ВАССИАН КОСОЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ВАССИАН КОСОЙ
в миру князь Василий Иванович Патрикеев) (ок. 1470—после 1531, Иосифе-Волоколамский монастыре—русский церковно-политический деятель, видный представитель нестяжательства. Был насильно пострижен в монахи Иваном III. Во время пребывания в Кирилло-Белозерском монастыре знакомится с Нилом Сорским и становится его верным последователем. Автор нескольких полемических сочинений против иосифлян, в которых обличает монашеское корыстолюбие, лицемерие, ханжество, пристрастие к внешней обрядности, проповедует подлинно христианский образ жизни, призывает к милосердию и прощению покаявшихся еретиков. На основе сербского списка Кормчей составил (вместе с Максимом Греком) новый свод церковных правил в духе нестяжателей, в котором делал ссылки на Платона и Аристотеля. В 1531 митрополитом Даниилом, поддерживавшим иосифлян, предан соборному суду, обвинен, в частности, в произвольном исправлении Кормчей книги и еретическом учении о нетленности плоти Христа. Осужден на заточение в Иосифо-Волоколамский монастырь.
Соч.: Полемические сочинения инока-князя Вассиана Патрикеева.—«Православный собеседник», 1863.4. 3, с. 93—112, 180—210; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.—Л., I960. Лит.: Казакова Н. А. Очерки по истории русской обшественной мысли: Первая треть 16 в. Л., 1970.
E. H. Бутужина

Источник: Новая философская энциклопедия

ВАССИАН КОСОЙ
в миру – князь Василий Иванович П а т р и к е е в) (гг. рожд. и смерти неизв.) – рус. религ. мыслитель, публицист нач. 16 в. До своего пострижения был близок ко двору Ивана III и выполнял ответств. военные и дипломатич. поручения. В 1499 попал в опалу, был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где сблизился с Нилом Сорским. После возвращения из ссылки (ок. 1509) принимал активное участие в церковно-политич. борьбе в качестве главы нестяжателей. Написал ряд полемич. произведений, направленных против иосифлян, в которых осуждал церковь за накопление богатств, владение селами и эксплуатацию крестьян; выступал против казней еретиков – жидовствующих. В 1517 составил новую Кормчую книгу (свод церк. законов), включив в нее статьи, направленные против монастырских имуществ. В. К. выражал интересы боярства, стремившегося добиться секуляризации церк. земель, чтобы таким образом отвести от своих вотчин угрозу конфискации. Учению В. К. были свойственны элементы критицизма и рационализма. Отрицание В. К. тленности плоти Христа означало по существу отрицание его человеч. природы (вопреки учению о двух природах Христа – божественной и человеческой) и вело к идеалистич. монизму. В 1531 на церк. соборе иосифлянское руководство рус. церковью добилось осуждения В. К. На суде он был обвинен также и в признании "еллинских мудрецов" – Платона и Аристотеля. Умер в заточении. Лит.: Полемические сочинения инока-князя Вассиана Патрикеева, "Православный собеседник", Казань, 1863, ч. 3, No 9–10, с. 93–112, 180–210; Казакова ?. ?., Неизданное произведение Вассиана Патрикеева, в кн.: Тр. Отд. древнерусской лит-ры Ин-та русской лит-ры АН СССР, [т.] 12, М.–Л., 1956, с. 387–426; Будовниц И. У., Русская публицистика XVI в., М.–Л., 1947, с. 79–81, 110–20. Н. Казакова. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.