Вечность

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Вечность
одно из свойств времени, по [2] бесконечная длительность времени существования мира.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Вечность
1) всецелая собранность, неизменность и полнота бытия и жизни; 2) нескончаемая длительность.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Вечность
бесконечная длительность; (определение немецкого философа Фридриха Шеллинга) истинная бесконечность — это не такая бесконечность, которая включает всякое время, а такая, которая содержит в самой себе время (вечное время) подчиненным. Подлинная бесконечность есть преодоление времени.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Вечность
понятие, с помощью которого признается существование чего-либо (например, материи) или кого-либо (например, Бога, Абсолюта, Абсолютной идеи и т. д.) существующими бесконечно во времени. Естественнонаучной иллюстрацией этого понятия может быть, например, закон сохранения и превращения энергии.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ВЕЧНОСТЬ
бесконечная длительность существования, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью. Вечность как бы вмещает в себя все возможные события мира. К ней не применима характеристика быть во времени. Если материализм трактует ее как атрибут материи, то идеализм как атрибут бога или абсолютного духа.

Источник: Тематический философский словарь

Вечность
бесконечная длительность времени существования мира, обусловленная иесотворимостыо и неуничтожимостью материи. В. присуща лишь всей природе в целом, каждая конкретная форма материи является преходящей во времени. В. не сводится к неограниченному монотонному существованию материи в одних и тех же состояниях, а предполагает ее бесконечные качественные превращения.

Источник: Философский словарь. 1963

Вечность
1) вневременность абсолютного существа, содержащего в себе сразу, нераздельно и постоянно всю полноту своего бытия; 2) абсолютное настоящее (Гегель); 3) бесконечная продолженность или повторяемость некоторого бытия во времени, не имеющего ни начала, ни конца; 4) всегдашнее и непреходящее бытие; 5) неопределенно долгий и бессрочный период времени; 6) бессмертие, будущая загробная духовная жизнь. Вечность противоположна времени.

Источник: Религиозные термины

ВЕЧНОСТЬ
бесконечная длительность времени существования мира, обусловленная несотворимостью и уничтожимостью материи, ее субстанциальностью, материальным единством мира. В. присуща лишь всей материи в целом; каждое конкретное образование в мире является преходящим во времени. В. не сводится к неограниченному однородному существованию материи в одних и тех же состояниях либо к бесконечной последовательности круговоротов, она включает в себя постоянные качественные превращения материи и возникновение новых состояний.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВЕЧНОСТЬ
свойство того, что находится вне времени.Понятие вечности отличается от понятия бессмертия, определяющего собой бесконечную неизменность, возникающую за пределами смерти (бессмертие души, произведения). Ощущение вечности дают нам некоторые счастливые мгновения: любовь, приключение и вообще счастье, когда человек полноценно живет настоящим и забывает о прошлом и будущем. Согласно стоикам, а также согласно учению Спинозы и Фихте (начиная с 1804 г.), только философская рефлексия способна привести нас к подобному состоянию блаженства, к ощущению вечности.

Источник: Философский словарь

ВЕЧНОСТЬ
с материалистической точки зрения – бесконечная длительность существования мира, его несотворимость и неуничтожимость, его субстанциальность в материальных формах. Вечность присуща всему миру в целом; каждые конкретные образования, из которых складывается вечность, - преходящи во времени. Вечность не сводится к сколь угодно длительному однородному существованию в одних и тех же состояниях, она включает в себя постоянные качественные превращения и возникновение новых состояний. В других концепциях – вечностью обладают Бог, Абсолют, Дух, Идея, Свобода и др. как изначальные основания мира, все остальное не обладает этой атрибутивной характеристикой.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ВЕЧНОСТЬ
свойство того, что находится вне времени,бесконечная длительность, не имеющая ни начала, ни конца, образ неостановимого времени. В философии вечность рассматривается, главным образом, в связи с бессмертием человека или с представлениями о безначальным и нескончаемым существованием материального мира. Понятие вечности отличается от понятия бессмертия, определяющего собой бесконечную неизменность, возникающую за пределами смерти (бессмертие души, произведения). Ощущение вечности дают нам некоторые счастливые мгновения: любовь, приключение и вообще счастье, когда человек полноценно живет настоящим и забывает о прошлом и будущем. Согласно стоикам, а также согласно учению Спинозы и Фихте, только философская рефлексия способна привести нас к подобному состоянию.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ВЕЧНОСТЬ
(Ewigkeit) — бесконечная длительность (см. Длительность). «Истинная вечность — не такая, которая исключает всякое время, а такая, которая содержит в самой себе время (вечное время), как подчиненное. Подлинная вечность есть преодоление времени» (Schelling. Die Weltalter, 1811—1813).
М. Wundt. Е. und Endlichkeit, 1937; L. Lavelle. Du temps et de l’éternité. Paris, 1945; H. G. Redmann. Gott und die Welt. Die Schöpfungstheologie der vorkrit. Periode Kants, 1962; E. Behler. Die E. der Welt. Problemgesch. Unters, zu den Kontroversen um Weltanfang u. Weltunendlichkeit in der arabischen u. jüd. Philos. des MA.s, 1965; W. Seidel. Der E.sglaube der Menschen und Völker während aller Jahrtausende, 1985; R. C. Dales. Médiéval Discussions of the Eternity of the World. Leiden, 1990.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ВЕЧНОСТЬ (БОГА)

