УМОЗРЕНИЕ
УМОЗРЕНИЕ
тип философского мышления, характеризующийся абстрагированием от чувственного опыта. В истории философии выявились 2 типа умозрения: рационалистический (роль математики как образца умозрения в пифагореизме, платонизме, неоплатонизме) и интуитивистский (непосредственное созерцание идеи как эйдоса, т.е. некоего духовного образца). Умозрение – рассуждение, основанное на созерцании, размышлении, не основанное на опыте.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
УМОЗРЕНИЕ
тип филос. мышления, абстрагирующегося от чувственного опыта. По выражению Шеллинга, У. «конструирует» бытие, пытаясь вывести всю полноту мирового целого из исходных категорий. В истории философии можно выявить два вида У. — рационалистический (математика как образец У. в пифагореизме, платонизме, неоплатонизме) и интуитивистский (непосредственное созерцание идеи как эйдоса, т.е. некоей духовной сущности). См. также Спекуляция, Спекулятивное. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
УМОЗРЕНИЕ
спекулятивно ориентированное философское мышление, абстрагирующееся от чувственного опыта. Умозрение, по выражению Шеллинга, «конструирует» бытие, пытаясь вывести всю полноту мирового целого из исходных категорий. В истории идеализма выявились два типа умозрения — рационалистический и интуитивистский. В первом преобладает понятийная работа с абстракциями по типу математического мышления. Второй тип характеризуется стремлением к непосредственному, интуитивному «созерцанию» идеи как эйдоса, т. е. некоего духовного образа; он перерождался в мистику (напр., у Плотина, Я. Беме).
Источник: Новая философская энциклопедия
УМОЗРЕНИЕ
способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях, не связанных зачастую с научно установленными фактами наблюдения и эксперимента. Поэтому У. может приобретать ненаучный характер. Умозрительный характер носили первоначальные философские построения мн. древ-негреч. мыслителей, теории средневековых схоластов, натурфилософские теории философов 18—19 вв., в частности Шеллинга и Гегеля, а также нек-рых естествоиспытателей. С прогрессом научного знания умозрительные воззрения постепенно заменяются научными. Иногда У. трактуется как специфика философского познания.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Умозрение
1. Интуитивное усмотрение всеобщих характеристик бытия. 2. Дедуктивный вывод последующих всеобщих категорий из исходных категориальных посылок.
Весьма распространенное скептическое отношение к У. справедливо только в том случае, если У. претендует на познание абсолюта и генетических начал бытия (то, что с древности именовалось умопостигаемым), т.е. является метафизическим. Если же непринятие У. вызвано его «абстрактностью», то это просто свидетельствует о непонимании природы философского мышления. Оно по определению имеет дело с предельными абстракциями. «Монблан» частнонаучных фактов стимулирует У., но сам по себе ничего не может доказать на уровне всеобщего.
Весьма распространенное скептическое отношение к У. справедливо только в том случае, если У. претендует на познание абсолюта и генетических начал бытия (то, что с древности именовалось умопостигаемым), т.е. является метафизическим. Если же непринятие У. вызвано его «абстрактностью», то это просто свидетельствует о непонимании природы философского мышления. Оно по определению имеет дело с предельными абстракциями. «Монблан» частнонаучных фактов стимулирует У., но сам по себе ничего не может доказать на уровне всеобщего.
УМОЗРЕНИЕ
способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях, зачастую не связанных с научно установленными фактами наблюдения и эксперимента. Для областей, в которых эмпирические методы применить невозможно, умозрение является основным способом их исследования. Поэтому умозрение чаще связано с формами вненаучного знания и в частности с философией. Умозрительный характер носили первоначальные философские построения, теории средневековых схоластов, натурфилософия 17-18вв. С прогрессом научного знания умозрительные построения постепенно заменяются доказательными. Вненаучное умозрение характеризует специфику философского знания. Оно выступает как способ философской рефлексии (см.рефлексия) и саморефлексии, так как философия имеет дело с анализом мира идей, миром надчувственного, трансцендентного бытия.
