УСЛОВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Найдено 1 определение
УСЛОВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
в широком смысле изначальное свойство искусства, проявляющееся в определенном отличии, несовпадении художественной картины мира, отдельных образов с объективной реальностью. Это понятие указывает на своего рода дистанцию (эстетическую, художественную) между действительностью и художественным произведением, осознание которой является неотъемлемым условием адекватного восприятия произведения. Термин «условность» укоренился в теории искусства поскольку художественное творчество осуществляется преимущественно в «формах жизни». Языковые, знаковые выразительные средства искусства, как правило, представляют собой ту или иную степень преобразования этих форм. Обычно выделяют три типа условности: условность, выражающую видовую специфику искусства, обусловленную свойствами его языкового материала: краски — в живописи, камень — в скульптуре, слово — в литературе, звук — в музыке и т. д., что предопределяет возможность каждого вида искусства в отображении различных сторон действительности и самовыражении художника — двухмерное и плоскостное изображение на холсте и экране, статичность в изобразительном искусстве, отсутствие «четвертой стены»в театре. Вместе с тем живопись обладает богатством цветового спектра, кинематограф высокой степенью динамичности изображения, литература, благодаря особой емкости словесного языка, вполне восполняет отсутствие чувственной наглядности. Такая условность называется «первичной» или «безусловной». Другой тип условности представляет собой канонизацию совокупности художественных характеристик, устойчивых приемов и выходит за рамки частичного приема, свободного художественного выбора. Такая условность может являть собой художественный стиль целой эпохи (готика, барокко, ампир), выражать эстетический идеал конкретного исторического времени; на нее оказывают сильное влияние этнонациональные особенности, культурные представления, обрядовые традиции народа, мифилогия. Древние греки наделяли своих богов фантастической силой и другими символами божества. На условности Средневековья сказалось религиозно-аскетическое отношение к действительности: искусство этой эпохи олицетворяло потусторонний, таинственный мир. Искусству классицизма предписывалось изображать действительность в единстве места, времени и действия. Третий тип условности — собственно художественный прием, зависящий от творческой воли автора. Проявления такой условности бесконечно разнообразны, отличаются ярко выраженной метафоричностью, экспрессивностью, ассоциативностью, нарочито открытом пересозданием «форм жизни» — отступлениями от традиционного языка искусства (в балете — переход на обычный шаг, в опере — к разговорной речи). В искусстве необязательно, чтобы формообразующие компоненты оставались для читателя или зрителя незаметными. Умело реализованный открытый художественный прием условности не нарушает процесса восприятия произведения, а напротив, часто его активизирует.
А. А. Оганов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
433.28 кб

Поэтика художественной условности в малой прозе 1920-х годов

Пономарева Елена Владимировна
Рассматриваются специфические механизмы создания художественной модели малых прозаических жанров на основе вариативного использования принципов условности.
Читать PDF
171.58 кб

Эволюция вторичной художественной условности в прозе М. А. Булгакова

Голубович Н. В.
Читать PDF
401.41 кб

Условность как общий художественный приём драматургии модернизма и авангарда

Страшкова Ольга Константиновна
Одним из показателей эстетической преемственности авангарда и модернизма является поэтика условности.
Читать PDF
124.22 кб

О художественной условности в раннем кубизме и современной немецкой драматургии

Городецкий Святослав Игоревич
В статье анализируется язык художественной условности ранних кубистских полотен Пабло Пикассо и Жоржа Брака, а также роль художественной условности в драматургии современного немецкого автора Роланда Шиммельпфеннига (р. 1967).
Читать PDF
16.55 мб

Знаковые коды художественной условности в философской фантастике Колина Уилсона

Исламова Алла Каримовна
В статье рассматривается цикл романов, отражающих самые значительные достижения автора в области философской фантастики и входящих в состав его книги итогов под названием «Мир пауков».
Читать PDF
62.02 кб

Условность киноизображения в документалистике: история формирования предпосылок художественности

Мыльников Денис Юрьевич
Читать PDF
402.70 кб

Условность как художественный прием в цикле И. Г. Эренбурга «Условные страдания завсегдатая кафе»

Федерякин Александр Юрьевич
Представлен краткий обзор малоисследованной части творческого наследия Ильи Эренбурга цикла новелл «Условные страдания завсегдатая кафе» в связи с феноменом условности, заявленным в заглавии.
Читать PDF
366.14 кб

Поэтика романов М. Флорина «Сад» и «Братцы-сестрицы» (к проблеме художественной условности в философ

Кобленкова Диана Викторовна
Рассматривается поэтика художественной условности двух философских романов современного шведского прозаика Магнуса Флорина
Читать PDF
424.55 кб

Мифологический тип художественной условности в романах Ч. Айтматова «Плаха» и В. Короткевича «Хрысто

Крикливец Елена Владимировна
Выявлены функции художественной условности мифологического типа и способы ее создания в романах Ч. Айтматова «Плаха» и В. Короткевича «Хрыстос прызямліўся ў Гародні».
Читать PDF
406.52 кб

Потенциал художественной условности в репрезентации эстетической реальности произведения (на примере

Перепелицына Наталья Викторовна
В статье рассматриваются отношения первичная / вторичная художественная условность в аспекте семиотической и рецептивной эстетики.