- в метафизике томизма: надвременность Первосущества, полнота бытия и совершенство Бога, Его пребывание вне потока изменений и событий во времени в вечно длящемся настоящем, полная сосредоточенность в нем. Вечность Бога являет себя "не в Его чистом отрицании времени, а в Его господстве над временем" (К.Ранер и Г.Форгриммлер). Тварное бытие погружено в поток времени, но именно в нем человеку открывается вечность Бога. Бог - Творец в вечности, и Его отношение с тварью тоже уходит корнями в вечность. Лишен смысла вопрос, что делал Бог до того, как Он создал мир, потому что Бог - над всеми "прежде" и всеми "после", Он "всегда Творец", несмотря на то, что тварь осознает себя ограниченной временем. Ориген (III в.), признавая Бога Творцом в вечности, утверждал, что тварный мир создан дважды - сначала в вечности, а потом во времени. Это нормально для христианского платонизма, но неприемлемо с точки зрения томистской Простоты Бога: тварное бытие, фрагментированное, несовершенное и сложное, имеет возможность восходить к вечности изнутри потока времени и обрести дар вечной жизни.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Вечность
онтологическая категория, отражающая бесконечность в ее отношении к времени. 1 В. как потенциальная бесконечность времени, не имеющего ни начала, ни конца. 2. В. как актуальная бесконечность времени, замкнутого на самое себя так, что любой промежуток времени в объективной и субъективной реальности оказывается самодостаточным в трансцендентной  реальности: Одно и то же миг и вечность / Мгновенно-вечно все вокруг (В.Сагатовский).. Любое сущее ограничено во времени, но вечно по своим возможностям преодолевать временные границы, переходя в иные формы существования. Оно вечно, будучи самотождественно в своей трансцендентной реальности. Коррелятивная критика абсолюта распространяется, как и в случае с бесконечностью, на признание чего-то абсолютно вечного во всех отношениях и противостоящего абсолютно временному. Не следует подсознательно идти на поводу обыденного представления о вечности как промежутке времени, не сопоставимом с человеческами масштабами. Не следует также абсолютно протвопоставлять вечность и становление, бытие во времени. Если эти атрибуты не абсолютизировать (вечность у Платона, время у Хайдеггера), то необходимо признать, что они взаимно дополняют друг друга в мировом и человеческом бытии. Абсолютизация вечности превращает мир в жесткую иерархическую систему, абсолютизация становления – в постмодернистскую ризому. - Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч. 2: Онтология. СПб.1999. С. 211-212; его же. Сагатовский В Н. Пирамида или ризома? / Традиции. Духовность. Правопорядок. Тюмень. 2010 (См. также в: http://vasagatovskij.narod.ru).

Источник: Философские категории авторский словарь

Вечность

- это слово употребляется в двух совершенно различных смыслах. 1) Оно означает свойство и состояние существа, безусловно не подлежащего времени, то есть не имеющего ни начала, ни продолжения, ни конца во времени, но содержащего за раз, в одном нераздельном акте, всю полноту своего бытия; такова В. существа абсолютного. 2) Под В. разумеется также бесконечное продолжение или повторение данного бытия во времени; такова принимаемая во многих философских системах В. мира, которая иногда, (например, у стоиков) представляется как простое повторение в бесчисленных циклах одного и того же космогонического и исторического содержания. В порядке развития человеческой мысли ни то, ни другое понятие В. не может быть признано первоначальным. Оба они последовательно выводились из наблюдения над долговечностью различных существ и предметов. Если эта долговечность неодинакова, если некоторые вещи продолжают существовать, когда другие исчезают, то мысль, хотя бы и младенческая, должна прийти к представлению предметов, которые продолжают существовать всегда; эта мысль подтверждалась тем фактом, что никто из смертных никогда не видал исчезновения таких предметов, как земля, небо, океан. С другой стороны, недолговечность большинства прочих вещей, непременно исчезающих во времени, заставляла представлять это последнее как силу сокращающую и разрушающую, как какое-то чудовище, пожирающее всякую жизнь, соответственно чему большая долговечность некоторых предметов представлялась как их успешное сопротивление этой силе, а, следовательно, те предметы, долговечности которых не полагалось конца, должны были представляться как окончательно победившие силу времени, как недоступные и не подлежащие ее действию. Отсюда прямой переход к метафизическому понятию о Вечности, как о признаках трансцендентного бытия, безусловно сверхвременного. Это понятие естественно выработалось позднее другого. Мы встречаем его впервые (помимо Откровения о Вечном Боге у евреев) в индийской теософии, именно в некоторых из Упанишад; разработанное в греческой философии (особенно у неоплатоников), оно сделалось любимой темой для размышления как восточных, так и западных мистиков и теософов. Вопрос о В., во втором смысле, то есть как о бесконечном продолжении временного бытия, см. Мировой процесс.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

