ВАК

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ВАК
Санскр.) Назвать Вак просто "речью" будет неполным
определением. Вак есть мистическое олицетворение речи, и женский
Логос, будучи едина с Брамой, создавшим ее из половины своего
тела, которое он разделил на две части; она также едина с Вирадж
(называемым "женским" Вирадж), который был создан в ней Брамой. В
одном смысле Вак есть "речь", с помощью которой человеку было
преподано знание; в другом - "мистическая, сокровенная речь",
которая нисходит на первых Риши, и входит в них, как "языки
пламени", по преданию, "вошли в апостолов". Ибо ее называют
"женским творцом", "матерью Вед", и т.д., и т.д. Эзотерически она
есть субъективная Творящая Сила, которая, эманируя из Творящего
Божества (субъективной Вселенной, ее "отсутствия", или
мыслеосновы), становится проявленным "миром речи", т.е.
конкретным выражением мыслеосновы, отсюда - "Слово" или Логос.
Вак есть "мужской и женский" Адам первой главы "Бытия", и потому
мудрецы называют ее "Вак-Вирадж". (См. "Атхарва Веда".) Она есть
также "небесная Сарасвати, созданная с небес", "голос,
извлеченный из немого Брама" ("Махабхарата"); богиня мудрости и
красноречия. Ее называют Шата-рупа, богиня ста форм.

Источник: Теософский словарь

ВАК

        (Ветер) — древнее божество ветра, чье имя восходит к индо-иранской (ср. авест. Вайу), а образ, совмещающий в себе живительно-целительную и разрушительно-губительную функцию, — возможно, и к индоевропейской эпохе. В Ведах В. фигурирует наряду с другим (иногда тождественным ему, иногда отличным от него) богом ветра Ватой (ср. авест. Вата), причем В. более антропоморфен, а Вата, как и в иранской мифологии, представляет стихию ветра. В. иногда выступает колесничим Индры (Вата — Парджанъи). Обычно В. предстает в облике прекрасного юноши, мчащегося на колеснице, запряженной красными конями. Его гл. свойство — стремительность, он — "быстрейший из богов", первым прибывающий на место жертвоприношения. Вата, в отличие от В., — невидим, не имеет облика, гл. его характеристика — сокрушающая сила удара, натиска. К нему обращаются с просьбой погубить врагов, но он же выступает целителем; в его доме хранится сокровище бессмертия. В индуизме образ Ваты поглощен образом В. Амбивалентность фигуры самого В., восходящая к глубокой архаике (ср. аналогич. представления о ветре у греков, славян и др. индоевроп. народов) и, по-видимому, приглушенная в Ведах, раскрывается в раннеиндуистских текстах эпоса: В. — дыхание (прана) вселенной и всех живых существ, но он может покинуть их, вызвав всеобщую гибель ("Рам". VII. 35); в "Махабхарате" природным ветрам, соотносимым с пранами в человеч. теле, противопоставляется "сокрушающий дыхание всех живых существ" ветер смерти. В. выступает и божеством космич., всеобщей эсхатологии ("ветер конца юги"). В. играет немаловажную роль в мифологии, "фоне" индийского эпоса (отец Бхимы, Ханумала), но с развитием индуизма значение его падает: в пуранах оно сводится к тому, что В. выступает одним из локапал — хранителем северо-запада.
Я. Васильков

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь