ВЕНСКИЙ КРУЖОК

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВЕНСКИЙ кружок

немецкая философская и логическая школа так называемых неопозитивистов, опирающаяся на математическую логику, физику Эйнштейна и труды Рассела. Ее задача — логическая формализация научных данных. Эта школа заявила о себе в 1929 г. брошюрой «Научное понятие о мире», а начиная с 1930 г. выпускала журнал «Познание». Главные представители: Карнап, Рейхенбах, О. Ней-рат, А. Тарский. См. Логический позитивизм.

Источник: Философский словарь

ВЕНСКИЙ КРУЖОК
группа ученых и методологов науки, занявшихся совершенствованием её языка, явившаяся идейным и организационным ядром логического позитивизма. В. к. возник на базе семинаров М. Шлика (1922). В него входили О. Нейрат, Р. Карнап, Ф. Франк, Г. Ганн, Ф. Вайсман, X. Райхенбах и др. Близкими по взглядам были Л. Витгенштейн, Б. Рассел. В. к. пытался свести философскую проблематику к логическому анализу языка науки, соединенному с принципом верификации, подтверждением терминов языка опытным материалом. Участники кружка, эмигрировавшие позднее из фашистской Германии, стали инициаторами методологических исследований в других странах (прежде всего в США и Англии).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

Венский кружок
объединение, послужившее идейным и организационным ядром логического позитивизма. Вырос на основе семинара, организованного в 1922 Шлихом при нафедре философии индуктивных наук в Венском ун-те. В В. к. входили: Карнап (с 1926), Ф. Вайсман, Г. Фейгль, О. Нейрат, Г. Ган, В. Крафт, Ф. Кауфман, К. Гедель и др. С В. к. сотрудничали Франк(Чехословакия), Э. Кайла (Финляндия), А. Бламберг (США), И. Йергенсен (Дания), Айер (Англия) и др. В. к. явился непосредственным преемником идей махизма. Его участники восприняли и ряд идей Витгенштейна — концепцию логического анализа звания, учение об аналитическом характере логики и математики, критику традиционной философии как бессмыслицы. Осуществив своеобразный синтез позитивизма ма-хистского толка с идеями логического анализа знания, участники В. к. сформулировали осн. положение логического позитивизма в наиболее полной и четкой форме. В 1929 Карнап, Ган и Нейрат опубликовали манифест «Научное миропонимание. Венский кружок». В это же время происходит окончательное организационное оформление В. к. и устанавливаются международные связи с другими неопозитивистскими группами (помимо тех контактов, к-рые В. к. имел с группой Рейхенбаха — Дубислава в Берлине) (Неопозитивизм). С 1930 В. к. издает совместно с группой Рейхенбаха журнал «Эркеннтнис» («Познание»). В 30-х гт. участники В. к. активно разрабатывают идеи логического позитивизма. К концу 30-х гг. в связи с отъездом из Вены ряда деятелей В. к., гибелью Шлика и, наконец, захватом Австрии Гитлером В. к. прекращает свое существование. Непосредственным преемником В. к. является логический эмпиризм (Карнап, Фейгль и др.).

