ВАЙШВАДЭВАВАЙШЕШИКА-СУТРЫ

ВАЙШЕШИКА

Найдено 7 определений термина ВАЙШЕШИКА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВАЙШЕШИКА

древнеиндийская философская школа, признающая авторитет Вед. Основателем считается Канада. Близка к учению ньяя, с которой позже образовала единую школу. Важная сторона учения - атомистическая теория: все физические объекты состоят из четырех видов атомов. Атомы - несотворимые и вечные элементы, предельно малые. Мир создан из атомов, но движущей силой является закон кармы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тематический философский словарь

ВАЙШЕШИКА

Санскр.) Одна из шести Даршан или школ философии,

основанная Канадой. Ее называют Атомистической Школой, так как

она учит существованию вселенной атомов преходящего характера,

бесконечному числу душ и определенному числу материальных

принципов, посредством соотношения и взаимодействия которых

происходят периодические космические изменения, без какой-либо

направляющей Силы, за исключением своего рода механического

закона, присущего атомам; сугубо материалистическая школа.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теософский словарь.Перевод с английского А.П. Хейдок. (репринт 1988 г.)

ВАЙШЕШИКА

санскр. “вишеша” — особенность) — система древнеинд. философии. Первое ее систематическое изложение (Вайшешика-сутра) дано Канадой (6—5 вв. до н. э.). Значительное развитие В. получила в труде Прашастапады (4 в.) “Падартха-дхармасанграха”. В системе В. сильны материалистические тенденции. В. устанавливает семь категорий для всего существующего: субстанцию, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. Первые три категории существуют реально. Следующие три логические категории — продукты деятельности ума. Важную роль для познания играет категория “особенность” (давшая имя учению—В.), т. к. в ней отражается реальное разнообразие субстанций. Мир состоит из субстанций, обладающих качеством и действием. В. указывает девять субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Атомы первых четырех субстанций образуют все материальные объекты. Атомы вечны, неделимы, невидимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все протяженные тела. Соединением атомов управляет мировая душа. Вследствие постоянного движения атомов мир, существующий во времени, пространстве и эфире, периодически создается и разрушается. Атомы разделяются по качеству на четыре рода, в зависимости от происхождения, и вызывают четыре вида ощущений: осязание, вкус, зрение, обоняние. Гносеология В., близкая к теории познания ньяя, указывает на четыре рода истинного и четыре рода ложного познания. Истину дают восприятие, вывод, память и интуиция.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВАЙШЕШИКА


        (от "вишеша", т. е. философия различий) — одна из ортодоксальных даршан, близко связанная с нъяей. В лит-ре школы древние "Вайшешика-сутры" имеют меньшее значение сравнительно с трудом Прашастапады (IV—V вв.) "Падартхадхармасанграха", т. е. "Компендиум атрибутов, свойственных обозначаемым словами предметам". В стиле мышления школы — тщательное выведение всех значимых следствий из сформулированных основоположений, последовательная системность, ведущая к почти полной замкнутости и завершенности, исчерпанности проблематики. Осн. задача вайшешики — формулирование реалистич. онтологии, опирающейся (в отличие от санкхьи) на повседневный опыт и исходящей из принципа дискретности, отсутствия непрерывного изменения. Реальное сущее у Прашастапады — шести видов: субстанции (вещности), их качества, движения, общее, особенное и внутренняя присущность. Последнее есть отношение таких двух реальностей, к-рые вне этого отношения не существуют: напр., целое и части, вещь и ее свойство и пр. Однако эта присущность есть самостоят, реальность, а не только наше понятие. Вещностей девять: четыре материальные первостихии (земля, вода, огонь, воздух/ветер), эфир (акаша), место и ориентация, время, самость (Amман), познавательный коммутатор (манас). Перечисляются 24 кач-ва, в числе к-рых материальные (цвет, запах и пр.) и духовные (познание, добродетель и пр.). Исчислены все возможные соотношения качеств и вещей, которым они присущи. Общее и присущность не только познаются логически, умозаключением, но и бывают объектом прямого восприятия. После Прашастапады добавлено седьмое реально сущее: отсутствие в четырех вариантах: отсутствие вещи до ее появления и после ее разрушения, бытийный коррелят нетождества разных вещей и отсутствие вещи в некоем месте. Интересна феноменологич. теория познавательных актов. Истинное познание есть: 1) восприятие, 2) вывод на основании признака, 3) память и 4) провидческая интуиция; неверное познание есть:
        1) сомнение,
        2) ошибка,
        3) внутренний вопрос: "это что такое?" и
        4) сновидение.
        Детально разработана атомистич. теория материи. Йога и паранормальные способности школу не занимают. Помимо Прашастапады, значение имеют 4 комментария к его труду. В В. впервые в ортодоксальных даршанах введена последовательная теория силлогизма и признаков верного умозаключения, близко напоминающая буддийскую логическую теорию.
А. Парибок

