ВЕЙТЛИНГ Вильгельм

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Вейтлинг Вильгельм
 (1808—71) — первый нем. коммунист-утопист, пропагандист и организатор рабочих, портняжный подмастерье. Участвовал в работе «Союза справедливых», для к-рого написал в качестве программного документа брошюру «Человечество, как оно есть и каким оно должно быть» (1838). Эмигрировав в США, создал там коммуну, впоследствии распавшуюся. В конце жизни В. приветствовал деятельность I Интернационала. Осн. произведение — «Гарантии гармонии и свободы» (1842), к-рое Маркс назвал беспримерными блестящим литературным дебютом нем. рабочих. Целью В. является организация коммунистического об-ва, обеспечивающего гармонию между способностями и страстями каждого индивида в. отдельности и всего об-ва в целом. В. подробно рисует систему устройства этого об-ва, предусматривая и трудности переходного периода, для к-рого лучшей формой правления считает диктатуру. Ведущую роль в новом об-ве играют полезные науки. Всеми науками руководит философия. Науки В. подразделяет на три отрасли:
1) философскую медицину, охватывающую все проявления физической и духовной жизни человека,
2) философскую физику и 3) философскую механику. Вместе с тем, В. не скрывал своей неприязни к абстрактной философии и особенно к философии Гегеля. Коммунистическое об-во, полагал В., будет создано через революцию и образование революционной власти; однако он считал возможным и мирный путь. Для пропаганды идей коммунизма В. широко использовал евангельские тексты, критикуя в то же время религию. За подготовку и издание «Евангелия бедного грешника» был подвергнут тюремному заключению (1843—44).

Источник: Философский словарь. 1963

ВЕЙТЛИНГ ВИЛЬГЕЛЬМ

(5 окт. 1808 – 22 янв. 1871) – нем. коммунист-утопист, революционер. По профессии портной. В. участвовал (с 1836) в тайных "Союзе отверженных" и "Союзе справедливых". По поручению последнего написал соч. "Человечество, каково оно есть и каким оно должно быть" ("Die Menschheit, wie sie ist und wie sie sein sollte", 1838, рус. пер. [1906]). Вынужденный эмигрировать из Германии, В. вернулся на родину в начале революции 1848, но после ее поражения уехал в Нью-Йорк. В США нек-рое время занимался пропагандистской деятельностью среди нем. эмигрантов, создавая рабочие орг-ции и коммунистич. колонии. В. редактировал ряд периодич. изданий: "Hilferuf der deutschen Jugend" (1841), "Die junge Generation" (1842–43), "Der Urw?hler" (1848; продолжение – "Urw?hler-Zeitung", 1849–50), "Republik der Ardeiter" (1850–55). После неудачи своих начинаний В. отошел от рабочего движения. Разрабатывая свою систему утопич. коммунизма, изложенную в гл. соч. – "Гарантии гармонии и свободы" ("Garantien der Harmonie und Freiheit", впервые изд. в Веве [Швейцария] в дек. 1842; последующие издания: Веве, 1845; Гамбург, 1849; юбилейное изд. – Берлин, 1908, с предисл. Меринга; последнее изд. – Берлин, 1955), В. находился под воздействием Бабефа, фурьеризма и сен-симонизма. Он подверг критике расточительность капиталистич. системы хозяйствования, порожденной принципом частной собственности и наемного труда, ее экономич. и социальные противоречия, равно как и обусловленную теми же причинами безнравственность в отношениях полов. Новый социальный строй будет, по В., основан на принципе полного удовлетворения природных склонностей каждого и их использования в интересах общества, что, по мысли автора, приведет к всеобщей гармонии и благоденствию. Общество будущего представляется В. союзом трудовых семей, в нем нет правительства, а есть управление, поручаемое наиболее сведущим его членам. Вместо политич. выборов здесь проводятся испытания деловой пригодности, вместо навязанных сверху законов действуют осознанные членами общества обязанности, вместо денег обращаются трудовые боны. В. не только рисовал план будущего общества, но и систему мероприятий переходного периода. Все эти построения связываются у В. с освободит. революц. борьбой рабочего класса, однако они лишены, подобно большинству утопий его предшественников и современников, историзма. Антиисторизм и догматизм привели В. к тому, что он пренебрежительно относился к науке, игнорировал необходимость бурж.-демократич. этапа революции в Германии, переоценивал роль личности в революц. движении и свое обоснование коммунизма дал в мистич. форме – как осуществление заветов христианства. Все же Энгельс высоко оценивал историч. значение "вейтлинговского коммунизма" как "первого самостоятельного теоретического движения германского пролетариата" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, 1955, с. 323), а Маркс считал гл. соч. В. "беспримерным и блестящим литературным дебютом немецких рабочих" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 444). В то же время Маркс и Энгельс подвергли учение В. критике, поскольку с возникновением науч. коммунизма сектантское учение В. стало тормозить развитие рабочего движения, и относили учение В. к числу "догматических абстракций" (там же, с. 379). Соч.: Евангелие бедного грешника, пер. [с нем.], СПБ, 1907; Brief an die Landsleute, N. Y., 1847; Ein Nothruf an die M?nner der Arbeit und der Sorge, N. Y., 1847. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 1, с. 211–16; Бонч-Бруевич (Величкина) В. М., Борец за свободу. Вильгельм Вейтлинг, 4 изд., ?., 1922; Меринг Ф., Вильгельм Вейтлинг, в его кн.: История германской социал-демократии, [2 изд.], т. 1, М., 1920; История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 580–92; Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгель с. Жизнь и деятельность, пер. с нем., т. 1, М., 1959; Калер Э., Вильгельм Вейтлинг. Его жизнь и учение, пер. с нем., П., 1918; Mehring F., Einleitung zur Jubil?umsausgabe der "Garantien der Harmonie und Freiheit", В., 1908; Joho W., Traum von der Gerechtigkeit. Die Lebensgeschichte des Handwerksgesellen, Rebellen und Propheten Wilhelm Weitling, [В.], 1956; ?reuss W., Wilhelm Weitling, Wedel in Holstein, [s. 1.], 1946. И. Зильберфарб. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.