ВАРНА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВАРНА
Санскр.) Каста; букв., "цвет". Четыре основных касты,
названные Ману - брамины, кшатрии, вайшьи и шудры - называются
Чатурварна.

Источник: Теософский словарь

Варна
др. – инд.) – «цвет», «вид», «качество» – сословное разделение древнеиндийского общества, отразившееся в мифологии. Общество разделялось на четыре В. – брахманы (жрецы и ученые), кшатрии (правители и воины), вайшьи (торговцы и земледельцы) и шудры (слуги и ремесленники). Считалось, что В. произошли от Брахмы или от первичного человека Пуруши: «Когда Пурушу расчленили, его рот стал брахманом, его руки – раджанья (кшатрием), его бедра – вайшья, из ног родился шудра»; «а ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру».

Источник: Мифологический словарь

ВАРНА
санскр., букв. — качество, цвет) — сосл.-клас. группа в др.-инд. об-ве. Брахманы составляли высш. В. Они произошли якобы из уст - самой «чистой» части тела Брахмы. За ними следовали кшатрии — военная элита и вожди племен. Они осуществляли власть, распоряжались экономикой, являлись военной силой. Земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы - осн. масса свободных общинников — объединялись В. вайшьев. Они были гл. податным сословием и поставляли осн. массу воинов-пехотинцев в армию. Обслуживать высш. В. было обязанностью шудр, исполнителей самой тяжелой работы. Шудры, в отличие от 3 высш. В., «дважды рожденными» (дваджати) не считались и права «слушания вед» и свойства «слияния» с Брахмой не имели.

Источник: Атеистический словарь

ВАРНА
(санскр. - качество, цвет) - сословно-классовая группа в рабовладельч. Др. Индии. При распаде первобытнообщинного строя, становлении классовых отношений и образовании первых гос-в в Индии в ее обществе возникло 4 В., к-рые соответствовали 4 осн. классам-сословиям. Различия и обязанности между В. были определены и освящены брахманизмом в учении о дхарме и в брахманских законах VI—V вв. до н. э. Осн. обязанностью В. жрецов-брахманов считалось изучение Вед. Сословие воинов и вождей составляло В. кшатриев. Заниматься с. х-вом, ремеслами, торговлей предписывалось В. вайшьев. Обязанностью самой низшей В. - шудр - было обслуживать высшие В. и выполнять черную работу. Первые три В. считались дважды рожденными, и над членами этих В. совершался обряд инициации, заключавшийся в чтении ведич. гимна. Над шудрами этот обряд не совершался, и они считались однорожденными. Мн. исследователи отождествляют В. с кастами, однако, в отличив от последних, В. не предписывали своим членам строгих ограничений ни в отношении занятий, ни в отношении браков. В. И. Ночнев

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ВАРНА

        (вид, род, цвет) — название четырех социальных общностей, или рангов, на к-рые делилось население древней Индии. В совокупности В. представляли собой иерархию статусов, не совпадавшую с имущественным, классовым или политич. делением об-ва. Старшей была В. брахманов — ученых, жрецов и учителей, с ней ассоциировался белый цвет; вторая по рангу — В. кшатриев — воинов, правителей и знати (красный цвет); третья В. вайшьев — земледельцев, скотоводов и торговцев, простого народа (желтый цвет); четвертая В. шудр — зависимых лиц (черный цвет). Мальчики трех верхних В. проходили обряд упанаяна и считались двиджа ("дваждырожденными"). Шудры считались "однорожденными". Им и еще более низким слоям населения не разрешалось изучать Веды и др. свящ. книги. Деление об-ва на В. генетически восходит к индо-иранской или даже индоевропейской общности, в к-рой имелось три социальных ранга (в Иране — пиштра). Принято считать, что В. шудр образовалась уже в Индии из местного населения, включенного т. обр. в арийское об-во. Однако В. не упоминаются в ранней ведической лит-ре, за исключением одного из поздних гимнов "Ригведы ", излагающего легенду о возникновении В. в результате жертвоприношения первочеловека Пуруши: брахманы возникли из уст, кшатрии — из рук, вайшьи — из торса, шудры — из ступней. В. не были строго эндогамны. Традиция объясняет дальнейшее развитие системы В. в систему каст межварновыми браками, дети от к-рых занимали различное социальное положение. До сих пор большинство индийских каст возводит свое происхождение к одной из варн.
Л. Алаев

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ВАРНА
сс. Раса. Разновидность. Сословие. Каста. Система деления общества в период перехода к государственному строю и развитию городов, городской культуры при ослаблении общинных традиций. Первоначально деление происходило по этническому, имущественному или профессиональному признаку. При участии авторитетных мудрецов (риши) была разработана новая идеология, опирающаяся на индийский менталитет. Исторический процесс был мифологизирован. Согласно одному мифу, Варны были порождены самим Брахманом. В другом человечество, персонифицированное как ты-сячеглавый, тысячеликий, тысячеглазый Пуруша, было принесено в жертву богами, которые создали из его частей четыре варны. Такое деление (чатурварнья) описано в ведах. Оно предусматривает существование высшей варны (брахма), состоящей из слоя священнослужителей (брахман) и их семей, из которых пополнялись ряды жрецов. Они считались посредниками между людьми и богами. Вторая варна (кшатра) состоит из кшатриев, т.е. царей, феодалов, военных и чиновников. Третья (вайшья) включает земледельцев, ремесленников, торговцев. К четвертой (шудра) относят рабов, слуг, пленников, внебрачных детей. Вневарновый слой включает всех остальных: покоренных аборигенов, инородцев, крематоров трупов, палачей, охотников, рыбаков, торговцев мясом, винокуров, актеров, прачек, псоядцев и др. Их называют неприкасаемыми (пария, чандала и т.д.). Мужчины из варны брахманов, а затем из трех высших варн проходят через обряд посвящения, инициации, после чего считаются дваждырожденными (двиджа) и ведут определенный образ жизни в соответствии с основным законом (Дхарма), содержащим свод правил, в том числе этических и моральных. Шудрам читать священные тексты запрещается, нарушение строго карается. С течением времени границы варн стали размываться за счет смешанных браков и образования промежуточных групп (джати). В современной Индии варны признаны равноправными, но сословные предрассудки сохраняются. Будда Шакьямуни принадлежал по рождению к привилегированной варне кшатриев, но покинул обеспеченную жизнь ради поисков истины. Он отменил варновый подход в буддийских общинах и ввел в них принцип равенства людей различного происхождения.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

Найдено схем по теме — 1

Похожие термины:

  • ВАРНА-АШРАМА-ДХАРМА

            закон периодов жизни, согласно к-рому человек, принадлежащий к одной из 3 высших варн (брахман, кшатрий, вайшья), должен вести сначала жизнь ученика (брахмачарин), потом вступить в брачную жи
  • ЧАТУР ВАРНА

    Санскр.) Четыре касты (букв., краски).