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ВАЙШЕШИКА

санскр., от вишеша - различие, особенность), др.-инд. филос. школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к нъяе, с к-рой образовала позднее единую школу; по происхождению отражает, видимо, более ранний этап, чем ньяя. Основателем В. считается Канада (он же Улука), его соч. «Вайшешикасутра» - первое систематич. изложение теории В. Др. важные источники: «Падартхадхармасанграха» Прашастапады, труды Удаяны, Шридхары, Валлабхачарьи и др. Согласно В., существует семь видов реальности, выступающих как объекты познания. Из них шесть положительны - субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и одна отрицательна - небытие (абхава - см. Бхава). Субстанция, представляющая собой субстрат качества и действий, но отличная от них, выступает в девяти формах, пять из к-рых (земля, вода, огонь, воздух, эфиракаша) являются физич. элементами, воспринимаемыми органами чувств, а четыре других неощутимы (как и акаша, к-рая, однако, является субстратом звука), едины, вечны и всепроникающи [пространство, время, душа как субстрат сознания и ум (манас), предназначенный для восприятия индивидуальной души и трактуемый как внутр. чувство]. Субстанция несет в себе качество, к-рое не существует вне нее и не проявляет к.-л. активности; оно определяет природу вещей (В. выделяет 24 качества). Действие понимается В. как физич. движение пяти видов - вверх (поднятие), вниз (опускание), внутрь (сжатие), вовне (расширение), с места на место (хождение, перемещение). Нек-рые действия не воспринимаются (напр., умаманаса). Всеобщность представляет собой вечную сущность, общую всем элементам данного класса (напр., «коровность» - то, что обще всем коровам и существует независимо от рождения или смерти любой из коров). Противоположна всеобщности

категория особенности (вишеша, отсюда назв. школы), индивидуализирующая вечные сущности мира, дифференцирующая их. Под присущностью (или нераздельностью) В. понимала нерасторжимую и постоянную связь (целое и его части, качество или действие и субстанция, общее и особенное).

Наиболее выдающейся частью учения В. является атомистич. теория, объясняющая ту часть Вселенной, к-рая состоит из физич. элементов и подвержена возникновению и разрушению. Все составные физич. объекты состоят из четырех видов атомов, соединяющихся в двойки, тройки и иные типы организации. Сами атомы понимаются как несотворенные и вечные элементы, указывающие предел членения материального объекта. Мир создан из атомов, по движущей силой является бог, действующий в соответствии с законом кармы. В системе В. была детально разработана теория создания и разрушения Вселенной (мировой цикл).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ВАЙШЕШИКА

