ВАЧАСПАТИ МИШРА

Найдено 1 определение
ВАЧАСПАТИ МИШРА
санскр. Vacaspati Мига)-индийский философ-энциклопедист, написавший 8 сочинений в традициях всех классических брахманистских систем, за исключением вайшешики. Брахман из Северной Индии (Митхила, совр. Бихар), учился у одного из четверых «столпов ньяи»—Трилочаны. Вачаспати Мишра указал точную датировку одного из своих сочинений («Индекс ньяи». содержавший список аутентичных «Ньяя-сутр»), но неизвестно, по какой эре потому одни индологи относят его деятельность к 9 в., другие—к 10 в. Язык Вачаспати Мишры отличался классической точностью. В ньяее помимо индекса Вачаспати принадлежит также комментарий к субкомментарию Уддиотакары на «Ньяя-сутры»— «Ньяя-вартгика-татпарьятика», где он отражает нападки Дхармакирти и его последователей на Уддиотакару и подвергает критике буддийские теории восприятия, радикальное различение «ощущения» и «понятия», номиналистическое учение апоха-вады. Вачаспати Мишра формулирует концепцию внешнего критерия истины, которая не самодостоверна, но основывается на умозаключении, подтверждаемом, в свою очередь, успешной практикой. В веданте Вачаспати Мишра в комментарии «Бхамати» истолковал основной труд Шанкары «Брахма-сутра-бхашья». Различал два мировых незнания (авчдья): субъективное и всеобщее, «корневое» (мулявидья), но считал, в отличие от других течений адвайты, что его основой являются скорее индивидуальные души, чем Брахман. Вачаспати-мимансак написал комментарии к трактатам Мандана Мишры и собственный трактат «Таттва-бинду». В йоге ему принадлежал детальнейший комментарий к «Йога-сутра-бхашье» Вьясы — «Таттва-вайшаради». Вачаспати написал самый системный из комментариев к «Таттвакаумуди», уделив специальное внимание обоснованию возможности контакта духовного начала-Дудуши и менталитета-буддхч и сформулировав эпистемологическую доктрину классической санкхьи.

Источник: Новая философская энциклопедия