ВАН СЮАНЬЛАНЬ

Найдено 1 определение
ВАН СЮАНЬЛАНЬ
626 - 697 Даос, философ. Осн. соч. - "Записи о сокровенной жемчужине" ("Сюань чжу лу"). Опираясь на учение "Дао дэ цзина", B.C. детально разработал доктрину "двух дао": "древнего дао" (оно же "непостижимое", "постоянное дао" - чан дао) и "нового дао" (оно же "профанич. дао" - кэ дао). Первое является универсальным и вечным принципом мира как целого, второе имманентно каждой конечной вещи, возникает и гибнет вместе с вещами: "Непостижимое рождает Небо (тянь) и Землю (ди [2]), а профанич. дао рождает все сущее. Если есть жизнь, то есть и смерть, поэтому профанич. дао называют непостоянным. Непостоянное рождает свою телесную форму (ти син), а постоянный закон (чан фа) рождает свою истинность". Значит, влияние на проблематику и терминологию B.C. оказала буд. философия, в части, учение мад-хьямики (см. Буддизм). Для B.C. характерны рассуждения о соотношении единого и многого, об "истинно сущем" как "ни едином, ни двойственном" (бу и бу эр), об относительности и "пустотности" "всех дхарм" (чжу фа, см. Фа [1], п. 2). Идеи B.C. получили развитие в даосизме 7 - 10 вв. "Чжунго сысян тунши (Общая история кит. идеологии). Т. 4. Ч. 2. Пекин, 1957. С. 785 - 788; Ян Сянкуй. Чжунго гудай шэхуэи юй гудай сысян яньцзю (Исслед. древнекит. об-ва и древнекит. идеологии). Шанхай, 1962. С. 490 - 491. Е.А. Торчинов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь