УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ
УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ
это компоненты внешних систем деятельности, которые включены в познавательную деятельность, обслуживающий персонал, транспортные средства, статистические работники, управленцы, производственные полигоны, специалисты по информатике, заказчики, финансовые органы и т.д. Они определяют, обрамляют, обеспечивают, используют познавательную деятельность, не будучи ни субъектами, ни объектами, ни средствами, ни результатами, ни средой данного познавательного процесса.
Источник: Философия науки и техники: словарь
УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ
один из компонентов (наряду с объектами познания и исследователями) исходного познавательного отношения в естествознании. На уровне наблюдений и эксперимента под условиями познания понимается фон исследуемых вещей и процессов (состояние атмосферы, вакуума, различные поля и т. п.), который опосредованно взаимодействует с объектами познания, а также средства исследования этих объектов — системы референций и измерительные инструменты и приборы, сконструированные исследователями на основе определенных предпосылок. На теоретическом уровне под условиями познания подразумевается «язык наблюдений», функционирующий в данной теоретической системе (теории, модели научной дисциплины), а также наличный научный фон и средства развертывания и интерпретации теорий. В условия познания включаются исходные знания, необходимые для построения теорий, наглядные образы и модели, проверенные опытом базисные тео фундаментальные теории (напр., классическая механика, специальная теория относительности и т. д.), эвристические принципы и другие средства регуляции научной деятельности, категории и фундаментальные понятия, известные к данному времени пути и средства формирования понятий и теорий и т. д. Следовательно, условия познания представляют собой опосредующее звено во взаимосвязи объекта познания и исследователя, ибо процесс познания определяется не только объектом познания, но также и наличными материальными и духовными средствами познания исследователя и всей предыдущей познавательной деятельностью человечества. Исследователь познает и преобразует природу с помощью наблюдательных, экспериментальных и теоретических средств в соответствии с потребностями общества. Он является носителем созидательных целей, решает определенные проблемы, вопросы и задачи, обладает «внутренним опытом» как осознанным синтезом всей предыдущей познавательной деятельности человеческого общества, способностью наблюдать, экспериментировать и теоретически обобщать данные наблюдений и эксперимента.
П. И. Дышлевый
П. И. Дышлевый
Источник: Новая философская энциклопедия
условия познания
УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ — обычно под условиями имеют в виду некоторую совокупность предметов, явлений, свойств и отношений, определяющих возможность реализации каких-то природных процессов или осуществления актов человеческой деятельности. Поскольку любые объекты и явления действительности существуют и проявляются лишь в сложной системе всевозможных связей и отношений, постольку их взаимное влияние позволяет рассматривать (в зависимости от конкретного ситуационного контекста) некоторое подмножество таких связей в качестве условий, обеспечивающих проявление др. Сочетание прямых и побочных воздействий задает границы возможностей, что влияет на оценку одних условий как «необходимых», а др. как «случайных». В практике научного исследования комплекс У п. включает в себя кроме природных компонентов (таких, напр., как возможность непосредственного контакта с изучаемым объектом или состояние окружающей среды, влияющее на характер проведения соответствующих познавательных процедур) созданные людьми технические средства (в частности, приборы), а также предварительные знания, имеющиеся у ученого. Поскольку исследовательская деятельность осуществляется на разных уровнях, постольку необходимо иметь в виду и такие виды У п., как целевая установка ученого, владение им специальным набором языковых средств, с помощью которых формируется дисциплинарное знание, нормы и критерии, регулирующие поведение исследователя в целом. Немаловажное значение имеет и так называемый «социокультурный фон», на котором разворачивается познавательный процесс. В современной методологии науки традиционное представление классического естествознания об абсолютной автономности познания, его независимости от др. форм культуры уже не является господствующим. А потому характер мировоззрения эпохи, всевозможные социальные потребности, как и само отношение общества к науке (на разных этапах оно может кардинально меняться, переходя от преклонения перед ней к ее почти полному отрицанию), — все это также определяет условия, в которых существуют и действуют ученые. Таким образом, У. п. являются формой непосредственной связи человека и тех фрагментов действительности, которые выступают в роли объекта исследования. См. Социальная обусловленность знания. С.С. Гусев