Усыновление

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [зарубежный] Время: [современное]

УСЫНОВЛЕНИЕ
Усыновление и удочерение было заметным явлением в культуре кельтов. Начиная с семилетнего возраста дети часто воспитывались в доме друида, вождя, ученого или монаха, чтобы получить подобающее воспитание и образование. Так, они изучали поэзию, музыку и литературу, а нередко и навыки военного дела.

Источник: Энциклопедия. Кельтская мифология.

Усыновление
(Adoption).
Хотя слово "усыновление" встречается в Св. Писании сравнительно редко, оно несет важную теологическую нагрузку, показывая, как Израиль и христиане могут стать сынами и наследниками Божьими в отличие от Христа единственного Сына Божьего по рождению.
В ВЗ. Слово "усыновление" в ВЗ не встречается; оно не предусмотрено в законе. Случаи действительного усыновления, упоминаемые в Библии, относятся не к израильской, а к другим культурам (Елиезер,  Быт 15:14; Моисей,  Исх 2:10; Генуват,  ЗЦар 11:20; Есф 2:7,15). У израильтян наилучшим решением в случае бесплодия считались полигамия и левират. Однако в древнееврейской литературе говорится об усыновлении (обычно  об усыновлении рабов; ср. Притч 17:2; 19:10; 29:21). Этот обычай, вероятно, позволял детям рабыни от господина наследовать его имущество (Быт 16:1; 21:1; 30:113). У других народов усыновление было распространено весьма широко; оно предусмотрено в законодательстве Вавилона (кодекс Хаммурапи, разд. 185186), Нузи и Угарита. Усыновленный раб нередко получал права наследника.
Израиль осознавал себя богоизбранным народом, "сыном Божьим" (Ос 11:1; Ис 1:2; Иер 3:19). В отличие от других ближневосточных народов Израиль не имел мифа, возводившего свое происхождение к богам,но евреи верили,что Бог усыновил их и избавил от рабства египетского. Об этом говорит и ап. Павел (Рим 9:4). Еврейские цари после Давида назывались "сынами" Божьими (2 Цар 7:14; 1 Пар 28:6; Пс 88:19). Например, в Пс 2:7 говорится: "Господь сказал Мне: Ты Сын Мой". Возможно, эта формула усыновления звучала при возведении на престол преемников царя Давида. Все эти идеи легли в основание н.з. символики усыновления.
В НЗ. В НЗ термин "усыновление" (huiothesia) принадлежит ап. Павлу и встречается только в Рим 8:15,23; 9:4; Гал 4:5; Еф 1:5. Апостолы Иоанн и Петр, описывая христиан как сынов Божьих, говорят о втором рождении. Ап. Павел же избрал юридический термин  возможно, потому, что был тесно связан с римским миром (другой его термин  "оправдание").
У греков и римлян усыновление было весьма распространено, по крайней мере среди высших классов. В отличие от восточных культур, где иногда усыновляли рабов, греки и римляне, как правило, усыновляли свободных граждан. Согласно римскому праву, усыновленные граждане фактически становились рабами своего приемного отца. Усыновление предоставляло права, но и накладывало определенные обязательства.
В своих размышлениях на эту тему ап. Павел соединяет несколько образов: Гал 4 открывает ся словами о законе, порабощающем наследников до назначенного срока (достижение совершеннолетия или смерть отца), затем в ст. 4 следует переход к образу усыновления: раб (но не юный наследник, как в ст. 13) становится сыном и наследником  через искупление. Бывший раб, получивший Св. Духа, теперь говорит словами сына: "Авва, Отче!"
В Еф 1:5 причиной усыновления названа Божья любовь. Верующие во Христа усыновляются, получая Св. Духа и залог наследия (Еф 1:1415), не по природе или по заслугам, но по Божьей воле, действующей через Христа. Усыновление  свободный дар, крый дается не по заслугам, а исключительно Божьей милостью.
В Рим, как и в Гал и Еф, усыновление связывается со Св. Духом. Сынами названы все " водимые Духом",  все, кто принял "Духаусыновления", но не "духа рабства" (Рим 8:1415). Тот же Св. Дух взывает в нас "Авва!" и указывает на реальность грядущего наследования.
Но усыновление принадлежит не только прошлому. О нем было заявлено в прошлом, и дар Св. Духа мог посылаться людям как воздаяние, но усыновление свершится в будущем, ибо включает искупление "тела нашего" (Рим 8:23). Усыновления чают в будущем, и оно присутствует в настоящем.
Итак, усыновление  это избавление от прошлого (подобное второму рождению и оправданию), новая жизнь в настоящем (жизнь, направляемая Св. Духом, освящение) и упование на будущее (спасение, воскресение). Оно раскрывает, как человек становится сыном (ср. Ин 1:12; 1 Ин 3:12) и наследником Божьим (ср. Кол 3:24).
P. Н. Davids (пер. А. К.) Библиография: J.I.Cook, "The Concept of Adoption in the Theology of Paul", in Saved by Hope, ed., J. I. Cook; F. Lyall, "Roman Low in the Writings of PaulAdoption", JBL 88:45866; L.H. Marshall, The Challenge of NT Ethics; W.v. Martitz and E. Schweizer, TDNT, VIII, 39799; W.H. Rossell, "New Testament Adoption  GraeeoRoman or Semitic?"JBL 71:23334; D.J. Theron, "Adoption in the Pauline Corpus", EvQ 28:614; J. van Setcrs, "The Problem of Childlessness in Near Eastern Law and the Patriarchs of Israel", JBL 87:4018.
См. также: Наследство.

Источник: Теологический энциклопедический словарь