ВЕЧНОСТЬ
бесконечность времени существования материального мира, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи и ее атрибутов, материальным единством мира. В. присуща лишь материи в целом; каждая конкретная материальная система имеет начало и конец во времени, является преходящей. Признание В. материального мира - исходный принцип всякой последовательно материалистич. философии.
Противостоящие материализму теология и объективный идеализм трактуют В. как атрибут бога или абс. духа. Как бесконечное и абсолютно совершенное существо бог пребывает не во времени, а в В. Если во времени все возникает и исчезает, то в В., присущей богу, актуально имеется абс. совершенство и постоянство.
Подобные воззрения, основывающийся на недоказуемых постулатах и иррациональной вере, опровергаются всем историч. развитием науки и практики, безусловно доказывающим материальное единство мира, абсолютность и субстанциальность материи, В. ее существования во времени.
В. как бесконечность времени существования материи имеет количеств. и качеств. аспекты. В количеств. отношении В. включает в себя актуальную бесконечность последовательно сменяющих друг друга временных интервалов бытия материальных систем (столетий, тысячелетий и т. д.). В качеств. отношении В. включает в себя бесконечную последовательность качеств. изменений материи, смену ее состояний, форм и законов движения, неограниченное многообразие пространственно-временных структур в различных материальных системах.
Принципиально невозможны к.-л. конечные состояния всего мира типа «тепловой смерти Вселенной» или сжатия всего вещества мира до бесконечно большой плотности с остановившимся (для потенциального внеш. наблюдателя) временем, равно как и обратное течение времени. Во всех изменениях в мире время может меняться только от прошлого к будущему, что обусловлено асимметрией причинно-следств. отношений и необратимостью процессов развития в материальных системах. Релятивистское замедление времени в сверхплотных массивных системах типа «черных дыр», по-видимому, касается не всех материальных процессов. Через гравитационные взаимодействия внутр. время такой системы находится в определ. соответствии с внеш. временем окружающих материальных систем. Невозможно также и замкнутое течение времени по кругу, допускаемое в космологической модели «пульсирующей Вселенной». Все круговороты в мире относительны и включают в себя лишь частичное повторение пройденных состояний: их бесконечная последовательность в постоянном саморазвитии материи выражает В. ее существования во времени. О В. в др.-греч. философии см. Эон. См. также статьи Время, Космология.

