ВАКХ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ВАКХ
В греческой традиции одно из имен Диониса.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

ВАКХ
Греч.) Экзотерически и поверхностно - бог вина и урожая
винограда, распущенности и веселья; но эзотерически смысл этого
олицетворения более глубокий и философский. Он - Озирис Египта, и
его жизнь и значение относятся к той же группе, что и другие
солнечные божества, все "Грех-несущие", убитые и воскресшие,
напр., Дионис или Атис Фригии (Адонис или сирийский Таммуз),
Аусоний, Балдур (см.) и т.д. Всех их предавали смерти, оплакивали
и возвращали к жизни. Весселья в честь Атиса происходили в Иларии
на "языческую" пасху, 15-го марта. Аусоний, форма Вакха, был
убиваем "во время весеннего равноденствия, 21-марта, и воскресал
через три дня". Таммуз, двойник Адониса и Атиса, оплакивался
женщинами в "роще", названной его именем, "за Вифлеемом, где
плакал младенец Иисус", говорит Св. Иероним. Вакх умерщвлен, и
его мать собирает части его расчлененного тела, так же как Изида
собирает части Озириса, и так далее. Дионис Якх, растерзанный
Титанами, Озирис, Кришна - все сходили в Гадес и снова
возвращались. Астрономически все они представляют Солнце;
психически - являются символами вечно воскресающей "Души" (Эго в
своей реинкарнации); духовно - все они суть невинные козлы
отпущения, искупающие грехи смертных, их собственных земных
оболочек, а на самом деле - опоэтизированный образ божественного
человека, формы из праха, одушевленной ее богом.

Источник: Теософский словарь

Вакх
Вакх или Бахус – называемый греками Дионисом, а римлянами Либером, был первоначально фракийский или фригийский бог, культ которого был греками перенят очень рано. Вследствие распространенного в Греции виноделия этот культ укоренился прочно, особенно между сельским населением. По предположению некоторых исследователей, Вакх – бог греческий, в мифы о котором и в обряды почитания вкрались с течением времени чужеземные элементы, преимущественно фригийской и фракийской религии. Это бог небесной и земной влаги и обуславливаемой ею и солнечным теплом живой силы природы, а также – бог вина и его возбуждающего действия на человека. Большинство народных празднеств, посвященных ему, непосредственно связаны с занятиями по виноделию и виноградарству.
Так, например, потребление нового, свежего вина после окончания сбора винограда и его выжимки, сопровождалось в Аттике особым празднеством – Дионисиями; начало разливки уже выбродившего вина имело в Афинах свое празднество – Антестерия, праздник цветов.
Все мифы и рассказы о том, как Вакх посещал Энея в Этолии и Икара в Аттике, подарил им винную лозу и научил виноделию, странствовал, в сопровождении сатиров, силенов, менад и вакханок, по всем странам, занимающимся виноделием, – все это вытекает из значения Вакха, как бога вина и веселья. Сказания эти приобрели особое распространение после завоевания всего Востока Александром Македонским, когда культ В. был перенесен даже в Индию.
Дионис был сын бога небес и грозовой тучи или, иначе, сын богини земли, оплодотворенной небесным богом под видом ливня. Это поэтически переделанное сказание делает его, затем, сыном дочери фиванского царя, Семелы, и Зевса, причем рассказывается следующее: Семела, по совету ревнивой Геры, пожелала увидеть Зевса во всем его царственном и божественном блеске, но когда тот явился окруженный молниями и громом, она упала замертво. Зевс вынул тогда из чрева матери недоношенное еще дитя, Диониса, заключил его в своем бедре, и родившееся вторично после некоторого времени дитя отдал на воспитание нимфам. По другому сказанию, Вакх считается сыном Зевса и Деметры или Персефоны, в услужении у которой он появляется в Элевзисе (в мистериях). Орфийцы называют Диониса Загреем и рассказывают, что он, умерщвленный и разорванный на части титанами, ожил снова после того, как Зевс проглотил его сердце или, по другой версии, отдал его Семеле. Это сказание о страдании и смерти бога, а затем о его воскресении, связано непосредственно с расцветом и увяданием природы во время годичного цикла времени. Ночные празднества в честь Вакха совершались во многих местах Греции. На Кифероне, по преданию, фиванский король Пенфей, в наказание за преследование бога, был растерзан женщинами, впавшими в вакхическое неистовство, и между прочим, собственной матерью, принявшей его за какое-то животное. Это и подобные ему сказания объясняются тем, что действительно некоторые женщины, в исступлении и экстазе (менады неистовствующие), разрывали в жертву богу живых животных, преимущественно молодых козлят, а в некоторых местностях в старое время приносились Дионису даже человеческие жертвы, как на это указывает отчасти и прозвище бога – Оместес (поедающий сырое мясо). Чуждое греческой натуре, неистовое чествование Вакха подверглось в Греции полному преобразованию. Оно вскоре получило художественный оттенок и слилось отчасти с культом Аполлона, а фанатические фригийские обряды, в которых немаловажную роль играл фаллос, воспеваемый как символ производительной силы природы, исчезли, приняв постепенно форму комедий. Другая форма драматической поэзии, трагедия, образовалась из так называемых дифирамбов – хоровых песен, в которых мужчины, переодетые сатирами, воспевали деяния и страдания бога. В Наксосе, где, по преданию, Дионис встретил покинутую Тезеем Ариадну и сделал ее своей женой, празднование Вакха состояло из двух частей: в первой оплакивалось плачевное положение забытой Ариадны, а вторая выражала шумную радость по поводу счастливой развязки.
В Риме культ Вакха – или, как его прежде называли, Либера, отождествленного со староитальянским Liber-Pater, – был заимствован от южно-италийских греков, вместе с культом Деметры и Персефоны (Цереры). В 496 году до Р. X. был построен общий храм для всех трех божеств и установлен ежегодный праздник в марте месяце – Либералия. Только много позже введено греческое мистическое служение Вакху, которое здесь приняло вскоре характер крайней распущенности и безнравственности (см. Вакханалии). Произведения искусства более ранние представляют Вакха в виде мужчины уже в зрелом возрасте, величественной осанки, с длинными волосами и бородой, в длинной одежде, с повязкой на голове и чашей или кистью винограда в руке. Более позднее искусство изображало В. юношей, мягкого, нежного телосложения, совсем нагого или прикрытого оленьей шкурой (небрис) и в охотничьих котурнах. На голове у него повязка и венок, в руке тирс.
См. также Дионис.
Ср. Müller, «Denkmäler der alten Kunst» (2 т., Геттинген, 1860); Konze, «Heroen und Göttergestalten der griech. Kunst» (Вена, 1874).

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Похожие термины:

  • Дионис, Бахус, Вакх

    в греческой мифологии бог растительности, виноградарства, земледелия и виноделия. В Грецию этот миф проник из фракийской области. Приживался с трудом, распространился поздно. В VII- VIII вв. до н. э. его
  • ВАКХ, Бахус

    греч. Bakchos - шумный) — в др.-греч. мифологии одно из имен бога Диониса. В Др. Риме почитался как бог виноделия, вина и веселья. Распространению культа В. в Италии способствовало развитие виноградарств