УТЕШЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

УТЕШЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ
соц.-психологич. модификация иллюзорно-компенсаторной функции религии, являющаяся порождением и отражением реального бессилия соц. низов в борьбе против тягот и несправедливостей эксплуатат. общества. У. р. строится на такой мировоззренч. и морально-этич. основе (идеи об относит. ценности земной жизни и абсолютной — загробного бессмертия; неуничтожимости зла на земле, человеч. бессилии и божьем всемогуществе и т. д.), с позиций к-рой причины страданий оказываются либо непреодолимыми, либо несущественными, а сами страдания — оправданными и даже желательными. Т. обр., эта ложная мировоззренч. и этич. ориентация религии вызывает у верующего человека чувства примирения с действительностью, успокоения, надежды. Подчеркивая реакц. роль У. р. в эксплуатат. об-ве, В. И. Ленин указывал: «Утешать раба есть занятие выгодное для рабовладельца, а настоящий сторонник рабов учит их возмущению, восстанию, свержению ига, а вовсе не «утешает» их» (т. 39, с. 140). Реакц. характер У. р. выражается в том, что оно воспитывает в человеке пассивное восприятие действительности, препятствует развитию в нем чувства собственного достоинства, веры в свои силы, отвлекает человека от решения реальных проблем.

Источник: Атеистический словарь

Утешение религиозное
одна из функций религии, осуществляющая иллюзорную компенсацию горя и утрат в человеческой жизни. Утешение является одним из средств, с помощью к-рых религия оказывает влияние на сознание верующих. У. р. связано с проповедью «греховности» человека, неизбежности страдания и надежды на милосердную любовь бога. Гл. в нем является обещание «вечного блаженства» на небе в награду за перенесенные на земле страдания. Особенно изощренная система У. р. существует в христианстве. Концепция У. р. в сочетании с проповедью терпения, покорности и непротивления в классовом об-ве служит оправданием социальной несправедливости и эксплуатации. Вместо борьбы с условиями, порождающими страдания, религия призывает терпеливо переносить тяготы жизни, воспитывая в людях пассивность, убивая активное отношение к миру, мешая человеку бороться за реальное счастье. Утешение сохраняет свой антигуманный характер и в условиях социалистического общества, предлагая людям вместо активной деятельности христ. принцип смирения. В противоположность этому марксизм призывает бороться с условиями, порождающими несчастья и страдания масс, за создание коммунистического общества, к-рое обеспечивает реальные возможности для счастья всех людей. Научный атеизм не отрицает необходимость утешения в случае неизбежных личных страданий, связанных, напр., со смертью близкого человека. Человеку нужно утешение, но утешение активное, гуманное, истинно человеческое и от человека исходящее — дружеское участие, поддержка, помощь в облегчении страдания. Это утешение основывается на подлинно человеческих, гуманных отношениях между людьми в соответствии с принципом морального кодекса строителя коммунизма «Человек человеку — друг, товарищ и брат».

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.