Источник: Философский словарь. 1963

ВЕНСКИЙ КРУЖОК
группа австр. интеллектуалов (в основном физиков, математиков, логиков), сложившаяся на базе семинара проф. каф. философии индуктивных наук Венского ун-та М.Шлика в 1922 г.; к концу 1920-х гг. В.к. фактически превратился в исследовательскую лабораторию. Ядро В.к. составили Ф.Вайсман, К.Гедель, Р.Карнап (с 1926), Ф.Кауфман, В.Крафт, О.Нейрат, Г.Фейгл, Х.Хан; в разл. время с ним сотрудничали А.Айер, Э.Нагель, К.Поппер, Г.Рейхенбах, Ф.Франк и др. видные деятели науки и философии. В 1930-х гг. В.к. установил организационные связи с близкими по духу науч.-филос. сообществами (Берлинское об-во эмпирич. философии, Львовско-Варшавская логич. шк.), предпринимались попытки сотрудничества с руководством АН СССР и сов. правительством. Исследовательская программа В.к., изложенная в кн. «Научное миропонимание. Венский кружок» (1929), явилась наиболее последовательным выражением неопозитивизма, сложившегося на основе эпистемологии Э.Маха и логич. идей Л.Витгенштейна. Свою гл. задачу идеологи В.к. (прежде всего Карнап и Нейрат) видели в верификации наличных науч. и филос. теорий и создании на этой базе системы унифицированной науки. Результаты исследований участников кружка представлены в ряде периодических изданий, таких как журнал «Erkenntnis» (1930—9), «Международная энциклопедия унифицированной науки» и «Библиотека унифицированной науки» (оба изд. с 1938). После присоединения Австрии к нацистской Германии мн. участники В.к. эмигрировали в Великобританию и США, позднее, в связи с гибелью Шлика (1936), кружок официально прекратил свое существование (1939). Лит.: Карнап Р., Нейрат О., Хан Х. Научное миропонимание. Венский кружок. М., 2003. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ВЕНСКИЙ КРУЖОК
группа ученых и философов, которая в 1920-е стали центром разработки идей логического позитивизма. В.К. кружок был организован в 1922 Шликом на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского университета. Участники В.К. выдвинули программу создания новой научной философии на основе идей Маха и "Логико-философского трактата" Витгенштейна. В В.К. входили: Карнап, Нейрат, Вайсман, Г. Фегль, К. Гедель, Г. Ган, Ф. Кауфман и другие. После того, как В.К. получил международное признание, с ним стали сотрудничать Э. Нагель (США), Айер (Великобритания) и др. Используя элементы традиционного эмпиризма в духе Юма, идеи Маха о том, что научными являются лишь высказывания о наблюдаемых феноменах, а также тезис Витгенштейна о том, что осмысленные предложения являются таковыми потому, что они описывают определенные факты, представители В.К. разработали программу обновления научного и философского знания. Основным инструментом критического анализа является математическая логика и принцип верификации, которые призваны создать совершенный язык, подобный тому, который был предложен Витгенштейном в "Логико-философском трактате". Принцип верификации предполагает критическую проверку высказываний на возможность их сведения к эмпирическим фактам и служит критерием отделения научного знания от бессмысленных проблем метафизики. Эти программные положения нашли выражение в манифесте В.К. "Научное миропонимание. Венский кружок" (1929), который был написан совместно Карнапом, Ганом и Нейратом. В 30-е В.К. издает несколько периодических изданий, среди которых журнал "Erkenntnis", проводит ряд конгрессов, активно сотрудничает с другими философами. К концу 30-х В.К. прекратил свое существование в связи с гибелью Шлика и оккупацией Австрии. Идеи В.К. оказали сильное влияние на развитие логического позитивизма и другие виды сциентистских течений в США и Великобритании.
А.В. Филиппович

Источник: Новейший философский словарь

ВЕНСКИЙ КРУЖОК
группа, явившаяся идейным и организац. ядром движения логического позитивизма. В. к. возник на основе семинара, организованного в 1922 Шликом при кафедре философии индуктивных наук Венского ун-та. В. к. объединял ряд молодых ученых, скептически относившихся к возможностям традиц. философии. Выдвигавшаяся ими программа развития «науч. философии» получила позитивистскую направленность. В В. к. входили: Р. Карнап, Ф. Вайсман, Г. Фейгль, О. Нейрат, Г. Ган, В. Крафт, Ф. Кауфман, К. Гедель и др. С В. к. сотрудничали: группа X. Рейхенбаха в Берлине, Ф. Франк (Чехословакия), Э. Кайла (Финляндия), А. Вламберг, Э. Нагель (США), Й. Йоргенсен (Дания), А. Айер (Великобритания) и др. На формирование идейных установок В. к. значит. воздействие оказал махизм, для к-рого были характерны негативное отношение к традиц. «метафизике», к классич. филос. проблематике и узкосциентистская (см. Сциентизм) трактовка гносеологич. и методологич. вопросов. В. к. воспринял также субъективно-идеалпстич. установки логического анализа философии (в частности, Л. Витгенштейна) - концепцию сведения философии науки к логич. анализу языка науки и учение об аналитич. характере логики и математики. Синтез позитивизма махистского толка с установками философии логич. анализа привел к формированию в В. к. исходных положений логич. позитивизма.
В 1929 Карнап, Ган и Нейрат опубликовали манифест «Научное миропонимание. Венский кружок». В это же время завершается организац. оформление В. к. Начиная с 1930-х гг. в ряде стран были организованы междунар. конгрессы представителей этого течения. В 1930-39 В. к. издавал совместно с группой Рейхенбаха журн. «Erkenntnis», пропагандировавший идеи логич. позитивизма. К кон. 30-х гг. в связи с гибелью Шлика, отъездом ряда деятелей В. к. из Вены и захватом Австрии нацистской Германией кружок прекратил существование. Непосредств. преемником В. к. стало течение логического эмпиризма в США. См. также Аналитическая философия.

