ВЕЙЛЬ Эрик

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ВЕЙЛЬ Эрик

французский философ немецкого происхождения (Пархим, в Германии, 1904 — Ницца, 1977). Профессор в Лилльском университете; автор «Логики философии» (1950), охватывающей взглядом все возможные позиции философов и соответствующие им основные «категории» философии. Последователь Гумбольдта и особенно Кассирера, он завершает свою систему понятием действия как места, где реализуется «тотальность человека». Философ может лишь осмыслить задним числом смысл человеческих действий. «Политическая философия» (1956) и «Моральная философия» (1961) дополняют систему, последним основанием которой могла быть лишь философия (а не логика) смысла. После Гамелена это первая во Франции попытка поднять философию до уровня системы.

Источник: Философский словарь

ВЕЙЛЬ Эрик
(1904, Пархим, Германия, – 1977, Ницца) – философ, историк философии. Высшее образование получил в университетах Гамбурга и Берлина. Под руководством Э. Кассирера подготовил и в 1932 защитил диссертацию, посвященную философии П. Помпонацци. В 1933 эмигрировал во Францию. В начале Второй мировой войны был мобилизован, попал в плен, где находился четыре года. После войны работал в Национальном центре научных исследований (1946–1956), в университетах Лилля (1956–1968) и Ниццы (1968–1974). В работах В. отразился интерес ко многим областям философского знания: моральной и политической философии, философии истории и образования, истории философии.
В своих размышлениях он исходил из понимания философии как совокупности связных дискурсов, предназначение которых – выяснить смысл реальности и человеческой жизни и способствовать деятельности в соответствии с этим смыслом. Конкретные дискурсы выражаются в определенных системах категорий, но поскольку всякий отдельный дискурс неполон, а передаваемый им смысл частичен, в каждой системе центр тяжести составляет та или иная категория, хотя в любой концепции наличествуют все категории – иначе невозможна была бы философская коммуникация.
Так, у Гегеля центральная категория – абсолютное; в системе самого В., представленной в работе «Логика философии» (1950), – это истина, за которой следуют категории бессмысленного, истинного-и-ложного, достоверного и т.д., вплоть до завершающей категории действия. Предложенная В. логика развертывания категорий служит обоснованию деятельности как главного способа реализации человеком всех его возможностей. На этих идеях базируется подход В. к решению политических и этических проблем, сформулированный в работах «Политическая философия» (1956) и «Моральная философия» (1961). Любая человеческая деятельность исходит из акта свободного выбора, но этот выбор может быть нацелен как на разум (чему соответствует образ жизни мудреца), так и на насилие, нередко выступающее в современную эпоху под масками разума, справедливости, порядка и т.п. Задача философии – разоблачать насилие, противопоставляя ему рациональное действие, прежде всего в области морали и политики; побеждать зло, существующее в мире, при помощи никогда не завершающейся рефлексии, осмысления реальности в ее новых исторических формах и ситуациях. Историко-философские интересы В. были связаны прежде всего с концепциями Канта и Гегеля. Политическая философия Гегеля освещается им в работе «Гегель и государство» (1950), идеи Канта рассматриваются в «Кантианских проблемах» (1963). В 1970–1971 вышел в свет двухтомник В. «Лекции и статьи», в который включены его работы, ранее опубликованные в журнале «Recherches philosophiques», издававшемся А. Койре, и в журнале «Critique», основанном В. совместно с Ж. Батаем. Как дополнение к этому изданию можно рассматривать опубликованную посмертно книгу «Философия и реальность» (1982).
Соч.: Гегель и государство. СПб., 2009; Logique de la philosophie. P., 1950; Philosophie politique. P., 1956; Philosophie morale. P., 1961; Problèmes kantiens. P., 1963; Essais et conférences. P., 1970–1971; Philosophie et réalité. P., 1982. Л и т. : Bouillard, H. Philosophie et religion dans l’oeuvre d’Eric Weil // Arch. phil. 1977. № 40; Actualité d’Eric Weil: Actes du colloque international (Chantilly, 1982). P., 1984; Kirscher, G. La philosophie d’Eric Weil. P., 1987; Eric Weil, un sonatisme aujourd’hui. P., 1990; Kirscher, G. Violence et modernité. Etudes sur la philosophie d’Eric Weil. Lille, 1991.

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.