ВЕНЕВИТИНОВ Дмитрий Владимирович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВЕНЕВИТИНОВ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

1938-1990) — русский писатель. Оставил сравнительно мало текстов: прозаическую поэму «Москва — Петушки», несколько эссе,пьесу «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», записные книжки. Большинство исследователей ставят Ерофеева по силе и характеру дарования в один ряд с Гоголем. «Москва —Петушки» — преломленная через насыщенное спиртными парами сознание героя картина русской жизни, сравнимая с «Мертвыми душами». Ни до, ни после тема алкоголя не получала столь мощного, трагического воплощения. Поэму Ерофеева принято также называть «евангелием русского алкоголизма».



Источник: Альтернативная культура. Энциклопедия

ВЕНЕВИТИНОВ Дмитрий Владимирович

(14 сент. 1805 – 15 марта 1827) – рус. поэт и мыслитель. Вольнослушатель Моск. ун-та (1822–24), представитель т.н. любомудров (1823–25). В. живо интересовался политикой и сочувственно относился к движению декабристов, по подозрению в соучастии с к-рыми подвергся аресту (1826, ноябрь). Герцен назвал В. "юношей, полным мечтаний и идей 1825 года" (Собр. соч., т. 7, 1956, с. 223). Неоконч. работа В. "Письмо о философии" (1825) посвящена вопросу о предмете философии, задачей к-рой, по В., является свед?ние всех наук к одному началу, исследование "общего всем наукам", их "общей формы", понимаемой В. как "приведение явлений в познание". Философия есть, т.о., "наука формы всех наук или наука познания вообще", "познание самого познания". Созвучно Шеллингу В. ставил вопрос: что всему причина – природа, из к-рой произошел ум, или наоборот, – и решал этот вопрос идеалистически: "...независимо от мира (организованного) существует идея мира (организация)" (Полное собр. соч., 1934, с. 259, см. также с. 251–57). В области эстетики, науки "о законах прекрасного" (там же, с. 254) В. выдвигал идею историч. усложнения форм иск-ва, что ставилось им в связь с развитием обществ. форм и форм познания и противопоставлялось нормативности эстетики классицизма ("Разбор рассуждения г. Мерзлякова...", "Разбор статьи о „Евгении Онегине“", "Письма к Кошелеву", 1825, см. там же, с. 208–10, 224, 304 и др.). Выступая за народность и самобытность иск-ва, В. критиковал подражательность в иск-ве и требовал от него гражд. служения ("Несколько мыслей в план журнала", "Ответ г. Полевому", там же, с. 216–18, 220, 237 и др.). Согласно В., в основе художеств. творений лежит идея (там же, с. 218, 224, 207), что обусловливает возможность науч. эстетич. критики. В. высказывал мысль о будущем обществе как "эпохе счастья", "нравственной свободы" ("Анаксагор", "Разбор рассуждения...", там же, с. 137, 216), когда путем совершенствования каждого народа будет достигнуто "благо общее" (неопубл. отрывок "Что написано пером..."). Соч.: Избранное, М., 1956; Полн. собр. соч., [М.–Л.], 1934 (Вступ. статья Д. Д. Благого). Лит.: Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 2, М., 1949, с. 776, 780, 926–27; Белинский В. Г., Собр. соч., т. 2, М., 1948, с. 165. З. Каменский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ВЕНЕВИТИНОВ Дмитрий Владимирович
14(26) сентября 1805, Москва—15 (27) марта 1827, Петербург, похоронен в Москве]—русский поэт, философ, критик. Потомственный дворянин. Получил разностороннее домашнее образование, с 14 лет читал и переводил античных авторов, увлекался Платоном. Занимался живописью и музыкой. В 1822—23 вольнослушатель Московского университета, где занимался историей, теорией словесности, математикой, естествознанием, анатомией. Особый интерес вызвала у него философия Шеллинга в изложении профессора М, Г. Павлова. В 1823—25 возглавлял Общество любомудров. В 1826—27 участвовал в издании «Московского вестника». В ноябре 1826 переехал в Петербург для службы в Иностранной коллегии. Умер от воспаления легких 22 лет. Интерес Веневитинова сосредоточен на предмете философии, ее месте в системе других наук, что отражено в основном философском сочинении—письмах к княжне А. И. Трубецкой (1826). Решающее влияние иа его взгляды оказали идеи «Системы трансцендентального идеализма» Шеллинга. Трактовал философию как «науку познания», или как «познание самого познания». Задачу философии видел в объяснении закономерностей реального процесса познания, где «знание есть согласие природы с умом», а природа — это «совокупность всех предметов». В философских построениях Веневитинова отсутствует понятие Бога — результат его религиозного скептицизма. Процесс познания и самопознания рассматривал в связи с историческим развитием общества, которое проходит (достижение синтеза через отрицание) три «степени»: дофилософское первобытное состояние, «Золотой век», время единения человека и природы, когда «все чувства были мысли». На второй ступени «человек раззнакомился с природою», в результате этого появились науки и «тогда родилась философия». На третьем этапе развитие философии приходит к своей вершине и растворяется во «всеведении», между человеком и природой устанавливается утраченная гармония, которая, по закону диалектики, вновь станет началом всего (Письмо к А. И. Кошелеву). Движущей силой и целью развития человека и человечества называл самопознание как приложение «нравственных усилий» каждого отдельного народа. Залог достижения утерянных самобытности и нравственной свободы России, прервавшей свой естественный ход, связывал с развитием философии вообще и культуры познания в частности (эти положения позже будут развиты Чаадаевым). В философии истории, этике и социальной утопии Веневитинова особое место занимало понятие народа, решающее в вопросе национальной идентификации общества, связующее в его схеме взаимоотношений между человеком и конкретным обществом. Стремление к пользе и благу народа, по мнению Веневитинова, должно быть целью и обязанностью каждого гражданина. Социальнополитические взгляды Веневитинова сопоставимы с декабристскими. Для его социальной утопии, тяготевшей к предромантической этике декабристов, характерны идеи «общего блага», гражданской позиции, критика индивидуализма. Соч.: Поли. собр. соч. М.—Л., 1934.