Источник: Советский философский словарь

ВЕНСКИЙ КРУЖОК
объединение группы венских ученых, созданное в 1922 г. на основе семинара М. Шлика, профессора кафедры философии индуктивных наук Венского университета, в рамках которого выросло направление логического позитивизма. В дальнейшем членами и сотрудниками Венского кружка стали ученые из различных стран мира. Мориц Шлик, лидер кружка - физик, защитивший свою докторскую диссертацию по теоретической оптике под руководством М. Планка; Р. Карнап, Г. Рейхенбак и Ф. Франк - тоже физики. К. Гедель, К. Менгер, Т. Радакович - математики, О. Нейрат - экономист и социолог, Э. Кайла - психолог, В. Крафт и Э. Цильзель - историки. Венский кружок организовывал конгрессы, на которых обсуждались философские проблемы науки. Были установлены научно-организационные связи с другими группами - Берлинским обществом эмпирической философии, львовско-варшавской школой и отдельными философами. Центральной проблемой Венского кружка была проблема логического анализа «языка науки». Большое влияние на формирование идейных установок Венского кружка оказала махистская эпистемология, согласно которой научно-осмысленными могут считаться лишь высказывания о наблюдаемых феноменах, а также ряд идей Витгенштейна и аппарат математической логики, разработанный Б. Расселом и дававший формальные средства критического анализа обыденного языка. Из «Логико-философского трактата» Витгенштейна была заимствована идея сведения философии науки к логическому анализу языка, учение об аналитическом характере логики и математики и критика традиционной философии как лишенной научного смысла «метафизики». Практическая потребность, вызвавшая деятельность кружка, - дифференциация науки, возрастание количества информации, И необходимость выработки новых способов языковой коммуникации. Организационное оформление Венского кружка завершилось в 1929 г. публикацией Манифеста «Научное миропонимание: Венский кружок», подписанного Р. Карнапом, Г. Ганом и О. Нейратом. После смерти М. Шлика (1936) и аншлюса Австрии нацистской Германией (1937) кружок прекратил свое существование, но большинство его деятелей выехали в США и положили начало течению логического эмпиризма как продолжению идей Венского кружка. Для Венского кружка логический анализ есть средство обоснования тезиса о «непосредственно данном» как подлинном значении осмысленных выражений языка науки. А возможность эмпирической проверки выражений (верификации) есть критерий эмпирического значения. Положения, не обладающие ни эмпирическим, ни формальным (как положений математики) значением, объявлялись ими псевдовысказываниями. Доктрина протокольных предложений Венского кружка была попыткой найти в предложениях, выражающих данные наблюдения и восприятия, некоторую абсолютную проверочную основу знания. Эту программу сведения теоретического знания к эмпирической основе логическим позитивистам так и не удалось осуществить, но в процессе своей деятельности они сделали открытия в разработке логической семантики и модальной логики. Можно сказать, что деятели венского кружка явились «отцами» аналитического направления в философии, протест которых был направлен первоначально против гегельянства и религии, но не против философии как таковой.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ВЕНСКИЙ КРУЖОК
группа, явившаяся идейным и организационным ядром движения логического позитивизма. Венский кружок возник на основе семинара, организованного в 1922 M Шликом при кафедре философии индуктивных наук Венского университета. Венский кружок объединил ряд молодых ученых, гл. о. представителей точных наук, интересовавшихся вопросами философии науки и скептически относившихся к возможностям традиционной философии в исследовании этой проблематики. Выдвигавшаяся ими программа развития «научной философии» получила, однако, узкосциентистскую (см. Сциентизм) и позитивистскую направленность. В Венский кружок входили: Р. Карнап (с 1926), Ф, Вайсман, Г, Фейгль, О. Нейрат.Г. Ган, В. Крафт, Ф. Кауфман, К. Гедель и др. С Венским" кружком сотрудничали Ф. Франк (Чехословакия), Э. Кайла (Финляндия), А. Бламберг, Э. Найгель (США), И. Йоргенсен (Дания), А. Айер (Великобритания) и др. На формирование идейных установок Венского кружка значительное воздействие оказал махизм, пользовавшийся большим влиянием в Венском университете, с его эмпиризмом и негативным отношением к традиционной «метафизике». Восприняв узкий эмпиризм и феноменализм махизма в интерпретации научного познания, участники Венского кружка в то же время восприняли и основные установки философии логического анализа, гл. о. через ряд идей (Логико-философского трактата» Л. Витгенштета — прежде всего идею о значении логического анализа языка для философии иауки на основе использования средств и понятий математической логики, воплотившуюся в концепции сведения философии науки к логическому анализу языка науки, учение об аналитическом характере логики и математики, которое, по их мнению, давало возможность применить им гносеологию «радикального эмпиризма», нашедшую свое выражение в концепции сводимости всего языка науки к выражению «непосредственно данного» в т. н. протокольных предложениях, с признанием особого статуса аналитичности (см. Аналитические суждения), логико-математических утверждений, критику традиционной философии не просто как неправильной или неэффективной, но как вообще лишенной познавательного значения «метафизики». Синтез позитивизма махистского толка с установками философии логического анализа привел участников Венского кружка к формированию исходных положений логического позитивизма, которые в наиболее последовательной и радикальной форме пропагандировались именно в периоддеятельности Венского кружка. В 1929 Карнап, Ган и Нейрат опубликовали манифест «Научное миропонимание. Венский кружок». В это же время происходит окончательное организационное оформление Венского кружка и устанавливаются международные связи с близкими по духу группами (помимо тех контактов, которые уже в 1920-х гг. Венский кружок имел с группой X. Рейхенбаха в Берлине). С 1930 Венский кружок издает совместно с группой Рейхенбаха журнал «Erkenntnis» («Познание»), пропагандирующий идеи логического позитивизма. К концу 1930-х гг. в связи с гибелью Шлика, отъездом ряда деятелей Венского кружка из Вены и, наконец, захватом Австрии нацистской Германией Венский кружок прекратил свое существование. Непосредственным преемником Венского кружка стало движение логического эмпиризма в США, возглавлявшееся видными участниками Венского кружка.
Лит.; Франк Ф. Философия науки. М., 1960; Швырев В. С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М„ 1966; Kraft V. Der Wiener Kreis. W„ 1950; Philosophie, Wissenschaft. Aufklarung: Beitrage zur Geschichte und Wirkung des Wiener Kreises. B.-N.Y., 1985.
В. С. Швырев