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
УМОЗРЕНИЕ
идеалистически ориентированное филос. мышление, абстрагирующееся от чувств. опыта. У., по выражению Шеллинга, «конструирует» бытие, пытаясь вывести всю полноту мирового целого из исходных категорий. В истории идеализма выявились два типа У.- рационалистический и интуитивистский. В первом преобладает понятийная работа с абстракциями по типу математич. мышления (ср. роль математики как образца для У. в пифагореизме, платонизме, неоплатонизме), он связан с решением формально-логич. проблем и вопросов идеалистич. диалектики. Второй тин характеризуется стремлением к непосредственному, интуитивному «созерцанию» идеи как эйдоса, т. е. некоего духовного образа; он также играл известную роль в развитии диалектики (напр., у Плотина, Я. Беме), однако обычно перерождался в мистику. Будучи преобладающим методом филос. мышления в антич. философии и господствующим в ср.-век. схоластике, У. было отвергнуто Ф. Бэконом, для к-рого «наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 142), и всей материалистич. мыслью нового времени. См. Спекулятивное, Интуиция.
Источник: Советский философский словарь
Умозрение
(contemplatio, буквально — умственное созерцание), как бы такое умственное видение, которое не прибегает к подтверждению своих созерцаний опытом, потому что в опыте ничего вполне соответственного им быть не может. — Умозрение не то, что теория, и не то, что умственное или мысленное (математическое) созерцание. Теория не выступает из пределов однородного круга явлений и состоит в том, что для объяснения их ставит в основание какой-нибудь закон, добытый путем индукции хотя бы то от небольшого количества явлений и применяемый потом к целой определенной их сфере. Так, например, ньютонов закон тяготения, примененный к движению небесных тел, дал возможность происхождению целой теории или науки небесной механики. Теория — это как бы объяснение определенного круга явлений с определенной точки зрения. Умственное же математическое созерцание также имеет свою определенную сферу применения; но она иная в сравнении с теорией. Предмет его — формы пространства и времени или количественные законы и формы, в которых существует весь вещественный мир: ему свойственно с аподиктической точностью производить мысленно посредством своей символики такие измерения и вычисления, которые чувственному или эмпирическому измерению недоступны. Так, например, эмпирическим измерением трудно доказать, что квадрат гипотенузы равняется сумме квадратов двух катетов; но умственное созерцание доказывает их равенство умственным измерением и вычислением. Эмпирическое измерение диаметров земли или солнца и вообще невозможно; однако же астрономическая наука находит возможность определять их мысленными измерениями и вычислениями. Умственное созерцание есть как бы бесконечное продолжение измерений и вычислений, для которых эмпирия имеет только грубое начало; но оно ограничивается только формами пространства и времени. Умозрение же, по своей задаче или, по крайней мере, по своим усилиям, несравненно шире и выше. Мир явлений не представляет в их сцеплении ничего высшего и последнего ни со стороны причин, ни со стороны целей жизни. А между тем понятие причины и цели жизни свойственно сознательному в нас агенту; оно составляет его внутреннее требование. Удовлетворяя ему, мыслящее в нас начало, во-первых, ставит эту высшую причину и цель только умственно, и так как та и другая обнимает весь мир явлений, то, во-вторых, необходимо и в нем умственно указать присутствие такого строя, который бы действительно был хотя некоторым оправданием умозрительно поставленной причины и цели бытия. Подобное умственное созерцание гармонического отношения физического мира к нравственному и высшей причины и цели их гармонии и есть дело умозрения. Предмет его несходен ни с теорией, ни с умственным созерцанием; но за то же он не имеет такой определенной твердости. — История показывает, что направление умозрения непрерывно изменялось, даже не всегда было одинаково широко по своим притязаниям. Апогеем умозрения была первая четверть XIX века (Фихте, Шеллинг, Гегель), в настоящее время умозрение ограничивается только возвышением к созерцанию и объяснению гармонического отношения вещественного мира к нравственному и его высшего начала; но умственное построение космоса на основании одного, умственно же определяемого начала, считает невозможным.
