ВЕРХ И НИЗ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ВЕРХ И НИЗ
символ полюсов макро- и микрокосмоса в его вертикальном разрезе. Представляет соотношение между горним и дольним. Верх в космогонии древних связан с небесным миром, низ — с преисподней. В символике мирового дерева Верху соответствует крона, низу — корни. По славянской мифологии земной мир — явь, подземный — навь, небесный — правь. В мифах айнов божества именуются камуй, буквально значит «тот, кто покрывает», земля — «Кама мосири», т. е. «верхний мир», преисподняя — «Тейна покла мосири», т. е. «мокрый подземный мир». Теогонические мифы повествуют о разделении неба и земли. С небесной сферой связывалось, как правило, мужское божество, с земной — женское. Верху соответствует мужское начало, низу — женское. Подчеркивалось превосходство Верха над Низом. По манихейским представлениям душа есть форма высшей природы, тело — низшей. Перемещения из верхнего мира в низший и наоборот составляют основу многочисленных мифологических мотивов. Например, античные боги спускаются в нижние миры по мировому дереву. Ряд существ наделялся функцией посредничества между верхними и нижними сферами. Таким качеством в греческой и римской мифологиях наделялись птицы. Для низшего мира характерно зеркальное преломление качеств верхнего. По представлениям некоторых народов мертвецы в загробном мире ходят вверх ногами. Так же по африканским поверьям перемещаются колдуны. Чтобы принять человеческий облик, оборотень должен перевернуться через голову. Противостоятель Демиурга либо низвергается с небес, либо возникает подобно телу или зеркальному отображению. В карнавальной культуре апробировался ритуал перемены местами Верха и Низа. Мифологема о временной подмене Низом Верха существует в рамках эсхатологических учений. Источ.: Мифологический словарь. М., 1991.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

ВЕРХ И НИЗ
верхний и нижний миры
в мифологической модели мира одно из основных противопоставлений (наряду с правым и левым, мужским и женским, днем и ночью, добром и злом и т. д.), соотносящееся с основными элементами (стихиями) мироздания.
Нижний земной мир людей противопоставлен небесному миру богов и духов и, уже как верхний мир — преисподней, загробному миру, а также водной стихии, первичному океану, на к-ром покоится земля: так, в мифах айнов божества называются памуй (букв., «тот, кто покрывает»), земля — Канна мосири («верхний мир»), под ней — связанная с водной стихией преисподняя Тейне покла мосири («мокрый подземный мир», ср. Камуй мосири). Для космогонических мифов характерны мотивы поднятия неба над землей (бог леса Тане отрывает отца-небо от матери-земли в полинезийской мифологии) или земли со дна первичного океана (см. Ну ми—Торум, Сатанаил и т. п.). Перемещения из верхнего мира в нижний и наоборот составляют основу многочисленных мифологических мотивов: боги (культурные герои) спускаются на землю по мировому древу (при помощи волшебных животных — коней, птиц — особенно в шаманских мифах).
Во многих мифологиях мир описывается при посредстве т. н. основного мифа: у американских индейцев (и нек-рых народов Сибири) — миф о разорителе орлиного гнезда, культурном герое, взбирающемся на мировое древо и обретающем культурные блага (огонь) в обмен на жизнь птенцов (ср. в европейской традиции — литов. Лиздейка и т. п.); у индоевропейских народов — миф о громовержце и его хтоническом (змеевидном) противнике (имя к-рого означает «низ», «основу» и т. п.— см. Ахи Будхнъя), к-рого тот преследует с неба громом и молнией (см. Индра, Перун и т. д.). Инверсия свойств верхнего, небесного или земного мира отмечает принадлежность к нижнему, враждебному людям и богам — ср. распространенное представление о загробном мире, в к-ром мертвецы ходят вверх ногами (так же в африканских поверьях перемещаются колдуны); противник демиурга в дуалистических мифах возникает из тени, отражения в воде; оборотень должен перевернуться через голову, чтобы принять человеческий вид и т. п.
С неба в преисподнюю были низвергнуты, согласно библейской традиции, бесы во главе с Сатаной (таково происхождение и нечистой силы на земле). Соответственно в эсхатологических мифах демоны и мертвецы преисподней восстают против небес и мира людей (ср. Рагнарёк), в день гибели мира верх и низ меняются местами. Переворачивание отношений верха и низа, связанное с мифологизированными персонажами типа карнавала или масленицы, ритуальное моделирование хаоса, карнавальных (ряженых) образов смерти, злых духов и т. п. призвано было во время календарных праздников способствовать упрочению космического порядка.

Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991

Найдено схем по теме — 1