Источник: Новая философская энциклопедия

ВЕНСКИЙ КРУЖОК
группа ученых и философов, в 1920-е ставшая центром разработки идей логического позитивизма. В.К. был организован в 1922 Шликом на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского университета ("кафедре Маха").В В.К. входили: Карнап, Нейрат, Ф.Вайсман, Г. Фейгль, Гедель, Г. Хан, Ф. Кауфман и др. После того, как В.К. получил международное признание, с ним стали сотрудничать Э. Нагель (США), Айер и др. Участники В.К. выдвинули программу создания новой научной философии на основе идей Маха и "Логико-философского трактата" Витгенштейна. Главной целью
этой философии, являвшей собой платформу В.К., правомерно полагать программу достижения единства знания о мире в контексте переосмысления традиционных максим метафизики. Используя элементы традиционного эмпиризма в духе Юма, идеи Маха о том, что научными являются лишь высказывания о наблюдаемых феноменах, а также тезис Витгенштейна о том, что осмысленные предложения являются таковыми потому, что они описывают определенные факты, представители В.К. разработали программу обновления научного и философского знания. Основным инструментом этой теоретической реконструкции должны были выступить математическая логика и принцип верификации, призванные создать совершенный язык, подобный тому, который был предложен Витгенштейном в "Логико-философском трактате". Характер современной им метафизики члены В.К. оценивали следующим образом: 1) теоретические системы метафизического порядка не содержат ни ложных, ни истинных предложений - к системам такого рода, следовательно, не приложимы стандартные критерии проверяемости; 2) существенно значимой компонентой метафизики являются выступающие результатом процессов воспитания и соответствующих жизненных обстоятельств смысложизненные поведенческие установки, не подлежащие рациональному обоснованию. В свою очередь, все научные предложения, только и могущие фигурировать в научном знании, согласно концепции В.К., делятся на два класса: 1) предложения, не имеющие предметного содержания, сводимые к тавтологии и относящиеся к логико-математической сфере, - аналитические, логические истины; 2) осмысленные предложения, сводящиеся к эмпирическим фактам и относимые к сфере конкретных наук - фактические истины. Прочие же предложения - или абсурдны (бессмысленны), поскольку организованы вопреки логико-синтаксическим правилам, или все еще научно неосмысленны ("метафизические" или философские предложения, оперирующие с понятиями типа "материя", "абсолют", "принцип" и т.п.). Научная осмысленность предложений оказывалась тождественной его проверяемости, в то время как значение - способу его верификации. С точки зрения представителей В.К. обретение единства знания осуществимо на фундаменте логики и (как определенная совокупность принципов) включает в себя: а) установку на достижение единства знания; б) признание единства языка ведущим условием объединения научных законов в цельную систему; в) признание осуществимости единства языка только лишь на базе редукции всех высказываний научного порядка к интерсубъективному языку протоколов; г) трактовку тезиса о единстве знания в статусе как теоретического, так и практического постулата. В свою очередь, принцип верификации предполагал критическую проверку высказываний на возможность их сведения к эмпирическим фактам и служил критерием отделения научного знания от бессмысленных (с точки зрения представителей В.К.) проблем метафизики. Эти программные положения нашли выражение в манифесте В.К. "Научное миропонимание. Венский кружок" (1929), который был написан совместно Карнапом, Ганом и Нейратом. В 1930-е В.К. издает несколько периодических изданий, среди которых журнал "Erkenntnis" ("Познание"), проводит ряд конгрессов, активно сотрудничает с другими философами. К концу 1930-х В.К. прекратил свое существование в связи с гибелью Шлика и оккупацией Австрии. Идеи В.К. оказали сильное влияние на развитие логического позитивизма и другие виды сциентистских течений в США и Великобритании.

