УРЕЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

УРЕЙ
Греч.) По-египетски Урхен, змей и священный символ.
Некоторые усматривают в нем кобру, тогда как другие утверждают,
что это аспид. Купер поясняет, что "аспид не есть урей, но гадюка
рогатая, или подвид виперы, т.е. двурогая випера. Это королевский
змей, носящий пшент ... найа хадже". Урей расположен "вокруг
диска Гора, и образует украшение головного убора Озириса, кроме
того он еще выступает над челом других божеств" (Бонвик).
Оккультизм поясняет, что урей есть символ посвящения, а также
сокровенной мудрости, чем всегда является змей. Все эти боги
являлись покровителями иерофантов и их наставниками.

Источник: Теософский словарь

УРЕЙ
от египет. «вставший на дыбы») — у древних египтян символ королевского величия, силы жизни и смерти, способности править и уничтожать врагов бога Ра. Урей был налобной змеей, носимой царем на диадеме, а со Среднего царства — на короне. Он имел вид поднявшейся кобры с раздутым воротником. Один египтолог пытался вывести эту эмблему из налобного локона, что носили древние ливийские племена. Другие рассматривают урея как символическое животное доисторического государства Буто, чья богиня Уто находилась в образе урея на темени царя. Урей — это символ царства, и поэтому его носят даже боги царей Гор и Сет. Защищающая от всех зол змея, извергающая огонь, называется еще огненным глазом бога солнца Ра. Урей ассоциируется с Египтом и египетской цивилизацией. Источ.: Опыт словаря символов [электронный вариант] ( http: //www.apress.ru ).

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

УРЕЙ
глаз-змея на лбу у Атума.
Атум создал бога ветра Шу и богиню Тефнут — женщину с головой свирепой львицы. Это была первая божественная пара на земле. Но вскоре случилось несчастье. Непроглядный мрак все еще окутывал Вселенную, и в темноте Хаоса Атум потерял своих детей. Сколько он ни звал их, сколько ни кричал, оглашая водную пустыню плачем и стенаниями, ответом ему было безмолвие. А это могло означать все, что угодно, даже самое худшее. Может быть, Шу и Тефнут заблудились в океане, а может, они погибли в бездне.
В полном отчаянии Атум вырвал свой Глаз и, обращаясь к нему, воскликнул:
— Глаз мой! Сделай то, что я тебе скажу. Иди в океан, разыщи моих детей Шу и Тефнут и верни их мне.
Глаз отправился в океан, а Атум уселся и стал дожидаться I его возвращения. Медленно тянулось время, дни проходили за днями, столетия за столетиями. Всюду был мрак, тишина, холод. Потеряв наконец всякую надежду вновь увидеть своих детей, Атум закричал:
— О горе! Что же делать мне? Мало того, что я навеки потерял своего сына Шу и свою дочь Тефнут, я, вдобавок, еще лишился Глаза.
И он создал новый Глаз и поместил его в свою пустую глазницу.
Но едва он это сделал, вдали послышался шум. Бог насторожился: что это могло значить? Не грозит ли ему какая-нибудь новая, неведомая опасность?.. Он встал с земли, повернул голову и внимательно прислушался.
Шум быстро нарастал. Вскоре уже можно было различить отдельные голоса. И бог узнал эти голоса — это были голоса! его детей! Верный Глаз после многолетних поисков все-таки I нашел их в океане и теперь торжественно вел к холму Бенбен. I Не в силах поверить в такое счастье, Атум заплакал от радости. Его слезы дождем хлынули на землю.
Едва Шу и Тефнут ступили на холм, бог бросился им навстречу, чтобы поскорей их обнять, как вдруг Глаз, весь пылая от ярости, подскочил к Атуму и гневно прохрипел:
— Что это значит?! Не по твоему ли слову я отправился в океан Нун и вернул тебе потерянных детей! Я сослужил тебе великую службу, а ты — и это благодарность! — ты тем временем создал себе новый Глаз и поместил его туда, где по праву должно находиться мне!
— Не гневайся, — сказал Атум. — Я помещу тебя на лоб, и ты оттуда будешь созерцать мир, который я создам, будешь любоваться его красотой.
Но оскорбленный глаз не желал слушать никаких оправданий. Стремясь во что бы то ни стало наказать бога за предательство, он превратился в ядовитую змею кобру. С угрожающим шипением кобра раздула шею и обнажила смертоносные зубы, нацеленные прямо в Атума. Однако бог спокойно взял змею в руки и поместил к себе на лоб. С тех пор глаз-змея украшает короны богов и фараонов. Называется эта змея урей. Урей зорко смотрит вдаль, и, если на пути бога встретятся враги, он уничтожает их, испепеляя своими лучами.

Источник: Словарь египетской мифологии.