Источник: Советский философский словарь

ВЕЧНОСТЬ
1) всецелая собранность, неизменность и полнота бытия и жизни; 2) нескончаемая длительность. В греческой философии и поэзии понятие вечности (Oticuv) первоначально имеет значение «длительность жизни», «век» всякого, в т. ч. и смертного, существа, в частности, человека: вечность есть saeculum, vitae tempus, vitae aetas (изначально: означает, возможно, жизненную силу, vis vitalis. В таком употреблении мы находим «вечность» в поэзии—у Гомера («Илиада» IV 478, IX 415 и др.), Гесиода («Теогория» 609), Эсхила, вплоть до Еврипида и, кроме того, у Эмпедокла (В 11, В 17, 110, В 129 DK)). Однако уже досократики—тот же Эмпедокл (В 16 DK), а также Анаксимен (А 6 DK), Анаксимаадр (А 10 DK) и Филолай (В 21, В 23 DK) начинают понимать вечность как нескончаемый век, как бесконечное время, в т. ч. и циклически повторяющееся, приносящее возрождение и перерождение живого. Вместе с тем во многом под влиянием Парменида, который представляет бытие как всегда уже необходимо существующее, как наличное всегда «сейчас»,—ибо бытие не может не быть,—как единое, целое, непрерывное и собранное воедино ( , B 2, В 8 DK), является и другое понимание вечности, а именно как вневременного настоящего, как всецелой собранности единого момента «теперь». Все дальнейшие представления о вечности можно понимать как разработку одного из этих двух представлений: 1) как нескончаемой длительности и 2) пребывания в состоянии всецелой бытийной собранности, вне становления, изменения, возникновения и рассеяния, в неизменности настоящего.
У Платона можно отыскать оба представления о вечности. В «Государстве» (608 c-d, ср. 498 d) вечность упоминается как нескончаемый век, в сравнении с которым длительность человеческой жизни ничтожна. Однако в «Лшее», повестуя о создании мира творцом-демиургом, Платон понимает вечность уже по-иному. Во-первых, она характеризует умопостигаемую природу как совокупность идеальных первообразов вещей-эйдосов, называемую Платоном вечным живым существом, на которую взирает или которую мыслит ум-демиург при творении мира; вечность т. о., характеризует неизменное, сущее и благое внемирное начало мира и постигается только мышлением, т. е. присуща бытию, сама же есть парадигма (образец) для времени. Во-вторых, вечность пребывает в Едином и есть нечто единое и неделимое, неисчерпаемое и не измеримое никаким конечным числом. В-третьих, вечность цельна, в-четвертых, относится всецело к настоящему и, наконец, впягых, пребывает вне становления, движения и изменения, всегда и неизменно лишь «есть».
Аристотель дает исключительный по своей тонкости анализ понятия времени («Физика» IV 10—14, 217b 30 ел.), обходя, однако, молчанием вопрос о вечности. Он говорит о небесных неизменных вещах как обладающих счастливой и самодовлеющей жизнью и пребывающих в вечности, под каковой он разумеет нескончаемый век («О небе» 279а 18— 28), на что, по его мнению, указывает сама этимология термина (1

Источник: Новая философская энциклопедия

Вечность
Если бы вечность была бесконечным временем, как это было бы скучно! Не зря же Вуди Аллен сказал: «Вечность – это очень долго, особенно к концу». Если бы у вечности не было конца, мы бы только и делали, что ждали, и никогда ничего не начинали бы. Это было бы как бесконечное воскресенье! Вот уж поистине сущий ад!
Впрочем, вечность, во всяком случае в понимании большинства философов, имеет совсем другой смысл. Это не бесконечное время (ибо в этом случае оно состояло бы лишь из прошлого и будущего, которых нет) и не отсутствие времени (ибо тогда это было бы ничто). Это настоящее, которое всегда остается настоящим; «вечное сегодня», как назвал его бл. Августин, т. е. настоящее как оно есть. Кто из нас хотя бы раз в жизни жил во вчерашнем дне? Или в завтрашнем? Кто из нас когда‑нибудь наблюдал прекращение или исчезновение настоящего? У нас всегда сегодня; всегда сейчас, значит, всегда вечность, и в этом смысле она действительно вечна.
Не следует путать вечность с неподвижностью. Утверждение, что все меняется, принадлежит к числу вечных истин. Но все меняется только в настоящем, и оно‑то и есть подлинная вечность. Говорят, что нельзя войти дважды в одну реку. Пусть так. Но войти в бывшую или будущую реку тем более нельзя. Так что все, что у нас есть, это настоящее; вечно лишь то, что имеется здесь и сейчас. И Парменид с Гераклитом (44) все так же ведут между собой сражение.
Осмыслить вечность возможно двумя способами, которые ради удобства представим в виде двух атрибутов, предложенных Спинозой, – протяженности и мышления. Если смотреть с позиции протяженности, то вечность составляет единое целое со становлением; это вечно настоящее реальной действительности (быть значит быть сейчас). С точки зрения мышления вечность составляет единое целое с истиной; это вечно настоящее подлинного (истина не бывает прошлой или будущей; то, что было истинно вчера, остается таковым и сегодня; то, что будет истинно завтра, и сегодня истинно). В этой точке начинается расхождение реальности и истины для мысли: то, что было реальным, больше таковым не является, но то, что было истинным, остается истинным. Например, вчера я гулял. Эта прогулка больше не принадлежит реальной действительности, но она как была, так и остается истинной. Или, скажем, завтра я тоже пойду гулять (если пойду). Прогулка еще не реальна, но уже истинна. Следует, впрочем, избегать стремления к абсолютизации этого различия. Да, реальное и истинное совпадают лишь в настоящем. Но из этого следует, что для данной реальности они с необходимостью совпадают всегда. И обе эти вечности составляют одну (соединяются в настоящем, которое служит точкой соприкосновения реального и истинного). Вот почему я совершенно свободен в том, идти мне сегодня гулять или нет: я пойду гулять в настоящем не потому, что моя прогулка истинна во всякой вечности; она истинна во всякой вечности потому, что я совершаю ее в настоящем (если совершаю). Тон задает реальность, настоящее, ведь ничего другого не существует, и поэтому оба атрибута в настоящем соединяются в единое целое. Атрибуты множественны, как сказал бы Спиноза, но субстанция и природа едины. Вечность это вовсе не иной мир; это истина данного мира.