умозрение
УМОЗРЕНИЕ — непосредственное, без обращения к опыту усмотрение необходимых и всеобщих истин. Процедуру У трактуют по аналогии с обычным зрением: так же, как я вижу своими глазами реальный треугольник, я вижу «очами разума» идеальный треугольник вообще, которого не только нет, но и не может быть в реальном пространстве-времени, но к которому, как считает Платон, как раз и относятся рассуждения геометра. Именно поэтому У по-латыни называют spekulatio (от глагола specto — смотреть). Кальками со «spekulatio» являются англ, «speculation» и нем. «Spekulation». «Спекуляциями» нередко называют умозрительные рассуждения и отечественные философы. Мысль о существовании У — второго, наряду с опытом, источника наших знаний — возникла, когда пришли к выводу, что необходимое и всеобщее знание, существование которого в нашем сознании сомнений не вызывало, невозможно получить опытным, индуктивным путем. Различили две неравноценные части этого знания: первичные, исходные истины и вторичные, производные следствия из этих истин. Именно поразительные возможности «саморазвертывания» этих первичных истин в сложнейшие априорные конструкции и породили интерес к вопросу об их происхождении, т.е. к вопросу о природе У (процедура выведения вторичных истин из первичных загадкой для первых философов не была). Мистики утверждали, что У — это экстатический процесс, не поддающийся рациональному описанию. Схоласты, отвергая мистическое решение проблемы, по существу не предлагали ничего взамен: утверждение, что исходные умозрительные истины врождены или конвенциальны, эквивалентно отказу отвечать на вопрос об их происхождении. Весь процесс У они сводили к дедукции вторичных необходимых и всеобщих истин из первичных. Таким образом, тождество подходов схоластов и мистиков состояло в отказе от надежды вывести исходные положения теоретического рассуждения из опыта. Тем самым они лишили себя возможности решить и обратную задачу — понять, как результаты У применяют на практике. А факт такого применения был очевидным. К этим двум трудностям добавилась и третья: всеобщее и необходимое знание, полученное умозрительным путем, на самом деле не является ни всеобщим, ни необходимым: ни один треугольник не обладает суммой внутренних углов, равной двум прямым, ни одно тело не движется равномерно и прямолинейно и т.д. Умозрительное знание является необходимым и всеобщим лишь по отношению к объектам, созданным им самим. Взгляд на умозрительное рассуждение как на бесполезную интеллектуальную игру сохранился до настоящего времени. У, спекуляция — это исторически первая, начальная стадия формирования теоретического мышления. Она характеризуется непониманием гносеологического механизма, порождающего исходные посылки теоретического рассуждения и, как следствие, неконтролируемым, стихийным процессом формирования этих посылок. Вторая, высшая стадия теоретического мышления связана с именем Галилея. Он использовал для получения исходных «умозрительных» положений теории эксперимент, основным элементом которого был прием, получивший название «галилеевская идеализация». Суть галилеевской идеализации видна из сопоставления аристотелевского и галилеевского ответов на вопрос: как будет двигаться тело, лишенное трения? Аристотель, рассуждая умозрительно, утверждает, что оно мгновенно приобретет бесконечно большую скорость. Это подтверждает мысль, что с помощью умозрения было высказано много гениальных идей, но немало было наговорено также и вздора. Галилей, в отличие от Аристотеля, не создает свой ответ на этот вопрос в акте умозрения, а выводит его из своих знаменитых экспериментов с катанием шаров. Чисто эмпирически он устанавливает, что, по мере уменьшения трения, шар катится все дальше и все равномернее. Он ставит вопрос, в котором заключена суть галилеевской идеализации: что произойдет, если трение исчезнет совсем? Конечно, это не произойдет никогда, но все-таки? Ответ известен как один из законов Ньютона: тело будет двигаться равномерно и прямолинейно. Так из результатов эксперимента, т.е. из эмпирического знания, с помощью галилеевской идеализации, которую называют еще предельным переходом, получено чистое теоретическое положение, не уступающее по всеобщности и необходимости лучшим образцам умозрительного, спекулятивного рассуждения. Кстати, именно за распространение процедуры идеализации на анализ социальных явлений К. Маркс получил титул «Галилея общественных наук». Чтобы решить обратную задачу — применить продукт идеализированного, теоретического рассуждения на практике, — достаточно учесть те искажающие и затемняющие факторы, от которых мы абстрагировались в акте предельного перехода. Поняв роль идеализации в формировании современной, т.е. научной, экспериментальной теории, нетрудно увидеть, что она выполняла ту же роль и на исторически первичном, умозрительном, ненаучном этапе формирования теоретического мышления. Разница лишь в том, что тогда идеализация применялась стихийно, неосознанно и потому не учитывалась при попытках теоретически ответить на вопрос: как проникают в наше сознание всеобщие и необходимые истины, если эмпирическое обобщение дать их не может? Г.Д. Левин