от санскр. вишеша – особенный, отличный) – одна из систем др.-инд. философии. Первым систематич. изложением философии В. является Вайшешика-сутра, к-рая приписывается Канаде. Окончат. редакция сутр относится ко времени не позднее 1 в. н.э. Второй по времени работой, представляющей собой комментарий Вайшешика-сутры, является "Падартха-дхарма-санграха" Прашастапады, на к-рую, в свою очередь, имеются комментарии более позднего времени – "Вьйомавати" Вьйомашекхары, "Ньяякандали" Шридхары, "Киранавали" Удаяны и "Лилавати" Шриватсы. Кроме комментариев Прашастапады, имеются др. работы, комментирующие сутры Канады, напр. соч. Джаянараяны "Виврити" (17 в.). Из всех систем инд. философии В. была наиболее тесно связана с естеств.-науч. представлениями древних индийцев. Космологич. теория В. являлась дальнейшей разработкой обычного в инд. философии понимания мира, как составленного из физич. элементов – земли, воды, света, воздуха; ее атомистич. теория была дальнейшим развитием материалистич. теории о том, что все явления и предметы действительности, включая ум и сознание, являются продуктами материальных первичных атомов. Их учение об атомах основывается на теории бесконечно малых, развитой математикой Древней Индии. По учению В., все существующее включается в 6 категорий: субстанцию, качество, действие, общее, особенное и присущее. Комментаторы сутр добавили 7-ю категорию – отрицание, или небытие. Осн. категорией в системе В. является субстанция, к-рая выражает сущность вещи. Субстанции обладают качествами, определяющими свойства и характер вещи. Канада насчитывает 17, а Прашастапада – 24 качества субстанций. Субстанции обладают действиями. В противоположность качеству, являющемуся постоянным свойством субстанции, действие – преходящее свойство субстанции, и составляет ее динамич. характеристику. Субстанции, качества и действия существуют в зависимости друг от друга и связаны определ. отношениями, к-рые выражены такими категориями, как общее, особенное и присущее. Эти категории существуют реально и объективно. Субстанции, обладающие качествами и действиями, или движениями, составляют объективный мир. Сутры насчитывают 9 субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум; первые 4 из этих субстанций являются материальными атомистич. и производящими субстанциями. Сочетание атомов этих субстанций и образует физич. мир. Атом (ану – от санскр. ан – дышать, звучать, означает отдельный, особый, индивидуальный, тонкий, мельчайший) в учении В. – вечная, неизменная, протяженная, материальная частица, являющаяся пределом деления материальных тел. Атом неделим, имеет сферич. форму, не изменяется во времени, не может быть ни создан, ни разрушен. Соответственно 4 материальным субстанциям имеется 4 рода атомов, различающихся качествами. Атомы земли имеют запах, цвет, вкус, осязаемость, тяжесть; атомы воздуха – осязаемость, атомы воды – цвет, вкус, осязаемость, тяжесть, и атомы света – цвет и осязаемость. Атомы по своей природе пассивны и их движение зависит от внешнего толчка. Объяснение первонач. движения атомов у Канады носит спиритуалистич. характер. Первичное движение атомы получают от невидимой силы – адришты. Получившие движение атомы соединяются друг с другом. Обязат. условием и средством соединения атомов является эфир. Первичное соединение двух атомов образует диаду, в свою очередь, диады, вступая в соединения между собой, образуют более сложное соединение – триаду, состоящую из трех диад. Чувственно воспринимаемый мир существует и взаимодействует во времени, пространстве и эфире и управляется особым всеобщим моральным законом (дхарма), управляющим порядком Вселенной и обусловливающим правильное поведение человека в жизни. Выполнение этих правил позволяет человеку добиться высокого места в жизни. Но это место непостоянно, т.