ВЭНЬ ДА

Найдено 1 определение
ВЭНЬ ДА
яп. мондо). "Вопрос-ответ", в буд. Чань школе - парадоксальный диалог, в процессе к-рого происходит обмен энигматич. высказываниями, репликами и восклицаниями, имеющими особый, "эзотерич." смысл, вопросами-загадками и парадоксальными задачами, решение к-рых требует отказа от дискурсивно-логич. мышления и пробуждения "интуитивной мудрости". Функция В.д. как метода психотренинга в целом совпадает с функцией гунъань и заключается в том, чтобы вызвать у адепта "просветление" (у [4]). Но если решение гунъань требует индивид, усилий, нередко в течение длительного времени, то в процессе В.д. наставник оказывает на сознание ученика более активное и непосредств. воздействие, иногда требуя мгновенного ответа на внезапно заданный вопрос. С помощью высказываний, соединяющих противоречивые понятия или взаимоисключающие установки, и вопросов, не имеющих формально-логич. решения, наставник вводит адепта в состояние резкого когнитивного диссонанса, постепенно усиливаемого посредством др. методов психофизич. воздействия - неожиданных ударов, окриков, восклицаний и т.д. Психологич. напряжение приобретает характер пограничной ситуации, единственно возможным позитивным выходом из к-рой является "просветление", воспринимающееся чань-буддистами как средство радикального решения всех экзистенциальных проблем, снимающее в сознании все оппозиции и противоречия, представляя собой непосредств. переживание гармонич. единства и целостности бытия (см. также Саньмэй). **Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психич. деятельности в средневек. Китае. Новосиб., 1983; Заводская Е.В. Культура Востока в совр. зап. мире. М., 1977; Ринчино Л.Л., Шестаков В.И. Нек-рые психология, аспекты "чаньской практики" // 10-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1979. Абаев Н.В., Нестеркин С.П.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Похожие термины:

  • ВЭНЬ-ЦЗЫ

    Один из древнейших даос, трактатов (5 - 3 вв. до н.э.). Впервые упоминается в "Я/и цзи" (2 - 1 вв. до н.э.). В "Хань шу" (разд. "И вэнь чжи", 1 в.) говорится о трактате "В.-ц." из девяти пяней (глав), автор к-рого Вэнь-цз
  • ВЭНЬ ГУНЪИ

    Псевд. Мэнхуа. 1904, Лунъянь пров. Фуцзянь. Логик, философ. В 1928 окончил филос. ф-т Пекинского ун-та. В 1929 - 47 преподавал в Пекинском, Пекинском педагогич., Пекинском частном ун-те Китая. В 1947 - 57 - проф. и де
  • ИНЬ ВЭНЬ

    4 в. до н.э. Философ, представитель раннего даосизма. Вместе с Сун Цзянем проповедовал общие им взгляды в академии Цзися. В библи-ографич. разд. "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) говорится о трактате "И.
  • Вэнь-Шэнь

    в древнекитайской мифологии демоны болезней. Согласно преданию, при династии Суй (581 – 618 годы) в царствование императора Вэнь-ди в небе появились пять богатырей. Один из них был в зеленом халате (цв
  • ВЭНЬ—У

    кит. письменность/культура—воинственность)—пара категорий китайской философии и культуры, составляющая оппозицию по модели инь ян. Доминирующий элемент этой оппозиции—категория «вэнь», имеющ
  • ВЭНЬ

    многозначное понятие кит. культуры, охватывающее семантическое пространство, заполненное значениями, связанными с «текстовой деятельностью» (производством, хранением и воспроизведением письме
  • Вэнь-юаньшуай

    в китайской мифологии дух, повелитель духов горы Тайшань и один из ближайших помощников Тайшань-фуцзюня – управителя судеб, бога горы Тайшань. Юй-ди подарил ему браслет, цветок из драгоценного кам
  • ВЭНЬ-ШЭНЬ (ДУХИ ПОВЕТРИЙ)

    В народной мифологии пять духов, соответствующие пяти сторонам света (восток, запад, север, юг, центр) и несущие людям «пять поветрий», то есть мор и эпидемии. К ним обращались с мольбами отвратить б