Источник: Новая философская энциклопедия

ВЕНЕВИТИНОВ Дмитрий Владимирович
14(26).09.1805, Москва - 15(27).03.1827, Петербург, похоронен в Москве) - философ, поэт. Род. в родовитой дворянской семье, в 17 лет был готов к поступлению в Московский ун-т, но предпочел быть вольнослушателем, сдав выпускные экзамены через год. В это время сближается с М. Г. Павловым и не без его влияния увлекается философией Шеллинга. В. был одним из основателей и руководителей "общества любомудров", члены к-рого проявляли особый интерес к идеям нем. философов-классиков. Вслед за Шеллингом В. утверждал, что в основе мира лежит идея мира (абсолют), благодаря к-рой все существующее выступает как единое органическое целое. Отсюда цель познания, цель философии как науки о познании самого познания - достижение гармонии между миром и человеком (между идеальным и реальным). На этой завершающей ступени познания философия упраздняется, и ее место занимает "всеведение". Единство реального и идеального - это и идеал человека, равно как и всего человечества, осуществляемый на путях самопознания, ступени к-рого являются и ступенями исторического развития человечества. Первоначально его состояние - "золотой век", время единения человека и природы. Последующий период - время разлада с природой и вместе с тем расцвета творчества, мыслительной деятельности человечества. И, наконец, последняя ступень - установление совершенной полной гармонии между человеком и миром. Целью отдельного человека, индивида, В. объявляет содействие общему благу. "Обязанность каждого мыслящего гражданина, - пишет он, - определенно содействовать для пользы народа, которому он принадлежит". Само понятие "народ" выступает у него существенным элементом в общей связи человек-об-во (человечество), опосредствующим отношения между человеком и общечеловеческим. Рассуждая о роли России в истории, В. (как и позже Чаадаев) подчеркивает тот факт, что в отличие от "самостоятельных" народов, у к-рых просвещение развивалось из отечественного начала и входило в состав всемирных приобретений ума, не теряя отличительного характера, Россия "все получила извне; оттуда это чувство подражательности... раболепство; оттуда совершенное отсутствие всякой свободы и истинной деятельности". Будущее России он связывал с развитием своей самобытной культуры, с нравственной свободой, осознать к-рые должна помочь ей философия. Тем самым сама философия призвана была приобрести национальный характер, стать именно рус. философией. Правда, это "замыкание России на себе самой" и отрыв от Запада представлялись В. лишь временными явлениями. Общечеловеческое у него явно преобладало над любой народной, национальной идеей. В эстетических взглядах В. явно выражены идеи романтизма. Эстетика представлялась ему связующим звеном между философией и искусством. Последнее понималось им как выражение мысли в материале и в своем развитии проходит три этапа: эпическая поэзия, лирическая поэзия и некий высший тип гармонии, к-рый оформится в будущем. В. развил понятие "народности" в применении к художественному творчеству, считая, что она должна выражаться в самых чувствах поэта, напитанного духом того или иного народа, и что ее нельзя сводить к изображению народных обычаев. Следует отметить, что примат эстетического начала, характерный для воззрений В. (и др. рус. романтиков), имеет свое основание в конечном счете в философии Шеллинга.

Источник: Русская философия: словарь