Источник: История Философии: Энциклопедия

венский кружок
ВЕНСКИЙ КРУЖОК — группа философов и ученых, сложившаяся в 1924 на базе философского семинара на кафедре натуральной философии Венского университета, которой руководил М. Шлик. С 1924 по 1936 регулярно по четвергам члены кружка собирались для обсуждения различных проблем философии, математики, логики, физики. В к р у ж о к входили и уже известные ученые — Г. Ган, В. Крафт, Ф. Франк, О. Нейрат, — и аспиранты, и даже студенты. В первые годы участниками кружка были: Г. Фейгль, Ф. Вайсман, Р. Карнап, Б. Юхос, Г. Нейдер, Ж. Шехтер, Э. Цильзель, Р. Ньюмен; математики К. Менгер, К. Гедель, Г. Бергман, Г. Леви, Ф. Кауфман; совсем молодые студенты — Э. Рюнсвик, Р. Рэнд, М. Наткин, В. Холличер и др.         К 1927 члены В. к. осознали общность и единство своих философских воззрений. Они установили дружеские связи с Берлинским обществом эмпирической философии, в которое входили Г. Рейхенбах, К. Греллинг, Ф. Краус, В. Дубислав, А. Парсеваль и др. В 1930 издателями журнала «Анналы философии» стали Р. Карнап и Г. Рейхенбах, которые дали ему новое название «Erkenntnis» («Познание»), Этот журнал стал главным печатным органом В. к., объединяя его единомышленников из разных стран. В нем печатали свои статьи: польские философы, логики, математики — А. Тарский, К. Айдукевич, Я. Лукасевич, Я. Хосиассон; англичане — А. Айер, Ф. Рамсей; ученые США — УВ.О. Куайн, Ч. Моррис, Э. Нагель, Д. Миллер; финский философ Э. Кайла, венгерский математик Д. фон Ньюман и др.         Значительную роль в пропаганде идей Венского кружка и консолидации его сторонников сыграли международные научные конференции. Первая конференция по эпистемологии точных наук состоялась в 1929 в Праге. На ней было принято решение об издании собственного журнала. В 1930 в Кенигсберге проходит «Вторая конференция по эпистемологии точных наук» совместно с «Конгрессом немецких физиков и математиков». Именно здесь К. Гедель впервые представил свое знаменитое доказательство невозможности формализации арифметики. В 1935 в Париже был проведен 1-й Международный конгресс по научной философии, на открытии которого выступил Б. Рассел, высоко оценивший деятельность В. к. в области логики и философии. (Именно здесь Рассел заметил, что «Вена» — это понятие психологии, а не географии.) В работе Конгресса приняло участие более 170 ученых и философов из 20 стран. Философские воззрения членов В. к. получили на этом конгрессе почти всеобщее признание. У ж е в июле следующего 1936 в Копенгагене состоялся 2-й Международный конгресс по «проблемам единства науки». Первый доклад на нем сделал Н. Бор. В июле 1937, снова в Париже, был проведен 3-й Конгресс по проблемам единства науки, на котором обсуждалась работа над запланированной «Энциклопедией унифицированной науки». Год спустя, в июле 1938 в Кембридже прошел 4-й Конгресс, а последний состоялся уже в США в сентябре 1939, когда в Европе началась мировая война.         Но к этому времени В. к. уже прекратил свое существование. В 1931 г. Фейгль был приглашен в университет сначала Айовы, а затем Миннесоты. В 1934 неожиданно скончался Ган. В 1936 уехал в Чикаго Карнап. Однако самую тяжелую утрату В. к. понес в связи с убийством в 1936 его руководителя М. Шлика. После этого кружок перестал собираться, а насильственное присоединение Австрии к Германии вообще прекратило его существование. Члены его рассеялись по разным странам мира.         Таким образом, В.к. реально существовал и работал с 1924 по 1936. В истории философской мысли это было уникальное содружество философов и ученых, которые на протяжении более десяти лет регулярно собирались на заседания для обсуждения самых актуальных проблем науки и философии. Результаты деятельности этого сообщества были чрезвычайно разнообразными; его члены внесли вклад в логику, математику, физику, биологию и, конечно, в философию науки. В историю философии В. к. вошел как создатель и пропагандист нового философского направления, которое получило название «логический позитивизм».         АЛ. Никифоров         Лит.: Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма. М., 2003.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ВЕНСКИЙ КРУЖОК
