Уолтер , Карл Фердинанд ВильгельмУОРД Лестер

УОРД Джеймс

Найдено 3 определения термина УОРД Джеймс

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

УОРД (Ward) Джеймс

род. 27 янв. 1843, Халл, Йоркшир - ум. 4 марта 1925, Кембридж) - англ, психолог; профессор с 1897. Рассматривал психологию только как теорию сознания. Особенно подчеркивал значение внимания как единственного вида психической деятельности. Реальный мир понимал как совокупность взаимодействующих "духов" - монад. Осн. произв.: "Naturalism and agnosticism" 2 v., 1899; "The realm of ends", 1911; "Psychological principles", 1918.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

УОРД Джеймс

27.1.1843, Халл, графство Йоркшир, - 4.3.1925, Кембридж), англ. психолог и философ-идеалист. Выступив с резкой критикой материализма, натурализма и атомизма как механистич. учений о мире, У. противопоставил этому теизм, «спиритуалистич. монизм». Реальный мир, по У. -совокупность взаимодействующих «духов», монад. По характеристике В. И. Ленина, У. «...ловит слабые места "стихийного" естественноисторичеекого материализма...» (ПСС, т. 18, с. 297), пытаясь использовать это для доказательства филос. несостоятельности материализма вообще. В психологии У. выступил против эволюционизма, психофизич. параллелизма и ассоцианизма.

Вслед за Джемсом он ввел представление об активном, избирательно воспринимающем психологич. субъекте, подчеркивая значение воли и внимания как гл. видов психич. деятельности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

УОРД Джеймс

Ward), (27 янв. 1843 – 4 марта 1925) – англ. философ-идеалист и психолог, проф. Кембриджского ун-та (1897–1925). В кн. "Натурализм и агностицизм" ("Naturalism and Agnosticism", v. 1–2, L., 1899) подверг критике естеств.-науч. материализм и позитивизм 19 в., рассматривая их как теории, основанные на механистич. концепции Вселенной, плоском эволюционизме и психофизическом параллелизме. У. противопоставляет им теизм, учение о качественных, несводимых к количественным, различиях между "царствами природы" и спиритуализм. Особые нападки вызывают со стороны У. понятие материи как центр. идеи материализма и атомизм. Борьба У. против естеств.-науч. материализма проанализирована в кн. В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (см. Соч., т. 14, с. 261–69), где У. характеризуется как "...прямой и открытый идеалист...", к-рый "...ловит слабые места "стихийного" естественно-исторического материализма, например, неуменье разъяснить соотношение относительной и абсолютной истины" (там же, с. 267). Собств. концепция У. изложена в его кн. "Царство целей: плюрализм и теизм" ("The realm of ends or Pluralism and Theism", N. Y.–Camb., 1911). У. требует заменить ориентацию философии на физику ориентацией ее на историю. Реальный мир У. понимает как совокупность взаимодействующих "духов"-монад (персонализм). Лишь по аналогии с историей, утверждает У., можно ввести в онтологию индивидуальность, цель и прогресс, к-рых не хватает нам в мире механизма. Подобно историку, к-рый не знает "ложного в своей основе" разделения на субъект и объект, философ, по У., должен рассматривать реальность как единство субъекта и его среды (см. "Mechanism and morals", в журн. "Hibbert Journal", 1906, v. 4). В психологии У. выступил против господствовавшего в англ. эмпирич. психологии 19 в. взгляда на психику как совокупность "впечатлений", т.е. психич. "атомов", объединяемых на основе ассоциаций. Вслед за Джемсом он вводит понятие активного, избирательно воспринимающего психологич. субъекта, к-рый обладает способностью осознавать представления, реагировать на них и чувствовать удовольствие и неудовольствие. Последние обусловливают распределение внимания субъекта относительно его "континуума опыта". Согласно У., главное в психологии – исследование образования сложной идеи из простых, восприятия из ощущений, мысли из восприятий (см. "Psychology applied to education", Camb., 1926, p. 22–23). Отвергая как монизм, так и психофизич. параллелизм, У. отличал понятие психологич. субъект от филос. понятия души, считая выяснение отношений между ними делом философии. Соч.: Psychological principles, Camb., 1918; A study of Kant, Camb., 1922; A theistic monadism, в сб.: Contemporary British philosophy, L.–N. Y., [1925]; Essays in philosophy, Camb., 1927. Лит.: Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии 19 и 20 вв., [М.], 1962, гл. 3, § 2; Xилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Cunningham G. W., The idealistic argument in recent British and American philosophy, N. Y.–L., [1933]; Murray A. H., The philosophy of J. Ward, Camb., 1937; British philosophy in the mid – century, L., [1957], p. 34–39. А. Богомолов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме УОРД Джеймс — 0

Найдено научныех статей по теме УОРД Джеймс — 0

Найдено книг по теме УОРД Джеймс — 0

Найдено презентаций по теме УОРД Джеймс — 0

Найдено рефератов по теме УОРД Джеймс — 0