены, частично зачислены в апокрифы (несвященные). Окончат, кодификация В. з. в иудаизме была завершена в VII - IX вв. масоретами. Принадлежащие к В. з. сочинения, не вошедшие в масор. список, и в христианстве не входят в канон, хотя ни одна из перечисл. выше книг В. з. не отвергнута церковниками как ложная. Искажая реальную историю возникновения и канонизации В. з., идеологи иудаизма и христианства объявили его «богодухновенным» словом (см. Богодухновенность) и превратили его в духовное оружие угнетения нар. масс.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.63 мб

Образ Яхве в Ветхом завете

Вылегжанин Илья Дмитриевич
The article looks at the evolution of the name, image and cult of the Hebraic God in the context of a modern intellectual situation.
Читать PDF
299.49 кб

МАРТИН ЛЮТЕР И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Судаков А.К.
В статье рассматривается взгляд Мартина Лютера на место пророка Моисея и Пяти-книжия Моисеева как откровения Божьей воли и Божьего закона в духовной истории человечества.
Читать PDF
1.96 мб

Труды по изучению книг Ветхого Завета

Ф. Г. Елеонский
Читать PDF
1.58 мб

Труды по изучению книг Ветхого Завета

Ф. Г. Елеонский
Читать PDF
1.67 мб

Труды по изучению книг Ветхого Завета

Ф. Г. Елеонский
Читать PDF
164.10 кб

Ветхий Завет и основы государственности

Жигульская Елена Юрьевна
В статье предпринята попытка анализа причин создания государства, методов его становления, обоснования неотъемлемых государственных институтов правитель и священство.
Читать PDF
131.02 кб

Представление о времени в Ветхом Завете

Казанцева З.В.
Существуя во времени, человечество привыкло делить его на события настоящего, прошлого и будущего. В данной статье рассматривается проблема ветхозаветного представления о времени.
Читать PDF
899.62 кб

Отношение Ветхого Завета к браку и девству

А. В. Переверзев
Читать PDF
1.80 мб

Идея пастырского душепопечения в Ветхом Завете

С. Л. Кулюкин
Читать PDF
1.12 мб

Идея пастырского душепопечения в Ветхом Завете

С. Л. Кулюкин
Читать PDF
105.41 кб

Ветхий Завет и учение Платона о бессмертии души

Поздняков Сергей Николаевич
В статье рассматривается малоизученный вопрос о возможном влиянии на учение Платона о бессмертии души ветхозаветной религиозной традиции.
Читать PDF
231.95 кб

Ветхий Завет и письменные памятники древних народов

Акимов Виталий Викторович
В статье представлены материалы к учебному пособию по Введе-нию в Священное Писание Ветхого Завета, которые посвящены рассмотрению Ветхого Завета в контексте письменных памятников на-родов Древнего Ближнего Востока египтян, жителе
Читать PDF
94.86 кб

Диалектика истории институтов власти в Ветхом Завете

Вевюрко Илья Сергеевич
В статье рассматриваются диалектические аспекты формирования в Древнем Израиле понятия идеального правления, позволяющие установить системные и закономерные предпосылки разделения между иудаизмом и христианством в начале новой эры
Читать PDF
1.68 мб

Закон о месте еврейского богослужения в ветхом завете

И. Я. Богоявленский
Читать PDF
2.23 мб

Закон о месте еврейского богослужения в ветхом завете

И. Я. Богоявленский