филос. кружок, в к-ром были разработаны основы логического позитивизма. Первоначально – семинар по философии (1922), организованный при кафедре философии индуктивных наук Венского ун-та руководителем кафедры, физиком М. Шликом. Через год семинар перерос в кружок, посещаемый не только студентами, но и преподавателями ун-та. К 1925 сложилось постоянное ядро дискуссионной группы, к-рое и кладет начало направлению В. к. Кроме Шлика, в В. к. входили: Бергман, Нейрат, Ган, Вейсман, Гедель, Кауфман, Крафт, Фейгль и др. В. к. часто посещали Франк, Гемпель, позднее Айер. В 1926 в В. к. был приглашен Карнап, сыгравший впоследствии крупную роль в выработке осн. положений логич. позитивизма. Теоретич. источники В. к.: 1) ранний "эмпиризм" и позитивизм (Юм, Конт, Дж. Ст. Милль); 2) субъективно-идеалистич. истолко-вание методологии эмпирич. науки (Мах, Пуанкаре, Дюгем); 3) символич. логика и логич. анализ языка (Лейбниц, Пеано, Фреге, Уайтхед, Рассел, Витгенштейн); 4) аксиоматика (Паш, Пеано, Вайлати, Пьери, Гильберт). Т. о., первый этап теоретич. деятельности В. к. представлял собой процесс своеобразного слияния махизма с различными идеалистич. течениями, возникшими в связи с кризисом оснований математики, сочетание с логицизмом и в результате – становление логич. позитивизма как определ. филос. течения. Члены В. к. объявили метафизическими все общие науч. понятия и положения, к-рые не могут быть выведены из непосредств. индивидуального опыта, как, напр., осн. вопрос философии, проблема познаваемости объективного мира, причинность и т.д. В основу учения были положены позитивистский принцип непосредств. наблюдаемости и т.н. принцип верифицируемости – проверки значения высказывания. Члены В. к. пытались также на основе "метода логического анализа" создать единую, унифициров. науку, охватывающую как естеств., так и гуманитарные знания. В 1929 был опубликован программный документ В. к.: "Wissenschaftliche Weltauffassung. Der Wiener Kreis". В 1930 на 7-м междунар. конгрессе философии в Оксфорде логич. позитивизм впервые возвестил о своем возникновении. В этот период происходит офиц. оформление В. к. и установление на единой субъективно-идеалистич. мировоззренч. основе тесных организац. и идеологич. связей с др. школами, группами и течениями в бурж. философии: Берлинским обществом эмпирической философии, организованным в 1928 Г. Рейхенбахом, А. Герцбергом и В. Дубиславом; львовско- варшавской группой; кембриджскими аналитиками (Англия); прагматистами, операционалистами; упсальской школой, основанной в 1910 А. Хегерстромом и А. Фаленом (Швеция); мюнстерской логистич. школой, созданной Г. Шольцем, а также с отд. Философами – Э. Кайла (Финляндия), Л. Ружье (Франция), Ф. Гонсет (Швейцария), Й. Йергенсен (Дания), Хун Цянь (Китай) и др. Второй этап (с 1930) характерен выходом В. к. на междунар. арену, широкой устной и печатной пропагандой филос. установок логич. позитивизма. С 1930 В. к. выпускает под ред. Карнапа и Рейхенбаха спец. печатный орган "Erkenntnis". Члены В. к. устраивают ряд конгрессов (1-й – 1929, Прага; 2-й – 1930, Кенигсберг; 3-й – 1934, Прага; 4-й – 1935, Париж; 5-й – 1936, Копенгаген; 6-й – 1937, Париж; 7-й – 1938, Кембридж, Англия; 8-й – 1939, Кембридж, США) и конференций, активно участвуют во всех междунар. симпозиумах, где находят точки соприкосновения с представителями др. течений бурж. философии, намечают ряд общих периодич. изданий. С 1938 выходит "Международная энциклопедия унифицированной науки" ("International Encyclopedia of Unified Science") и "Библиотека серии унифицированной науки" ("Library of Unified Science series"). Вышло по 2 тома указанного издания. В конце 30-х гг. ведущие члены В. к. начали создавать отд. школы логич. позитивизма в различных странах, особенно в США и Англии. Ряд антинауч. положений, выдвинутых участниками В. к., был использован для обоснования субъективно-идеалистич. принципов идеологии совр. монополистич. буржуазии. Лит.: Кraft V., Der Wiener Kreis, W., 1950 (англ. пер. – Vienna circle, N. Y., 1953); Jorgensen L., The development of logical empiricism, Chi., 1951; Neurath O., Le d?veloppement du circle de Vienne et l´avenir de l´empirisme logique, P., 1935; Frank Ph., Modern science and its philosophy, Cambr. – L., 1950. В. Мшвениерадзе. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ВЕНСКИЙ КРУЖОК
