Успенский, Г. И

Найдено 1 определение
Успенский, Г. И.
известный писатель-народник (род. в 1840 г.), самый крупный художник народничества. С 1860 г. Глеб Успенский начал сотрудничать в "Русском Слове", "Зрителе" и др. газетах. Литературная известность Успенского начинается с 1866 г., когда появились в "Современнике" его очерки "Нравы Растеряевой улицы", продолжение которых печаталось за границей в "Женевском Вестнике" (1867 г.). С 1868 г. он помещает свои произведения в "Отечественных Записках". Литературную деятельность Г. У. можно разделить на два периода. В первом (до 70-х годов) Успенский являлся преимущественно бытописателем мелкого городского люда: мастеровых, маленьких чиновников и т. п. "обывателей". Сюда же примыкают картинки из жизни провинциального и столичного "мыслящего пролетариата" с его идеальными стремлениями, надеждами и тяжелыми разочарованиями.
Во втором периоде своей литературной деятельности Успенский обращается к изображению крестьянского быта: предметом его очерков и рассказов являются теперь почти исключительно различные стороны деревенской жизни. Большое значение этих "народнических" писаний У. заключается в том, что в них ярко изображен процесс разложения деревни под влиянием развития денежного хозяйства.
Народническая беллетристика представляет собой целую полосу в развитии русской художественной литературы. Не всегда одинаково совершенные с художественной стороны, произведения беллетристов-народников представляют собой очень ценный документ эпохи.
"Произведения наших народников-беллетристов, - говорит Г. В. Плеханов в статье об Успенском, - надо изучать так же внимательно, как изучаются статистические исследования о русском народном хозяйстве или сочинения по обычному праву крестьян. Ни один общественный деятель, к какому бы направлению он ни принадлежал, не может сказать, что для него необязательно такое изучение".
В своей статье о "Глебе Успенском" ("Восточное Обозрение", # 88, 1902 г.) Л. Троцкий говорит:
"Общественная сфера художнических интересов Успенского крайне широка. Он начал с низов дореформенного города ("Нравы Растеряевой улицы"), дал широкую картину "разорения" старых форм жизни ("Разорение"), наметил "ищущие" и "жаждущие" типы разночинной интеллигенции ("Наблюдения одного лентяя", "Тише воды"), затем перешел к мужику, ставшему основным стержнем его мыслей, чувств и писаний".
Сочинения Г. И. Успенского полностью сохраняют свой интерес и в настоящее время. /Т. 2, 4/

Источник: Исторический справочник русского марксиста