к. даже мировая душа – Брахма не обладает постоянным наслаждением. Следовательно, и для человека не может быть постоянного спокойствия. Человек должен непрерывно совершенствоваться, стремясь достичь истинного знания. Материальный мир не вечен, он создается и разрушается. Процесс мирового созидания и разрушения, т.е. соединение и разъединение атомов, происходит по определ., вечно повторяющимся циклам. Соединением атомов управляет мировая душа – Брахма, специально созданная богом. Но бог не является создателем Вселенной, он только управляет ею. В сутрах Канады бог вообще не упоминается. Согласно Прашастападе, процесс создания и разрушения Вселенной не имеет ни начала, ни конца. По желанию верховного правителя или бога индивидуальные души, существующие в мировом эфире наравне с атомами и обладающие принципом адришты, приводят в движение атомы воздуха. Атомы воздуха, соединяясь в диады и триады, порождают физич. вещество – воздух. Подобным же образом образуются вода, земля, свет. Затем из атомов земли и света создается яйцо, в к-ром бог создает Брахма и Вселенную. Дальнейшее создание вещей физич. мира и живых существ вплоть до богов производится Брахмой из сочетаний атомов земли, воды, света и воздуха. При этом вечные субстанции, такие, как время, пространство, эфир, атомы, не могут быть созданы, т.к. они существуют вечно. Созданная т.о. Вселенная является одним из бесчисл. миров. По прошествии ста лет, по исчислению Брахма, он покидает свое тело и у Махешвары (верховного властителя) появляется желание вновь пересоздать все созданное. С появлением этого желания прекращается действие адришты всех душ. Наступает распад материальных тел до первичных атомов, к-рые снова остаются покоящимися и изолированными до следующего созидания. Теория познания В. во многом сходна с теорией познания ньяя. Предметом познания, по учению В., является объективно существующий мир. Имеется 4 рода действит., т.е. истинного, познания: восприятие, вывод, память и интуитивное познание. При помощи восприятия познаются сложные субстанции (земля, вода, воздух и свет), качества, действия и физич. мир или общность. Вечные невоспринимаемые субстанции – эфир, пространство, время, ум, душа, а также атомы и диады, познаются посредством логич. вывода. Имеется также 4 рода недействит., т.е. ложного, познания: сомнение, недоразумение, неопредел. знание и сновидение. Существенно отличаясь от др.-греч. атомистики, система В. является оригинальным филос. атомистич. учением. Лит.: Мюллер ?., Шесть систем индийской философии, пер. с англ., М., 1901; ?адхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1–2, М., 1956–57; Чаттерджи С. и Датта Д., Древняя индийская философия, пер. с англ., М., 1954; The Vaice?ika aphorisms of Kan?da, transi. by ?. ?. Gough, Benares – L., 1873; Keith А. В., Indian logic and atomism; an exposition of the Ny?ya and Vai?e?ika systems, Oxf., 1921; Ui H., The Vai?e?ika philosophy according to the Da?apad?rtha-??stra. Chinese text with introd., transl., and notes by H. Ui, ed. by E. W. Thomas, L., 1917; Faddegon В., The Vai?e? ika-system, described with the help of the oldest texts, Amst, 1918; Mabilleau L., Histoire de la philosophie atomistique, P., 1895; Colebrooke H. T, Essays on the religion and philosophy of the Hindus, new ed., L. -Edinb., 1858; Deussen P., Allgemeine Geschichte der Philosophie mit besonderer Ber?cksichtigung der Religionen, Bd 1, Abt. 1-3, 3-4 Aufl, Lpz., 1919-20; Stcherbatsko? Th., Buddhist logic, v. 1, Leningrad, 1932; Mishra U., Conception of matter according to Ny?ya-Vai?e?ika, Allahabad, 1936; Сhatterji J. Ch., The Hindu realism being an introduction to the metaphysics of the Ny?ya-Vai?e?ika system of philosophy, Allahabad, 1912; The Vai?e?ika s? tras of Kan?da with the commentary of camkara Mi?ra, transl. by Nanda Lal Sinha, Allahabad, 1910-11. E. Гостеева. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ВАЙШЕШИКА

