ВАЙЮВАККАРО Микеланджело

ВАК

Найдено 2 определения термина ВАК

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ВАК

Санскр.) Назвать Вак просто "речью" будет неполным

определением. Вак есть мистическое олицетворение речи, и женский

Логос, будучи едина с Брамой, создавшим ее из половины своего

тела, которое он разделил на две части; она также едина с Вирадж

(называемым "женским" Вирадж), который был создан в ней Брамой. В

одном смысле Вак есть "речь", с помощью которой человеку было

преподано знание; в другом - "мистическая, сокровенная речь",

которая нисходит на первых Риши, и входит в них, как "языки

пламени", по преданию, "вошли в апостолов". Ибо ее называют

"женским творцом", "матерью Вед", и т.д., и т.д. Эзотерически она

есть субъективная Творящая Сила, которая, эманируя из Творящего

Божества (субъективной Вселенной, ее "отсутствия", или

мыслеосновы), становится проявленным "миром речи", т.е.

конкретным выражением мыслеосновы, отсюда - "Слово" или Логос.

Вак есть "мужской и женский" Адам первой главы "Бытия", и потому

мудрецы называют ее "Вак-Вирадж". (См. "Атхарва Веда".) Она есть

также "небесная Сарасвати, созданная с небес", "голос,

извлеченный из немого Брама" ("Махабхарата"); богиня мудрости и

красноречия. Ее называют Шата-рупа, богиня ста форм.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теософский словарь.Перевод с английского А.П. Хейдок. (репринт 1988 г.)

ВАК


        (Ветер) — древнее божество ветра, чье имя восходит к индо-иранской (ср. авест. Вайу), а образ, совмещающий в себе живительно-целительную и разрушительно-губительную функцию, — возможно, и к индоевропейской эпохе. В Ведах В. фигурирует наряду с другим (иногда тождественным ему, иногда отличным от него) богом ветра Ватой (ср. авест. Вата), причем В. более антропоморфен, а Вата, как и в иранской мифологии, представляет стихию ветра. В. иногда выступает колесничим Индры (Вата — Парджанъи). Обычно В. предстает в облике прекрасного юноши, мчащегося на колеснице, запряженной красными конями. Его гл. свойство — стремительность, он — "быстрейший из богов", первым прибывающий на место жертвоприношения. Вата, в отличие от В., — невидим, не имеет облика, гл. его характеристика — сокрушающая сила удара, натиска. К нему обращаются с просьбой погубить врагов, но он же выступает целителем; в его доме хранится сокровище бессмертия. В индуизме образ Ваты поглощен образом В. Амбивалентность фигуры самого В., восходящая к глубокой архаике (ср. аналогич. представления о ветре у греков, славян и др. индоевроп. народов) и, по-видимому, приглушенная в Ведах, раскрывается в раннеиндуистских текстах эпоса: В. — дыхание (прана) вселенной и всех живых существ, но он может покинуть их, вызвав всеобщую гибель ("Рам". VII. 35); в "Махабхарате" природным ветрам, соотносимым с пранами в человеч. теле, противопоставляется "сокрушающий дыхание всех живых существ" ветер смерти. В. выступает и божеством космич., всеобщей эсхатологии ("ветер конца юги"). В. играет немаловажную роль в мифологии, "фоне" индийского эпоса (отец Бхимы, Ханумала), но с развитием индуизма значение его падает: в пуранах оно сводится к тому, что В. выступает одним из локапал — хранителем северо-запада.
Я. Васильков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Найдено схем по теме ВАК — 0

Найдено научныех статей по теме ВАК — 0

Найдено книг по теме ВАК — 0

Найдено презентаций по теме ВАК — 0

Найдено рефератов по теме ВАК — 0