Источник: Философский словарь.

ВЕЧНОСТЬ
философская категория, изначально имевшая значение «жизненный век», временное бытие в смысле жизненного существования (др.-греч. - ????, лат. - aevum, рус. - век), в отличие от «хроноса» как абстрактного количественного времени. В древнегреческой философии у досократиков термин «эон» сохраняет гомеровское значение «жизненного века», но постепенно начинает обретать черты более позднего значения «вечности» как временной бесконечности бытия мироздания. К временам Платона такое понимание вечности получает уже настолько широкое распространение, что мифологическое понимание вечности как безвременного бытия начинает стираться из памяти людей. В «Анонимных пролегоменах к платоновской философии», датируемых концом V - началом VI века н.э., даже утверждается, что «открыл он ( Платон. - И.Х.) также, что такое вечность; до него вечностью считали безграничность времени, он же показал, что безграничность времени - это одно, а вечность - совсем другое» (Платон, 1986, с. 481). Платон развил наметившееся еще у Парменида противопоставление «вечности» (????) и «времени» (??????). В «Тимее» время создается Демиургом как «подвижное отображение вечности»; «время» характеризует бытие чувственно воспринимаемого мира, не обладающего истинным, стабильным бытием, а постоянно находящегося в состоянии становления, тогда как «вечность» характеризует неизменное истинное бытие мира эйдосов. Парменидо-платоновское противопоставление времени и вечности получает дальнейшее развитие у Плотина и неоплатоников, через Аврелия Августина и других «отцов церкви» проникает в христианскую теологию, становясь одним из важных положений христианской религиозной философии. Анализ формирования представлений человечества о времени позволяет утверждать, что квазивременное толкование вечности как особого способа бытия идеальных сущностей, при котором явно временные черты вечности как жизни и движения (Плотин) снимаются тем, что все этапы этой жизни и все возникающие при движении состояния предполагаются данными единомоментно, вобрало в себя черты раннемифологических представлений о безвременном бытии мира, при котором все, что было, есть и будет, в равной мере актуально существует, но только не все в одинаковой степени доступно чувственному восприятию. В отличие от теологического и объективно-идеалистического толкования вечности как особого, истинного, т.е. не подверженного разрушению и каким бы то ни было изменениям бытия идеальных сущностей, в материалистической философии вечность является атрибутом материального мира и представляет собой временную конкретизацию материалистического положения о несотворенности и неуничтожимости материи. Серьезными недостатками материалистического понимания вечности как временной характеристики мироздания до последнего времени оставались абсолютизация общепринятых способов измерения времени и интерпретация вечности как бесконечного нагромождения миллиардов, триллионов и т.д. лет. Подобное сведение вечности к «дурной бесконечности» количества единиц общеизвестного физического времени обусловлено господством ньютоновских представлений, будто длительность сама по себе течет равномерно и поэтому имеет внутренне присущую ей метрику, которая выявляется при помощи таких используемых для измерения времени равномерных и строго периодических процессов, как вращательные движения Земли, колебания физических маятников и др. В этом случае время оказывается единым для всего мироздания и любых его областей и уровней организации равномерно текущим потоком, что и понуждает интерпретировать вечность бытия материального мира в виде «дурной бесконечности» количества универсальных для всего мироздания единиц этого потока. В действительности иерархическая многоуровневость материального мира обусловливает иерархическую многоуровневость его временной структуры и абстрагированного от этой структуры времени. Временные масштабы материальных процессов и существования материальных систем на разных иерархических уровнях настолько различны, что конечные интервалы длительности иерархически более высоких уровней на много порядков перекрывают длительности существования объектов и процессов более низких уровней и оказываются по отношению к последним эквивалентными бесконечности. В физических теориях материальных процессов разных иерархических уровней это проявляется в том, что устремление в бесконечность параметра времени не выводит описываемый процесс на иерархически более высокий уровень. Таким образом, временная бесконечность существования материальных тел и течения материальных процессов разных иерархических уровней соотносятся как кардинальные числа бесконечных множеств разной мощности. Категория вечности характеризует собой мощность предельно высокого уровня организации материального мира, фиксируемого в понятии «мироздание в целом». В силу того, что материя не возникает из ничего и не исчезает бесследно, при всех количественных и качественных изменениях любых конкретных материальных образований мироздание в целом пребывает в самотождественном самому себе состоянии и на этом предельно высоком уровне вечность смыкается с «бездлительным мгновением». См.: «Бесконечность времени»; «Дискретность и континуальность времени»; «Многоуровневость времени». лит.: Анонимные пролегомены к платоновской философии // Учебники платоновской философии - Томск: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина (Москва), «Водолей» (Томск), 1995. С. 121-146. Платон. Диалоги. 1986. Плотин. О времени и вечности (Эннеада 3-я. Книга 7-я) // Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах. - СПб: «Алетейя» при участии Греко-лат. кабинета Ю.А. Шичалина, 1995. С. 319-338. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Изд. подготовил А.В. лебедев. - М.: Наука, 1989. Хасанов И.А. Время: природа, равномерность, измерение. - М., 2001. С. 25-74, 87-100. Ильгиз А. Хасанов