санскр. vaisesika, от visesa—особенное, отличное) — школа индийской философии, признающая авторитет Вед, но развивающая свои доктрины на независимых основаниях. В индийской мысли вайшешика известна своим учением об атомах и системой категорий (падартха).

В истоках традиции вайшешики лежат «Вайшешика-сутры» (ок. 1 в. н. э.), приписываемые легендарному мудрецу по прозвищу Канада («поедатель зерен/атомов»), за которым следовал ряд комментариев и трактатов. Одно из ранних сочинений «Дашападартхашастра» («Наука десяти категорий») Чандрамати (ок. 5 в.), содержащее оригинальную версию вайшешики, основанную на признании десяти категорий, сохранилось в китайском переводе. Китайские источники сообщают также предание о существовании 18 школ вайшешики (вероятно, уже после кодификации сутр), Систематическое изложение, которое в дальнейшем стало считаться классической доктриной вайшешики, принадлежит Прашастападе (ок. 6 в.), автору «Падартха-дхармасанграхи» («Собрание характеристик категорий»). С самого раннего периода своего развития вайшешика была близка системе ньяя, с которой в дальнейшем образовала синкретическую школу ньяя-еайшешчка.

Все, что есть во вселенной, вайшешики «исчисляют» шестью категориями: субстанция (дравья), качество (гуна), движение (карма), общее (саманья), особенное (вишеша) и присущность (самавая). Позднее к ним добавляется и седьмая—небытие (абхава). Категории реально существуют, познаваемы и именуемы (вайшешика придерживалась принципа соответствия между языком и реальностью, и очень часто слова в ней служат знаками, из которых выводится существование вещей). В каждой из категорий (за исключением присущности) можно различить два уровня: первичный, или уровень причин, познаваемых разумом или особым йогическим прозрением, но не воспринимаемых органами чувств, и вторичный, или уровень следствий,—производный от них воспринимаемый мир. Все, что мы находим на 2-м уровне, объясняется в терминах конфигурации первопринципов, однако от этого воспринимаемый мир не становится, в представлении вайшешиков, менее реальным.

В рамках категории субстанции—видимая вселенная образуется комбинацией четырех типов вечных атомов (земли, воды, огня и ветра) и всепроникающих субстанций акаши, направления-места, времени, Аммана и манаса; в категории качества—качества сложных вещей—соединением качеств вечных субстанций; в категории движения, винимое движение—дискретными актами соединения и разъединения движущегося предмета с пространственными точками. В категориях саманья-вишеша («общееособенное») 1-й уровень конституируется, с одной стороны, универсалией бытия (сатта), воплощающей континуальность всего существующего на основе самого факта существования, с другой—«атомами различия» — «конечными различителями» (антья-вишеша), 2-й же представлен универсалиями «среднего звена», которые, согласно вайшешике, воспринимаются вместе с вещами, напр., «субстанциальностью», «земллностью», «горшечностью». Если остановиться на этих категориях, то все существование окажется разделенным на пять никак не связанных друг с другом модальностей. Однако на практике (а вайшешика стремилась не противоречить эмпирическому опыту) люди имеют дело не с субстратами, качествами и движениями, взятыми отдельно друг от друга, а с реальными вещами, целостностями. Чтобы объяснить, почему составляющие мироздания, принадлежащие разным модусам бытия, могут соединяться в единое целое в объектах опыта, вайшешика вводит категорию присущности (самавая), устанавливающую фундаментальную связь между субстанциями и качествами, субстанциями и движениями, вечными вещами и «конечными различителями», а также причиной и следствием, целым и его частями и т. д. В противовес буддийской концепции нереальности целого (см. Аваявчн), вайшешика с помощью присущности объясняет инаковость целого по отношению к сумме его частей. С этим связано и несколько других нововведений вайшешики. Утверждая, что ткань является иной вещью, чем нити, сторонники вайшешики вынуждены признать, что качества ткани также отличаются от качеств нити. Если, напр., нити—разных цветов, то цвет ткани будет не суммой этих цветов, а особой разновидностью цвета, читра («пестрый»). К концепции инаковости целого, а также к принципу, согласно которому все качественные изменения происходят на уровне причины, а не на уровне следствия, восходит «противоинтуитивная» (по выражению К. Поттера) доктрина вайшешики, утверждающая, что при обжиге горшка изменение цвета и др. качеств происходит не в самом горшке как целом (на чем настаивали сторонники ньяи), а в отдельных атомах, на которые он распадается во время обжига (пилупакавада). Еще одна «противоинтуитивная», но отвечающая принципам вайшешики теория заключается в том, что тело человека и животных состоит только из атомов земли. Согласно вайшешике, в отношение присущности могут вступать лишь атомы одного класса, а не гетерогенные атомы, напр. атомы земли или атомы воды и т. п. Целостность тела, по вайшешике, обязана только атомам земли, органы чувств, состоящие из атомов других стихий, связаны с ним лишь непрочным отношением механического контакта (самиога).

