ВАН ЖОШУЙ

Найдено 1 определение
ВАН ЖОШУЙ
Ван Чэ (псевд.). 10.1926, пров. Хунань. Философ, публицист. В 1946 поступил на филос. ф-т Пекинского ун-та, в 1948 отправился в р-ны, контролируемые КПК, для участия в борьбе против Гоминьдана. В 1949 работал в Бэйпинском горкоме КПК. В 1950 направлен на работу в редакцию газеты "Жэньминь жибао". В 50-е гг. участвовал в критике Ху Ши и Лян Шумина. В 1960-2 принял участие в дискуссии по проблеме единства мышления и бытия. Был зав. отд. теории газеты "Жэньминь жибао", науч. сотр. Ин-та философии АОН Китая, пост. чл. правления Кит. об-ва диалектич. материализма. В 1978 - 82 - чл. комиссии ЦК КПК по проверке дисциплины. Депутат ВСНП 5-го созыва. В дек. 1987 исключен из КПК за причастность к "буржуазной либерализации". В работах по гносеологии подчеркивал, что практика, будучи критерием познания, сама нуждается в критерии, к-рым должна быть ее цель. Понятие "результат практики" отражает объективные вещи, понятие "цели" - субъективные, а понятия "успех" и "неудача" отражают связь результатов практики с заданной целью; т.о., практика неразрывно связана с человеч. критерием. Стал одним из гл. действующих лиц развернувшейся в нач. 80-х гг. дискуссии о гуманизме. Назвал проблему человека осн. и исходной в марксистской философии, указав, что существовавшее ранее в преподавании марксистской философии пренебрежение к проблемам ценностей, отчуждения и освобождения человека привело к невозможности целостного обобщения философии марксизма. Хотя социализм должен был бы покончить с отчуждением человека, оно существует не только в идеологии, но и в политике, и экономике. В ответ на критику со стороны философов, исходящих из классовой трактовки гуманизма и отсутствия отчуждения при социализме, заявил, что марксизм не сводится полностью к гуманизму, но включает его; гуманизм является не только антифеод., но и анти-бурж. идеологией, поэтому "социализм нуждается в гуманизме". *Макэсычжуи дэ жэньшилунь ши шицзяньлунь (Марксистская гносеология есть учение о практике). Тяньцзинь, 1964; Цзай чжэсюэ чжаньсянь шан (На филос. фронте). Пекин, 1980; Таньтань ихуа вэньти (Поговорим о проблеме отчуждения) // Синь вэнь чжань сянь. 1980. №8; Жэньшилунь бу яо вандяолэ жэнь (Гносеология не должна забывать человека) // Гуанмин жибао. 2.12.1981; Вэй жэнь-даочжуи бяньху (В защиту гуманизма) // Вэньхуэй бао. 17.1.1983. А.В. Ломаное

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь