Вальденстрем Петер ПаульВАЛЬДЕНСЫ , лионские бедняки

Вальденсы

Найдено 5 определений термина Вальденсы

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Вальденсы

приверженцы средневековой секты, близкой к "катарам" ("чистые"), зародившейся в конце XII века в Лионе (зачинатель - Пьер Вальдо). Вальденсы призывали к "евангельской бедности", к аскетизму; отвергали необходимость духовенства как особой категории. Учение вальденсов основано на отвержении официального католичества, которое, по их мнению, исказило изначальное учение Христа, возвращение к которому составляло главную задачу секты. В крайних формах вальденсы - как и другие гностические секты, богомилы и катары - утверждали, что католическая церковь превратилась в "престол сатаны" и поклоняется "темному богу", а не Христу.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия политики: глоссарий терминов проекта Арктогея

ВАЛЬДЕНСЫ

позднелат. Valdenses) – еретич. христианская секта, возникшая в последней четверти 12 в. и получившая распространение в Юж. Франции, Сев. Италии, Германии, Чехии и Испании. Согласно преданию, свое название получили по имени лионского купца Петра Вальда (лат. Valdus, франц. Vald?s), к-рый раздал свое имущество и стал проповедовать бедность. Известна также под названием "Лионские бедняки" (лат. Pauperes de Lugduno), или "Леонисты" (лат. Leonistes). Критикуя католич. церковь, приверженцы секты требовали от нее полного отказа от обладания собственностью и получения доходов, в частности десятины, отвергали право отпущения грехов испорченным католич. духовенством и допускали исповедание мирянами друг другу. Отрицали догмат о Христе, святость креста и икон, существование чистилища, считали каждого честного человека сыном божьим; их утверждение, что все добрые люди являются священнослужителями, влекло за собой отрицание роли всего католич. духовенства. В. прямо выступали против приписываемой папе особой миссии – наместника св. Петра. Выдвинутый ими тезис о необходимости слушаться бога, а не людей вел к отказу от подчинения светским властям, к-рых они впоследствии прямо осуждали и требовали ликвидировать. Это учение отражало борьбу нар. масс против феод. гос-ва и гор. патрициата, эксплуатировавших крепостных крестьян и ремесленный люд. В. делились на отказавшихся от собственности, труда и семьи перфектов (или сандалиатов) и содержавших их "верующих" и "друзей". В. собирались на свои съезды, вели пропаганду против католич. церкви, используя перевод Евангелия на нар. языки. Осн. массу В. составляли ремесленники и крестьяне. В экономически отсталых районах (высокогорные области Франции, Сев. Италии и Швейцарии) ересь В. приняла специфич. характер, являясь реакцией "патриархальных альпийских пастухов на проникновение к ним феодализма", реакционной по форме и содержанию попыткой отгородиться от исторического прогресса (см. Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Несмотря на жестокие преследования, нек-рые общины В. сохранились во Франции (Савойя), Швейцарии, Италии (Пьемонт) и в 20 в. Лит.: Маркс К., Хронологические выписки, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 5, М., 1938; Егоров Д. Н., Сборник памятников по истории раннего вальденства, М., 1910 (на лат. яз.); Вульфиус А. Г., Вальденское движение в развитии религиозного индивидуализма. Критическое исследование, П., 1916; Бортник ?. ?., Еретические секты Италии первой половины XIII века, в сб.: Средние века, вып. 10, М., 1957; Bender F., Die Waldenser, geschichtlich dargestellt, Ulm, 1850; Dieckhoff ?., Die Waldenser im Mittelalter, G?ttingen, 1851; Keller L., Die Waldenser und die deutschen Bibel?bersetzungen, Lpz., 1886; M?ller K., Die Waldenser und ihre einzelnen Gruppen bis zum Anfang des 14 Jahrhundert, Gotha, 1886; ?ontet E., Histoire litteraire des Vaudois du Piemont, P., 1885; Haupt H., Waldensertum und Inquisition im s?d?stlichen Deutschland, Freiburg, 1890; Cоmba ?., Storia dei Valdesi, Claudiana, 1930; Mohr W., Waldes und das fr?he Waldensertum, "?. Religions und Geistesgeschichte", K?ln, 1957, Jg. 9, Hf. 4, S. 337–63. Н. Бортник. Свердловск.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ВАЛЬДЁНСЫ