неформальное объединение интеллектуалов, которое было в 1920-30-е годы идейным и организационным центром философии неопозитивизма. Кружок возник в 1922 на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского ун-та. Организатором и идейным вдохновителем В.к. был Шлик, незадолго до этого ставший руководителем этой кафедры. Первоначально в работе кружка участвовали преподаватели и студенты-философы, однако впоследствии его состав расширился. Высокий уровень дискуссий и их направленность определялась в первую очередь составом В.к. Он объединял компетентных в современной науке философов (Шлик, Карнап, Нейрат, Ф. Вайсман, Ф. Кауфман, Э. Цильзель, Крафт, Г. Фейгл, Г. Бергман и др.) и интересующихся философско-методологическими проблемами ученых, в основном математиков и физиков (Гедель, К. Менгер, Г. Ган и др.). Значительным влиянием в кружке пользовались идеи Витгенштейна. Хотя сам он не принимал участия в заседаниях В.к., он обсуждал философские проблемы с Шликом и Вайсманом, с которыми был лично знаком. По мере того, как кружок становился главным центром научно ориентированной философии, к его работе подключались философы других стран (Айер, Нагель, И. Йоргенсен и др.), наладились тесные связи В.к. с Берлинским обществом эмпирической философии (Рейхенбах, Гемпель, В. Дубислав, О. Краус, А. Гертцберг и др.), с представителями Львовско-варшавской школы.
К концу 1920-х годов члены кружка окончательно осознали себя в качестве независимого и влиятельного интеллектуального сообщества. В дискуссиях кружка сложилась атмосфера совместного конструктивного анализа проблем. В 1929 вышел его манифест "Научное понимание мира. Венский кружок", в сжатой форме выразивший историю возникновения, ориентации и цели кружка. С манифестом выступил Нейрат в 1929 на конференции в Праге. Этот текст дает очень ясное и четкое изложение основных принципов логического позитивизма. В манифесте декларируется, что метафизическое и теологическое мышление идут в наступление, но им противостоит антиметафизическое исследование фактов, благодаря которому в эмпирических науках расцветает дух научного мировоззрения. Источниками этого нового движения манифест кружка объявляет Просвещение, эмпиризм, британский утилитаризм и либерализм. В понимании природы науки В.к. следует также традиции эмпиризма Маха и Больцмана. Приметами рассвета научного мировоззрения объявляются исследования Рассела и Уайтхеда и, что можно объяснить социалистическими пристрастиями самого Нейрата, социальная практика Советской России, где, по его мнению, происходит соединение научного духа со старыми материалистическими тенденциями. В манифесте четко фиксируются линии в философии и научном мышлении, к которым примыкает В.к.: "1. Позитивизм и эмпиризм: Юм, Просвещение, Конт, Милль, Авенариус, Мах; 2. Основания, цели и методы эмпирического исследования: Гельмгольц, Риман, Мах, Пуанкаре, Энрике, Дюгем, Больцман, Эйнштейн; 3. Логистика и ее применение к действительности: Лейбниц, Пеано, Фреге, Шредер, Рассел, Уайтхед, Витгенштейн; 4. Аксиоматика: Пеано, Вайлати, Гильберт; 5. Эвдемонизм и позитивистская социология: Эпикур, Юм, Бентам, Милль, Конт, Фейербах, Маркс, Спенсер, Мюллер-Лиер, Поппер-Линкеус, Карл Менгер (отец)".