Источник: Время как объективно-субъективный феномен

Вечность
(Eternity). Это слово говорит о трансцендентности по отношению к временному и употребляется в разных значениях: долговечность ("вечные холмы"); время без конца ("путь к его вечной награде"); время без начала (вселенная как "вечный процесс"); бесконечное время (представление о том, что Бог существует во времени). К-ром е того, это слово традиционно употребляется в теологии и философии для обозначения бесконечности Божьего существования во времени, т.е. Его совершенства,  Бог властвует над временем, его продолжительностью и последовательностью и существует в едином и неделимом настоящем.
Греческая философия противопоставляла вечность божества призрачности и ничтожности всего временного. Эти умозрительные построения противоречат библейской вере с ее акцентом на искупительном откровении во времени и пространстве. Уже Парменид сформулировал этот ложный взгляд реально лишь неизменное и постоянное, все остальное призрачно. Платон и Аристотель избрали другой философский метод, но пришли к тем же выводам  подлинное бытие присуще лишь вечному,а не временному.
Библейская теология отстаивала неповторимость вечного бытия Божьего, не перечеркивая значения и тварного мира, существующего во времени и пространстве, и подчеркивала его исключительную важность. Учения о сотворении мира, сохранении,провидении,воплощении и искуплении отводят решающую роль мировому времени и истории.
Начиная с Гегеля, современная философия считает, что время (и вселенная)  неотъемлемые свойства Абсолюта. Согласно имманентистским теориям, вся реальность существует во времени и представляет собой Абсолют в процессе логической эволюции. Т.о., идея бессмысленного временного миропорядка опровергнута так же, как идея самодостаточного Бога. Гегель, с одной стороны, считал, что Абсолют обладает вневременным, внутренним единством, а с другой стороны  разделяется во времени на природу и дух. Эта неопределенность породила два направления в философии. Ф. Брэдли полагал, что в опыте Абсолюта отсутствуют временные различия, но большинство ученых после Гегеля отвергли представления о вневременности Божества. Дж. Ройс предложил нечто среднее между этими двумя теориями. Не отрицая, что всякий опыт происходит во времени, он утверждал, что Абсолют знает все события единовременно, в едином акте сознания, в отличие от человека с его ограниченным сознанием, к-рое познает мир постепенно. Но Ройс преодолел дуализм вечности и времени лишь на словах, поскольку, по его теории, для Абсолюта нет времени в том смысле, в к-ром оно есть для его частей, а события, известные конечным существам, не имеют абсолютного значения. Э. Ш. Брайтмен настойчиво доказывал, что его конечный Бог существует во времени. По мере того как натурализм все больше и больше вытеснял идеализм и постепенно становился влиятельной философией, его представители утверждали высшее значение времени.
В своей полемике с современными представлениями о том, что Бог существует во времени, неоортодоксальная теология делает акцент на "бесконечном качественном различии" между вечностью и временем. Она подчеркивает не только онтологическую и нравственную трансцендентность Бога греховному человеку, но и доказывает Его трансцендентность в эпистемологическом плане. При этом, изображая образ Божий, она умаляет роль познания и важность логики в восприятии человеком откровения. Искупительное откровение она склонна рассматривать не столько как исторический феномен, сколько как внеисторическую встречу человека с Богом. В своих поздних сочинениях Барт и Бруннер высказывали более умеренные взгляды, и, хотя теперь они подчеркивали реальность сотворенного времени и решающую роль воплощения и искупления, они избегали прямого отождествления истории с откровением в к.л. мгновение.
Чтобы преодолеть пропасть между временем и Богом, некрые современные теологи не рассматривают вечность как отсутствие времени или "безвременность". Они не отождествляют, как это делает Гегель, временной порядок с непосредственным самопроявлением Божества, но считают, что время присуще самой природе Божьей, вместо того чтобы акцентировать внимание на его зависимости от Творца. О. Куллманн отбрасывает саму идею отсутствия времени, ссылаясь на вечность. Он утверждает, что вечность это просто бесконечно растянутое время,время же ограничено сотворением мира в начале и эсхатологическими событиями в конце.