Для сторонников вайшешики объяснить какое бы то ни было явление означало найти составляющие его «атомы». Помимо атомов материальных стихий (см. Бхуты), в своем анализе разных процессов они выделяли «атомы» пространства (пространственные точки—прадеша), времени (моменты—кшана), движения—соединение и разъединение движущегося тела с точками пространства. Поскольку основной действующий орган психики—манас—тоже представляет собой атом, это накладывает отпечаток на всю психическую жизнь индивида, которая описывается вайшешиками как последовательность атомарных актов. Однако не следует думать, что атомизм вайшешики подобен буддийской теории абсолютно дискретных элементов—йхдрл». В противоположность дхармам атомы материальных стихий и манас вайшешики неизменны и самотождественны в пространстве и времени, которые, хоть и могут в практических целях делиться на точки и мгновения, в действительности представляют собой неизменные субстанции (см. Пространство в индийской философии, Время в индийской философии). Особенность онтологии вайшешики состоит не столько в плюрализме первичных субстанций (неисчислимые атомы, акаша, пространство, время и т. д.), сколько в их бесконечном разнообразии (вишеша—отсюда и название школы). Оно столь велико, что даже два атома одного класса не похожи друг на друга. Причина же столь фундаментального разнообразия отнюдь не в индивидуальной природе первопринципов, а в особых сущностях, которые вайшешики называют «конечными различителями». Точно так же и сходство вещей на 2-м уровне обязано чему-то иному, чем они сами. Здесь мы подходим к вайшешиковской концепции универсалий (саманья), которая в индивидуальных вещах определяет субстрат общих понятий. Так, напр., корова является коровой лишь потому, что в ней присутствует универсалия «коровности». Это фундаментальная установка вайшешики на поиск источника самодостаточности и целостности вещей и явлений вне их /самих (маханицизм) нашла отражение и в теории познания, которая требует верификации одного акта познания с помощью другого (паратах-праманья). В отличие от школ веданты, сознание в вайшешике является не сущностью Атмана, а лишь его временным (на период воплощения) атрибутом. Лишившись тела, Атман становится бессознательным. Концепция освобождения индивидуальных атманов от сансары (оно понималось исключительно как избавление от страданий) вайшешики напоминала буддийскую нирвану и вряд ли могла служить сколько-нибудь привлекательным религиозным идеалом (не случайно «освобожденный» Атман вайшешики ее оппоненты уподобляли куску камня). Вайшешика периода «Вайшешика-сутр» обходится без космогонии. Появление последней у Прашастапады ознаменовано введением Ишвары в роли божественного зодчего. Последующие авторы приложили много усилий для развития теистической доктрины вайшешики.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ВАЙШЕШИКА — 0

Найдено научныех статей по теме ВАЙШЕШИКА — 0

Найдено книг по теме ВАЙШЕШИКА — 0

Найдено презентаций по теме ВАЙШЕШИКА — 0

Найдено рефератов по теме ВАЙШЕШИКА — 0