В 1930 кружок начал выпускать журнал "Erkenntnis" и организовал конгресс "Эпистемология точных наук" в Кенигсберге, на котором обсуждались проблемы оснований математики и квантовой механики. Приглашенный проф. в Пражский ун-т Карнап организовал вместе с проф. физики Ф. Франком филиал В.к. в Праге. В 1935 по инициативе В.к. был проведен конгресс по философии науки в Париже. На его открытии выступил Рассел, в работе приняли участие представители более 20 стран. Нейрат предложил на конгрессе издавать "Международную энциклопедию унифицированной науки", которая стала выходить с 1938. Тематике единой науки был посвящен конгресс, организованный В.к. в 1936 в Копенгагене. Среди основных его тем была проблема причинности и отношение квантовой физики и биологии. Вступительный доклад на конгрессе сделал Н. Бор. В 1937 в Сорбонне прошел конгресс, посвященный подготовке "Энциклопедии унифицированной науки", в 1938 на конгрессе в Кембридже обсуждались проблемы анализа языка науки. Последний пятый конгресс, организованный В.к., состоялся в США в 1939 году; на этом деятельность участников кружка по организации международных встреч была прервана второй мировой войной.
К этому времени сам В.к. понес потери и был распущен. В 1934 неожиданно умер Г. Ган. В 1936 Карнап переехал на работу в Чикагский ун-т. В этом же 1936 В.к. понес непоправимую утрату: Шлик был застрелен студентом, своим бывшим учеником. После аншлюса Австрии к Германии в 1938 деятельность кружка была приостановлена, а его члены рассеялись по различным странам. Нейрат и Вайсман эмигрировали в Англию; Кауфман, Гедель, Менгер, Гемпель - в США; журнал "Erkenntnis" перебрался из Лейпцига в Гаагу, а в 1940 перестал выходить. Хотя В.к. прекратил свое существование, его представители создали в эмиграции, прежде всего в США, Великобритании, скандинавских странах целый ряд центров и школ, в которых в духе идей кружка развивались исследования в области логики, философии науки и эпистемологии.
Работы членов В.к. внесли крупнейший вклад в развитие научно ориентированной философии XX в. В них была прояснена природа логики и математики, выявлены отношения между логикой и языком, с невиданной до этого в философии строгостью и тщательностью исследованы структура научного знания, основные методы науки, отношение эмпирии и теории. Вместе с тем в своей установке на построение научной философии, на противостояние псевдонауке, различным формам иррационализма и спекулятивной философии ("метафизики" в их терминологии) члены В.к. доходили до крайностей, до искажения реального смысла как науки, так и философии. Это вызывало оправданную критику их оппонентов. Отвечая на нее, Шлик в своей статье "Венская школа и традиционная философия" отмечал: "Часто Венскую школу обвиняют в том, что она состоит не из философов, а из врагов философии. Говорят также, что учение этой школы ничего не внесло в философию, но, напротив, способствовало ее разрушению; что анти-метафизики часто несправедливо оценивают традиционную философию, заявляя что она представляет собой в основном совокупность псевдопроблем. Я же, наоборот, полагаю, что у нас есть все основания гордиться тем, что наши идеи явились результатом длительного исторического развития человеческого разума... Мы продемонстрируем историческое понимание систем прошлого, догмы этих систем нас уже не раздражают. С чистой совестью мы можем восторгаться великими эпохами человечества, обнаруживающими проникновенное стремление к истине как в своих достижениях, так и в своих ошибках".
С.С.Введенский, В.П. Филатов
Шлик М. Поворот в философии // Аналитическая философия. М., 1993;Кампиц П. Австрийская философия // Вопросы философии. 1990, № 12; Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 1965, гл. 13, 14; V. Kraft. The Viena Circle. The Origin of Neo-Positivism. N.Y., 1953.

Источник: Современная западная философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
176.59 кб

Венский кружок и Витгенштейн

Назарова Олеся Александровна
Статья развеивает сложившееся в отечественной философской литературе представление об истории одного из важнейших направлений философской мысли ХХ в. логического позитивизма, или научного эмпиризма.
Читать PDF
7.78 мб

Оказал ли влияние «Трактат» Витгенштейна на Венский кружок?

Назарова О. А.