Т.о., и философия, и теология сходятся в том, что они отказываются от безвременной вечности, при этом философские аргументы  явно умозрительные, тогда как Куллманн приводит доводы, вытекающие для него из библейской экзегезы. Анализируя н.з. слово "эон", к-рое означает период времени определенной и неопределенной протяженности, и употребление этого термина для обозначения вечности, Куллманн предполагает, что вечность  это не отсутствие времени, но скорее бесконечное время. Поскольку для обозначения века нынешнего и будущего в Библии употребляется одно и то же слово, временный и вечный мир, как утверждается, качественно неотличимы. Более того, эсхатологическая драма нуждается в идее движения времени. Поэтому качественное разделение на вечность и время признано древнегреческим, а не библейским, и отброшено. Куллманн утверждает, что категория времени присуща не только сотворенному миру. Он разделяет время на три эры  время до сотворения мира, время от сотворения мира до "конца света" и постэсхатологическое время. Первая эра не имеет начала, последняя не будет иметь конца.
Трудно возражать против стремления Куллманна сохранить абсолютное значение искупительной истории и утвердить смысл Христова пришествия как центрального события истории, без крого невозможно понять природу времени и вечности. Обнаружив влияние докетизма и эллинистической философии в теологии Кьеркегора, Барта, Бруннера и Бультмана, Куллманн достиг своей цели, воспользовавшись их избыточными формулировками божественной трансцендентности. Но, отстаивая реальность и значение исторического откровения и искупления, не обязательно было отрекаться от неповторимой вечности или вневременности Бога. Ограничение вечности рамками времени порождает новые теологические проблемы.
Действительно, многие библейские выражения лишь возносят Бога над временем (Ин 17:24; Еф 1:4; 2Тим 1:9). Обращение к Исх 3:14: "ЯесмьСущий" в то же время ничего не дает, поскольку порабощенный народ Израилев мог черпать утешение лишь в своей вере в то, что Бог искупительно вмешивается в историю падшего мира как Искупитель, но не в вере в то, что Он безвременно вечен.
Тем не менее существуют веские аргументы, подтверждающие вневременную природу Бога. В Библии слово " эон " постоянно употребляется в значении пространственного мира (космоса). Из этого можно вывести, что время неотделимо от пространства; поэтому представление о том, что Бог существует не только во времени, но и в пространстве,  предположение, вызывающее возражение у представителей библейского теизма,  повидимому, имплицитно присутствует при одностороннем понимании слова "зон". Это обстоятельство подтверждает убеждение, что время и пространство суть свойства сотворенного мира, но не божественной сущности, а вечность  атрибут одного Бога. К-ром е того, в Библии контраст между божественной вечностью и временем зачастую выходит за рамки количественной разницы и становится качественным. Категории времени неприменимы к Господу (Пс 89:3), и слово olam приобретает теологическое значение. Это значение особенно ярко проявляется в позднейшем использовании слова olam во мн. ч. для обозначения вечности Божьей (в древнееврейском языке нет другого способа выразить это качественное различие).
"Множественное число не может 03начать буквальное сложение нескольких неопределенных, неограниченных отрезков времени; оно может олицетворять поэтическое ударение, в котором количество  это символ качественной разницы" (RTWB). Перевод слова olam в НЗ  ???? и aionios  весьма поучителен. В знакомых словосочетаниях "вечная жизнь" и "вечная смерть" качество важнее количества. Первое из них означает жизнь, достойную вечности, в крой верующий уже участвует через возрождение (Ин 5:24), хотя это выражение, конечно же, не подразумевает "безвременности". "Вечная смерть" означает смерть духовную, края может превратиться при физической смерти в необратимое состояние, если человек не уверовал и не раскаялся. И наконец, атрибут вечности неотделим от остальных атрибутов Божьих. В Библии всеведение Божье дополняет Его существование в сверхвременной вечности. Если знание Божье выводится из последовательности идей в высшем разуме, то Бог не может быть всеведущим. Всеведение Божье предполагает, что Бог знает все вещи в их единстве, независимо от временной последовательности идей.
С. F.H.Henry (пер. А. К.) Библиография: О. Cullmann, Christ and Time: С. F.?. Henry, Notes on the Doctrine of God; J. Marsh, "Time", in RTWB.
См. также: Бога, атрибуты; Бог, учениеоНем; Время; Век;Этотвек, Век грядущии.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
248.69 кб

