ВАТСИПУТРИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВАТСИПУТРИЯ
санскр., в будд. традиции «последователи Ватсипутры») - школа стхавиравады, образовавшаяся около 280 до н. э. Основатель В. был последователем ачарьи Шарипутры — одного из учеников Будды — и слыл великим знатоком текстов Виная-питаки. Канон В. так же, как и у стхавиравады, состоял из трех частей. В. провозгласила существование некой постоянной материальной субстанции, определяющей природу человеч. индивидуальности (пудгала). Основывая свои суждения на опред. фрагментах канонич. текстов, содержавших термин «пудгала», последователи В. утверждали, что практич. реализация кармы невозможна вне существования личности (пудгала) Как психологич. реальности. Теория о пудгале породила крайний протест среди буддистов разл. школ и направлений. Кроме того, ватсипутрии, подобно сарвастивадинам, считали, что архат подвержен падению и что «еретики» также могут достичь сверхъестеств. состояния. Центром школы В. являлся район Аванти. В период правления Харши (4 в. н. э.) ей покровительствовали члены семьи этого правителя. Таранатха отмечает, что В. просуществовала вплоть до начала правления царей династии Пала (9 в. н. э.). Л. Р. Фурцева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ВАТСИПУТРИЯ
санскр. vatsiputriya — (школа) сыновей Ватсы) — влиятельная ветвь стхавиравады, консолидировавшаяся в нач. 3 в. до н. э. Согласно А. Баро, ее дальнейшие ответвления—дхармоттарии, бхадраянии, самматии и санагарики—обособились ок. 1 в. н. э., согласно некоторым буддологам, ватсипутрии, наоборот, отделились от самматиев. В любом случае речь идет о единой доктрине, по которой помимо скандх, составляющих «призрачного индивида», признается еще и некоторая трансмигрирующая квазиперсона (пудгаяа), призванная принять на себя функцию нити, удерживающей эти «динамические слои» и объяснить действие кармической ретрибуции. Все остальные буддийские школы выступили против этой инновации, увидя в ней, и не без основания, поиск компромисса с брахманистской концепцией Аммана. Солидарно с тхеравадой ватсипутрия утверждала, что есть только одна необусловленная дхарма—нередко, тогда как другие школы признавали в этом качестве также акашу-пространство, путь к освобождению, а иногда еще и другие начала. В популярном у буддистов предмете дискуссий — о соотношении активных страстей (paiyavasthana) и соответствующих им латентных тенденций сознания (anusaya)— ватсипутрия вместе с махасангхиками считала (в отличие от ряда школ), что только первые связаны с мысльюнамерением. В оппозиции основным буддийским школам ватсипутрии считали возможной деградацию «совершенного» — архата и даже потерю им нирваны (махасангхики так далеко не шли, допуская у него лишь некоторые несовершенства). Отлично от других школ ватсипутрия допускала помимо 5 основных возможностей воплощения (gati) — в телах богов, людей, животных и голодных духов (преты) — также и воплощения в облике демонов-асуров. Постижение четырех благородных истин (abhisamaya) происходит, по ватсипутрии, постепенно (согласно многим другим школам—мгновенно).
В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия

ВАТСИПУТРИЯ
(санскр. vatsiputrëya, тиб. gnas maI bu pa, школа последователей Ватсипутры) — ответвление школы стхавиравады (по другим источникам: от сарвастивады), которое образовали сторонники учителя Ватсипутры (конец III — начало II вв. до н. э.). Ватсипутрии склонялись к идее эмпирически постоянного носителя дхармо-частиц (пудгалы), сохраняющегося в течение жизни индивида. За это их резко критиковали все прочие школы буддизма. Наиболее непримиримыми антагонистами нового учения стали стхавиравадины, о чём можно судить по их абхидхармическому трактату «Катха-ваттху». Позднее среди ватсипутриев особый вес приобрёл мудрец Саммата, от которого берут начало три подшколы самматиев. Сохранился единственный труд последних — «Самматия-никая-шастра», но только в составе китайского буддийско го канона. Имеется также очень поздний (примерно XII в.) сборник цитат произведений школы, включённый в сочинение Дащабалашримитры, дошедшее до нас только благодаря тибетскому Тенгьюру (Данджуру). Интересно, что история ватсипутриев / самматиев насчитывает пять буддийских соборов. Более общее доктринальное название этого ответвления буддийской сангхи — пудгалавадины. Как школа, пудгала-вада была известна вплоть до VIII–IX вв. Её мыслители утверждали, что помимо дхармо-частиц существует личность или сознающая самость (пудгала), которая не идентична пяти скандхам и не отлична от них, но она познает, трансмигрирует и вступает в нирвану. Скандхи же суть обозначения составных частей личности и не являются субстанционально реальными. Ватсипутрии полагали, что традиционная для буддистов доктрина Анатмана (отрицания вечной души) двусмысленна, и чтобы избежать этой двусмысленности, они разрабатывали различные опровержения идеи «я». В пику абхидхармистам, считавших дхармо-частицы истинно реальными элементами сущего, а личность лишь их эмпирическим выражением, пудгалавадины отрицали реальность и того и другого. Столь же категоричны они были в отношении нирваны, заявляя, что она ни сама по себе, ни в своем отличии от дхармо-частиц не является реальной: сансара обусловливает нирвану так же, как топливо — огонь; одно не существует без другого, следовательно, они относительны.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.