ВАЛКИРИИ, валькирииВАЛЛАБАЧАРЬЯ

ВАЛЛА Лоренцо

Найдено 4 определения термина ВАЛЛА Лоренцо

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

Валла Лоренцо

1407-1457) - итальянский гуманист. Будучи учителем риторики, боролся с вульгарной (народной) латынью, благодаря своим переводам с греческого познакомил Западную Европу с Геродотом и Фукидидом. Одно из его произведений называется «О наслаждении». Утверждал, что только суетность заставляет человека приписывать себе божественные способности и считать себя центром мироздания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

ВАЛЛА Лоренцо

Lorenzo della Valle) (род 1407, Пьяченци - ум. 1 авг. 1457, Рим) - итал. гуманист. Будучи учителем риторики, боролся с [вульгарной] латынью и благодаря своим переводам познакомил Западную Европу с Геродотом и Фукидидом. В философии выступал против ложного эпикуреизма своего времени ("De voluptate as vero bono"-, 1431), схоластической логики и диалектики, которая является, по его мнению, смесью варварства и софистики ("Dialecticae disputationes contra Aristoteles", 1499). Не подлежащее, с его точки зрения, сомнению совместное существование всемогущества Бога и человеческой свободы воли он рассматривал как таинство ("De libero arbitrio", 1493). Подверг острой критике монашество ("De professione religiosorum", 1445) и доказал, что грамота, в которой Константин Великий даровал христианство рим. церкви, т. н. "Константинов дар", является фальшивой ("De Donatione Constantini magni", 1517).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВАЛЛА ЛОРЕНЦО

Valla), Лоренцо (р. 1406 или 1407 – ум. 1 авг. 1457) – итал. философ-гуманист. Антиклерикальная направленность произведений В. навлекла на него преследования католич. церкви (1440–48), объявившей его еретиком. В соч. "Рассуждение о Константиновом даре, который является предметом ложной веры и истолкования" ("De falso cr?dita et ementita Constantini donatione Declamatio", 1440, изд. 1517) В. доказал подложность т.н. "Константинова дара", к-рым папство обосновывало свои права на светскую власть. В трактате "О наслаждении, как истинном благе" ("De voluptate ас de vero bono", 1431) В. защищал философию и этику Эпикура, к-рую противопоставлял христ. аскетизму и суровой этике стоиков. Враг церк. авторитетов и религии, В. верил в силу человеч. разума и требовал веротерпимости, свободы науч. исследования и права человека на удовлетворение всех своих материальных и духовных запросов; В. утверждал право мужчины и женщины на свободу в любви и браке. Идеалу созерцат. жизни В. противопоставлял активную борьбу ученого, политика, философа за свои идеи, требовал воспитания воли к действию. В науч. исследованиях В. содержатся диалектич. тенденции: он пытался рассматривать язык в процессе его историч. развития, подчеркивал связь языка и мышления, понятий и их речевого выражения. В. отвергал существование общих понятий как субстанций, критиковал идеалистич. ср.-век. учение реализма. В соч. "Диалектические опровержения..." ("Dialecticae disputationes contra Aristotelicos", 1439, изд. 1499) В. дал критич. анализ логики Аристотеля и указал на невозможность уложить богатство человеч. мысли в рамки силлогизмов. Он отвергал мнение о непроходимой грани между индукцией и дедукцией, склонялся к материалистич. т. зр., считая, что в человеч. сознании отражается окружающий вещественный мир. Соч.: Opera, Basel, 1540; Scritti filosofici е religiosi, Firenze 1953; Об истинном благе [отрывок], в кн.: Дживелегов А. К., Возрождение. Собр. текстов..., М.–Л., 1925. Лит.: Корелин М. С, Этический трактат Лоренцо Баллы "Об удовольствии и об истинном благе", "Вопр. филос. и психол.", 1895, кн. 29 и 30; Монье Ф., Опыт литературной истории Италии XV века, Кватроченто, пер. с франц., СПБ, 1904; История философии, т. 2, М., 1941, с. 25; Maier ?., Die Willensfreiheit bei Laurentius Valla und bei Petrus Pomponatius, Bonn, 1914; Saitta G., Il pensiero italiano nell´Umanesimo e nel Rinascimento, v. 1, Bologna, 1949. З. Мелещенко. Ленинград.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ВАЛЛА ЛОРЕНЦО

известный итальянский гуманист, род. в Риме или Пьяченце в 1407 г., умер в Риме 1457. Детство и раннюю молодость В. провел при курии Мартина V, потом был профессором в Павии, странствовал по другим городам Италии, жил в Неаполе при дворе Альфонса Аррагонского, в 1448 году получил место апостольского секретаря при Николае V и был сделан каноником при церкви св. Иоанна в Латеране и сохранил обе должности до смерти.

В. стоял в центре гуманистического движения своего времени. Его сочинение "De linguae latinae elegantia" - выяснение точного значения латинских слов и их правильного и изящного употребления - имело большой успех у современников и в ближайшем потомстве; кроме массы рукописей, существует более 30 печатных изданий только XV века. Затем Валла комментировал латинских писателей Ливия, Саллюстия, Квинтилиана; перевел Геродота, Фукидида, а также часть Илиады и некоторые басни Эзопа; писал философские трактаты и исторические произведения. Характерные черты учено-литературной деятельности В. - резкий критицизм по отношению к церковным и гуманистическим авторитетам и ожесточенная борьба против аскетизма. Кроме "De falso credita et ementita Constantini donatione declamatio", где была доказана подложность "Константинова дара", Валла опровергал церковное учение о происхождении апостольского символа и издал трактат: "De libero arbitrio" против Боэция. Против средневековых юристов он написал резкую инвективу: "In Bartoli de insigniis et armis libellum epistola", и в то же время подверг резкой критике Цицерона, "бога гуманистов", и поставил выше его Квинтилиана; в трактате "De dialectica" внес поправки к Аристотелю; в "Disputatio adversus Livium, duo Tarquinii Lucius ас Aruns, Prisci Tarquinii filii ne an nepotes fuerint" выступил против мнения Ливия. Этот критицизм вызвал со всех сторон резкие нападки на В.: он едва спасся от инквизиции за мнение об апостольском символе и должен был вести ожесточенную полемику с Поджио, Фацио и другими гуманистами. Против аскетизма В. выступил в двух трактатах: "De volupate бn vero bono", где он пытался примирить крайний эпикуреизм с христианством и "De professione religiosorum", где он резко восстает против монашеского института.

Но В. не был враждебен христианству и интересовался церковно-богословскими вопросами: он составил филологические поправки к принятому переводу Нового Завета, написал "Sermo de mysterio Eucharistiae" и потерянное теперь сочинение об исхождении св. Духа. Заслуги В. в историографии сводятся главным образом к тому же критицизму, а его "Historiarum Ferdinandi (отца Альфонса) libri III" представляют интерес более по той полемике, которую вызвала эта книга "(In Bartholomaeum Facium recriminationum libri IV)". Сочинения В. изданы (далеко не все) еще в XVI веке.

Вл. С.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь по философии

Найдено схем по теме ВАЛЛА Лоренцо — 0

Найдено научныех статей по теме ВАЛЛА Лоренцо — 0

Найдено книг по теме ВАЛЛА Лоренцо — 0

Найдено презентаций по теме ВАЛЛА Лоренцо — 0

Найдено рефератов по теме ВАЛЛА Лоренцо — 0