Время и вечность в натурфилософских воззрениях Новалиса

Казакова Ирина Борисовна
Статья посвящена сопоставлению натурфилософских воззрений немецкого романтика Новалиса с неоплатонической концепцией природы.
Читать PDF
240.40 кб

Вселенная, вечность, время и бесконечность

Лолаев Тотраз Петрович
Понятия «вечность», «время» и «бесконечность» принадлежат к числу самых фундаментальных и сложных характеристик материи.
Читать PDF
307.89 кб

Время и вечность в философии и истории

Лолаев Тотрадз Петрович
Читать PDF
552.89 кб

Время и вечность от Плотина и Боэция до Эйнштейна

Чейз Майкл
В статье показано, что представления о времени и вечности у Плотина и Боэция аналогичны так называемой теории «блок-времени» (этернализму) в современной философии времени, основанной на математической физике Эйнштейна и Минковског
Читать PDF
332.97 кб

Время и вечность в древнеегипетской культуре: феноменологический анализ

Кучинов Евгений Владимирович
В статье осуществляется феноменологический анализ древнеегипетских темпоральных категорий нехех и джет в аспекте философии культуры.
Читать PDF
141.45 кб

Концептуализация времени: вечность, временность, мгновение

Спирина Полина Юрьевна
Статья посвящена исследованию концептуализации понятия времени в его отношении к понятиям вечности, временности и мгновения.
Читать PDF
170.79 кб

Вечность и экзистенция

Уваров М. С.
В статье рассматривается классическая проблема экзистенциальной философии, согласно которой временность экзистенции проявляется как ограниченность конечного, снимаемая в вечности через абстракцию.
Читать PDF
1.13 мб

Время: путь в вечность

Кирилл Копейкин
Читать PDF
149.72 кб

2008. 04. 020. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность: проблема времени в европейской философи

Андреева И. С.
Читать PDF
155.90 кб

Вселенная, время, вечность, и бесконечность

Лолаев Т. П.
В статье Понятиям «Вселенная», «вечность», «время» и «бесконечность» дается в статье принципиально новое толкование, в корне отличающееся от традиционного.
Читать PDF
586.17 кб

Время в пространстве культуры: вечность и ее локализации. Часть 1

Спектор Давид Михайлович
Изучение времени включает два достаточно самостоятельных его пред-понимания: редуцирующее мир к перемещениям тел в имманентных конгломерациях, и гуманистическое, основанное на присутствии субъекта с привнесением им в мир времени к
Читать PDF
604.51 кб

Вечность как характеристика художественного образа

Булак Ксения Андреевна
Исследуются способы проявления качества вечности в произведениях изобразительного искусства.
Читать PDF
575.77 кб

Время в пространстве культуры: вечность и ее локализации. Часть 2

Спектор Давид Михайлович
В первой части данной статьи были рассмотрены не акцентируемые в пределах ортодоксальных воззрений предпосылки, связанные с зарождением времени и ему сопутствующих переживаний.
Читать PDF
0.00 байт

Понятие «Вечность» в современной аналитической теологии: вызов темпорализма

Плешков Алексей
В статье анализируются предпосылки возникновения, ключевые идеи и факторы успешности темпорализма доминирующей позиции, описывающей отношение Бога ко времени в современной аналитической философии.
Читать PDF
436.31 кб

О книге Л. С. Черняка «Вечность и время: возвращение забытой темы»

Длугач Тамара Борисовна
Книга Л.С. Черняка «Вечность и время: возвращение забытой темы» посвящена соотношению пространства и времени, а также их структуре в системе трансцендентальной философии.

Похожие термины:

  • ВЕЧНОСТЬ МИРА

    понятие, означающее никогда не прекращающееся, не имеющее ни начала ни конца во времени существование мира, несотворимость и не-уничтожимость движущейся материи, ее атрибутов. Представление о В. м
  • ЛАДЬЯ ВЕЧНОСТИ

    Ладья Миллионов Лет, ладья бога солнца. Ра уже не летал, как прежде, над землей и не ночевал в священном лотосе. Но несмотря на это, солнце все так же сияло днем, гасло вечером и вновь вспыхивало утром
  • Развитие к вечности

    доктрина мормонов, в которой изложена теория о духовной эволюции человечества, результатом которой является обожествление. Апостол мормонов Лоренцо Сноу (1814-1901) резюмировал эту идею следующим об