ВАГНЕР Рихард

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Вагнер Рихард
(1813-1883) - немецкий композитор. Оперы Вагнера вызывали к жизни неоязыческие мифы. Вагнер был яростным антисемитом и защитником чистоты немецкой религии (Пол Лоуренс Роуз «Революционный антисемитизм « (Pole Lawrence Rose, Revolutionary Antisemitism, 1990)).

Источник: Новые религиозные движения.

Вагнер, Рихард
1813 - 1883) - великий немецкий композитор, реформатор оперной музыки. Его знаменитая тетралогия "Кольцо Нибелунга" ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид" и "Гибель богов") представляет собой опыт создания целостного художественного произведения (Gesammt-Kunstwerk), которое должно было, подобно античной трагедии, органически соединить в себе все отдельные отрасли искусства: поэзия представлена в нем драматическим текстом, музыка - пением и оркестром, скульптурный и пластический момент - игрой актеров, архитектура и живопись - театральными декорациями. Темы для своих музыкальных драм Вагнер брал большей частью из германского народного эпоса. Центр тяжести их музыкального содержания лежит в оркестре. Вагнером был впервые введен способ музыкальной характеристики действующих лиц, событий и душевных переживаний с помощью лейтмотивов. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ВАГНЕР (Wagner) Рихард
1813— 83) — нем. композитор, писатель, театральный деятель, мыслитель. Развивая наследие нем. романтизма, тяготевшего к взаимодействию иск-в, стремился к органическому слиянию в опере музыки, слова и театрального действия. В эстетике и худ. творчестве В. продолжил линию основоположника нем. романтической оперы К. М. Вебера, а также Гофмана. Присущие романтизму представления о жизненной значимости иск-ва, призванного существенно повлиять на жизнь людей и даже изменить мир, сочетаются у В. с социально-утопическими и анархическими идеями эпохи революции 1848 г. Отсюда резко выраженный антибуржуазный пафос его творчества: отрицание богатства, символизируемого золотом, в к-ром В. видел причину неравенства людей и всех бедствий мировой истории; идея освобождения — эмансипации-искупления мира от греха и лжи. Позднее на эстетические воззрения В. оказали влияние философский гуманизм Л. Фейербаха с его общечеловеческими мотивами и философия Шопенгауэра, у к-рого В. перенял не столько пессимистический настрой, сколько убежденность в мощи философского языка музыки. Во мн. благодаря этому худож. замыслы В. («Кольцо нибелунга», «Тристан и Изольда») приобретают характер небывалой и чрезмерной обобщенности. Соединяя музыку с языком мифа, В. выступает как своеобразный исследователь мифологии. Реформаторская деятельность В. при всей ее противоречивости оказала большое влияние на развитие оперного нск-ва. Осн. эстетические работы В.: «Искусство и революция» (1849), «Художественное произведение будущего» (1850), «Опера и драма» (1851), «Бетховен» (1870), «Религия и искусство» (1880) и др. содержат попытки обоснования «целостного искусства», подчиненные его философ-ско-худож. идеям.