лат. Valdenses), другое название — «лионские бедняки» (Pauperes de Lugduno), в средневековой Западной Европе — участники низового религиозного течения, оппозиционного по отно

шению к католической иерархии. Движение В. началось в Лионе, где его социальным фоном стал антагонизм между городской коммуной и архиепископом, которого горожане знали преимущественно как своего сеньора. Состоятельный буржуа по прозвищу Вальдес (лат. Valdus, франц. Valdes; имя «Петр» встречается лишь в поздних источниках) ок. 1177 г. раздал имущество бедным, предварительно наняв клириков для перевода с латыни на народный язык Евангелий и других сакральных текстов и, выучив эти переводы на память, начал выступать как нищенствующий проповедник. Вальдес подчеркивал в своих проповедях, что получил приказ проповедовать не от церковных авторитетов, а непосредственно от Бога; он не подчинился ни архиепископу, воспретившему ему публичную деятельность, ни специальной комиссии римского поместного собора 1179 г., предписавшей ему проповедовать лишь с дозволения местного клира; в 1184 г. он и его сторонники были осуждены папой Люцием III за ослушание. Движение В., отныне нелегальное, распространилось по Франции и Сев. Италии, где В. слились с гумилиатами. Поворотным пунктом в истории В. стала встреча с катарами. Значительная часть В., в т. ч. близких сподвижников самого Вальдеса (ум. ок. 1205) стала защищать учение и таинства Церкви против катаров, в результате чего умеренные В. были приняты в лоно Церкви с дозволением вести прежний образ жизни в качестве «католических бедняков» (pauperi catholici). Крайние В., отчасти слившиеся с разгромленными катарами, заняли резко антицерковную позицию (вплоть до перекрещивания своих сторонников, предвосхищающего практику анабаптистов). В 1218 г. крайние В. одержали победу над умеренными: было признано, что личное недостоинство лишает священника права совершать таинства. Собственно, лишь с этого времени можно говорить о ереси В. Подпольные общины В. возникали уже не только в городах, но и в сельских местностях — в Альпах, в Апулии и Калабрии, в землях Германии, Австрии, Богемии. В XV в. В. обрели союзников в гуситах, отчасти слившись с их крайним крылом (таборитами). В связи с этим преследования В. резко обострились; инквизиция ликвидировала движение везде, кроме малодоступных деревень в Альпах. После Реформации остатки В. объявили себя древнейшим из протестантских течений. Полное равноправие В. в Италии и Франции принес лишь либерализм XIX в.

Наиболее характерная черта вальденства состоит в том, что определенные тенденции социальной и духовной жизни того времени выступают в нем, по существу, не опосредованными доктринально. Учение В., отличавшихся от катаров последовательно плебейским составом, оставалось крайне расплывчатым (отсюда — готовность В. адаптироваться к самым разным религиозным течениям); вальденство явилось лишь косвенным результатом реформы папы Григория VII, опиравшегося на мирян в организации бойкота недостойных священников. В. выразили некоторые новые тенденции в развитии католицизма (активизация религиозной самодеятельности мирян, давшая в итоге францисканство), но их историческую судьбу предопределила их близость к другим народным ересям позднего Средневековья. Современные В. протестантские сектанты в горных местностях Савойи, Пьемонта, Дофинэ.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: София-Логос. Словарь