Источник: Эстетика: Словарь

ВАГНЕР Рихард
Wagner), (22 мая 1813 – 13 февр. 1883) – нем. композитор-драматург и эстетик. В 30-х гг. учился в Лейпцигском ун-те. В 40-х гг. В. примкнул к революц. движению, участвовал в майском восстании 1849 в Дрездене. После поражения революции бежал в Швейцарию, где написал осн. теоретич. работы: "Искусство и революция" (1849, рус. пер. 1918), "Художественное произведение будущего" (1850, рус. пер. – "Русская музыкальная газета", 1897, No 13, 5–8, 1898, No 1, 3, 10), "Опера и драма" (1852, рус. пер. 1906) и др. В этих работах сказывается влияние философии и этики Фейербаха, отчасти анархизма Бакунина. Эстетические принципы изложены в основном труде В. "Опера и драма". Музыка – искусство правдивого выражения человеческих чувств; мелодия воспроизводит внутренний мир народа. Музыканты должны приблизиться к народной песне, к-рой свойственно единство мелодии и поэтического слова. Поэзия же достигает высшего совершенства в нар. мифах. Гармонич. синтез иск-в, достигнутый антич. Грецией, давно утерян. Власть капитала и христ. церкви, "страшная безнравственность социальных учреждений" – причины вырождения иск-ва оперы и драмы. Художеств. единство будет достигнуто лишь с падением гос-ва и заменой христианства новой религией человеч. любви. Идеальная опера будет питаться из нар. мифотворчества. Это будет иск-во будущего, к-рое поднимется "на плечах великого социального движения" и будет "принадлежать всем людям". Призвание художника – преодолеть посредством иск-ва существующую форму общения, заменить "эгоистическую" связь индивидов связью, основанной на непосредств. "чувственном" взаимопонимании и братстве свободных людей. В. полагал, что именно "произведение искусства будущего" и его творец – художник, сыграют гл. роль в утверждении нового обществ. порядка. При всем идеализме и утопичности эти работы В. сыграли положит. роль в его творчестве: "Тангейзер" раскрыл конфликт христианско-церк. морали и чувственной, земной, мирской природы человека. В "Лоэнгрине" воплощено, по словам самого В., "трагическое положение художника в современной жизни" ("К друзьям моим" – "Eine Mitteilung an meine Freunde", 1851). В "Мейстерзингерах" воспет идеал нар. иск-ва. В сер. 50-х гг. в мировоззрении В. наступил перелом. В. обратился к пессимистич. философии Шопенгауэра, позже – Ницше и Гобино, отрекся от революции и, вернувшись в Германию в 1861, перешел к защите великогерманских и религ. взглядов. В "Государстве и религии" ("?ber Staat und Religion", 1864) искусство провозглашается "сознательно-иллюзорной" областью, уводящей человека от реальности, в то время как в религиозных представлениях ему якобы открывается полная и чистая истина. В "Бетховене" (1870, рус. пер. 1911) В. объявляет творчество композитора ясновидением. В "Религии и искусстве" ("Religion und K?nst", 1880) он пытается доказать "бренность мира", "вырождение" человечества, осуждает материализм, а спасение видит в идеализме Шопенгауэра и "истинной" религиозности. В творчестве В. появляются реакционно-романтич. черты. "Кольцо Нибелунгов" проникнуто глубоким пессимизмом. В интерпретации нар. мифов В. отошел от историч. правды. Отсюда – суровая критика Вагнера Марксом и Энгельсом (см. Соч., т. 16, ч. 1, 1937, с. 22–23, прим.). Вместе с тем образ героя Зигфрида – освободителя людей от власти золота, сохранил черты антикапиталистического замысла 40-х гг. Ложные воззрения, сложившиеся у В. в последнее тридцатилетие его жизни, не раз были использованы реакц. силами для односторонне-тенденциозной интерпретации его творчества и для пропаганды герм. шовинизма. Лучшее в муз. и теоретич. наследии В. вошло в сокровищницу нем. и мировой культуры. Соч.: Gesammelte Schriften und Dichtungen, Bd 1–10, Lpz., 1871–83; 6 Aufl., Bd 1–16, Lpz., 1912–14; соч. в рус. пер. – Моя жизнь. Мемуары, т. 1–4, [СПБ], 1911–12; Избранные статьи, М., 1935. Лит.: Гачев Д., Вагнер и Фейербах, "Сов. музыка", 1934, No 7; Лиштанберже ?., Рихард Вагнер как поэт и мыслитель, М., 1905; Dinger ?., Richard Wagners geistige Entwicklung; L?ck R., Richard Wagner und L?dwig Feuerbach, Breslau, 1905; ?oos P., Richard Wagner als Estethiker, В., 1906; M?ller G. H., Richard Wagner in der Mai-Revolution 1849, Dresden, 1919; Frommel G., Der Geist der Antike bei R. Wagner, В., 1933. К. Розеншильд. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
1.32 мб

Рихард Вагнер и архитектура

Анисимов Александр Викторович
Wagner theatre in Bayreuth became the first attempt to create a theatrical building in cooperation with an architect and an art director.
Читать PDF
100.26 кб

Шарль Бодлер о музыке Рихарда Вагнера

Из кн.: Лаку-Лабарт Ф. Musica ficta (Фигуры Вагнера). СПб., 1999. 218 с. Автор реферата С.Г.
Читать PDF
235.02 кб

«Искусство и революция»: от Рихарда Вагнера до Дмитрия мережковского

Пчелина О. В.
Статья посвящена теме взаимосвязи культуры и революции, проанализирована специфика трактовки концепта «искусство и революция» представителей немецкой и отечественной мысли.
Читать PDF
211.77 кб

Мифопоэтика "Тангейзера" Рихарда Вагнера в интерпретации Шарля Бодлера

Бартош Наталья Юрьевна
Статья посвящена проблеме интерпретации Шарлем Бодлером музыкальной драмы Рихарда Вагнера «Тангейзер».
Читать PDF
50.77 кб

Некоторые вокальные трудности при исполнении произведений Рихарда Вагнера

Волощенко Анна Юрьевна
Автор статьи анализирует специфику вокальных партий в операх Р. Вагнера и раскрывает причины возникновения проблем при их разучивании и исполнении. Более детальное внимание уделяется партии Брунгильды из оперы «Зигфрид».
Читать PDF
162.56 кб

Метаморфозность лейтмотивной системы в «Кольце Нибелунга» Рихарда Вагнера

Кузнецова А.В., Кузнецов А.В.
В статье рассматривается история создания лейтмотивной системы в тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга», ее качества, воплощающие особенности мифологического повествования.
Читать PDF
157.19 кб

«Кузнец виланд» в творчестве Рихарда Вагнера: опыт филологического анализа

Баева Галина Андреевна
2013 год — юбилейный для Рихарда Вагнера. Статья посвящена анализу одной из малоизвестных оперных либретто Р. Вагнера «Кузнец Виланд» («Wieland der Schmied)», написанной на основе исландской саги.
Читать PDF
161.59 кб

Миф в стихотворной драме Серебряного века и философия музыкальной драмы Рихарда Вагнера

Власова Татьяна Олеговна
В статье рассматривается проблема освоения стихотворной драмой Серебряного века художественного и эстетического опыта Рихарда Вагнера.