Вальденсы

лат. Valdenses), другое название — «лионские бедняки» (Pauperes de Lugduno), в средневековой Западной Европе — участники низового религиозного течения, оппозиционного по отношению к католической иерархии. Движение В. началось в Лионе, где его социальным фоном стал антагонизм между городской коммуной и архиепископом, которого горожане знали преимущественно как своего сеньора. Состоятельный буржуа по прозвищу Вальдес (лат. Valdus, франц. Valdes; имя «Петр» встречается лишь в поздних источниках) ок. 1177 г. раздал имущество бедным, предварительно наняв клириков для перевода с латыни на народный язык Евангелий и других сакральных текстов и, выучив эти переводы на память, начал выступать как нищенствующий проповедник. Вальдес подчеркивал в своих проповедях, что получил приказ проповедовать не от церковных авторитетов, а непосредственно от Бога; он не подчинился ни архиепископу, воспретившему ему публичную деятельность, ни специальной комиссии римского поместного собора 1179 г., предписавшей ему проповедовать лишь с дозволения местного клира; в 1184 г. он и его сторонники были осуждены папой Люцием III за ослушание. Движение В., отныне нелегальное, распространилось по Франции и Сев. Италии, где В. слились с гумилиатами. Поворотным пунктом в истории В. стала встреча с катарами. Значительная часть В., в т. ч. близких сподвижников самого Вальдеса (ум. ок. 1205) стала защищать учение и таинства Церкви против катаров, в результате чего умеренные В. были приняты в лоно Церкви с дозволением вести прежний образ жизни в качестве «католических бедняков» (pauperi catholici). Крайние В., отчасти слившиеся с разгромленными катарами, заняли резко антицерковную позицию (вплоть до перекрещивания своих сторонников, предвосхищающего практику анабаптистов). В 1218 г. крайние В. одержали победу над умеренными: было признано, что личное недостоинство лишает священника права совершать таинства. Собственно, лишь с этого времени можно говорить о ереси В. Подпольные общины В. возникали уже не только в городах, но и в сельских местностях — в Альпах, в Апулии и Калабрии, в землях Германии, Австрии, Богемии. В XV в. В. обрели союзников в гуситах, отчасти слившись с их крайним крылом (таборитами). В связи с этим преследования В. резко обострились; инквизиция ликвидировала движение везде, кроме малодоступных деревень в Альпах. После Реформации остатки В. объявили себя древнейшим из протестантских течений. Полное равноправие В. в Италии и Франции принес лишь либерализм XIX в. Наиболее характерная черта вальденства состоит в том, что определенные тенденции социальной и духовной жизни того времени выступают в нем, по существу, не опосредованными доктринально. Учение В., отличавшихся от катаров последовательно плебейским составом, оставалось крайне расплывчатым (отсюда — готовность В. адаптироваться к самым разным религиозным течениям); вальденство явилось лишь косвенным результатом реформы папы Григория VII, опиравшегося на мирян в организации бойкота недостойных священников. В. выразили некоторые новые тенденции в развитии католицизма (активизация религиозной самодеятельности мирян, давшая в итоге францисканство), но их историческую судьбу предопределила их близость к другим народным ересям позднего Средневековья. Современные В. - протестантские сектанты в горных местностях Савойи, Пьемонта, Дофинэ. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Вальденсы

(Waldenses). Религиозное движение, возникшее в Лионе в 117080 гг. Основал его богатый купец Пьер Вальдо. В результате глубоко личного духовного опыта он роздал все свое имущество и стал жить в бедности и простоте, строго следуя учению Евангелия. Многие мужчины и женщины, вдохновленные его примером, стали его последователями. Т.о., еще в XIIв. реформистское по своей сути инакомыслие обрело наиболее полное выражение в возникновении общины мирян, многие из крых были неграмотными.

"Лионские бедняки" не собирались подрывать авторитет Церкви, однако враждебное отношение местного духовенства, а впоследствии и папства вынудило их встать в оппозицию. Архиепископ Лионский в 1181г. резко осудил учение вальденсов, а в 1184 г. папа Люций III объявил их еретиками, отлучил от Церкви и обрек на жестокие преследования со стороны светских и церковных властей. Спасаясьот гонений, вальденсы обосновались в Лангедоке и Пьемонте, а оттуда широко распространились по всей Центр, и Вост. Европе.

Учение вальденсов сближалось с другими популярными религиозными движениями эпохи в том, что их этика носила подчеркнуто личностный и антиклерикальный характер. Основу своих этических представлений вальденсы черпали в переведенных ими на ряд местных языков текстах НЗ, книгах пророков, а также в извлечениях из сочинений отцов Церкви. Вальденсы верили, что высшим авторитетом в жизни верующих должна быть Библия, и осуждали представителей официального духовенства, образ жизни крых не соответствовал евангельскому учению. В конце концов вальденсы встали в непримиримую оппозицию Католической церкви, объявили ее таинства недействительными и провозгласили свое движение "истинной Церковью".

На протяжении всего Средневековья теологическая мысль вальденсов претерпевала значительные изменения. В 1207 г. значительное число вальденсов после прений с клириками вернулось в лоно Католической церкви. Им было разрешено сохранить некрые черты своего прежнего религиозного уклада, и они стали именоваться " католическими бедняками". В то же время в братстве вальденсов стали возникать разногласия по вопросам вероучения. Как бы то ни было, основные принципы учения вальденсов и требования, крые они предъявляли к членам своего братства, можно выяснить на основе документов той эпохи.

Вальдо полагал, что его последователи должны, как и он, оставить всякую мирскую деятельность и, взяв за пример апостолов, целиком посвятить себя проповеди евангельского учения. Поэтому он требовал, чтобы лидеры движения ("перфекты") не работали, но жили исключительно подаянием. Настаивая на безбрачии, Вальдо полагал, что, вопервых, руководствуется повелением ап. Павла и, вовторых, что он облегчает задачу проповедников.

Вальденсы верили в божественную природу Иисуса и в спасение через Христа. Они пытались ввести в практическую жизнь братства принцип, согласно к-ром у все истинно верующие имеют право проповедовать и распространять учение вальденсов, а также совершать таинства. Они совершали евхаристию, хотя только один раз в год (в Чистый четверг). К-ром е того, они совершали обряд крещения, крый во многих чертах совпадал с крещением у катаров. Изучение НЗ привело вальденсов к убеждению в том, что католическое учение о чистилище  не более чем миф. Из этого они еделали вывод о том, что молитвы за мертвых и индульгенции не имеют никакого смысла. Они осуждали клятвы, лжесвидетельство и смертный приговор.

Вальденсы во многом близки к катарам. И те и другие отвергали учение Католической церкви, выступали за свободу проповеди евангельского учения, прославляли бедность, воздерживались от принесения клятв и отказывались от воинской повинности. Однако при этом они не были дуалистами. Они не отвергали учение о творении и упорно полемизировали с катарами по этому вопросу. Тем не менее изза ряда общих черт (напр., разделение на "перфектов" и "верующих") вальденсов и катаров часто смешивали.

Несмотря на преследования со стороны воинствующего средневекового папства, воплощенного в фигуре Иннокентия III (11981216), движение вальденсов не было окончательно подавлено, вальденсы выжили и способствовали созданию той духовной атмосферы, в крой началось движение Реформации. Впоследствии некрые элементы учения вальденсов стали частью протестантскойтрадиции.

С.Т. Marshall (пер. В. Р.) Библиография: Bernard of Gui, Manuel de Tinquisiteur; E. Comba, History of the Waldenses of Italy, 2 vols.; E. Montet, Histoire litteraire des Vaudois du Piemont; W.L.Wakefield, Heresy, Crusade and Inquisition in Southern France; G. Tourn, The Waldensians.

См. также: Катары.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме Вальденсы — 0

Найдено научныех статей по теме Вальденсы — 0

Найдено книг по теме Вальденсы — 0

Найдено презентаций по теме Вальденсы — 0

Найдено рефератов по теме Вальденсы — 0