Умилостивление

Найдено 1 определение
Умилостивление
(Propitiation).
Жертвоприношение с целью избежать гнева Божьего. В НЗ это понятие передается словами hilaskomai (Евр 2:17), hilasterion (Рим 3:25) и hilasmos (1 Ин 2:2; 4:10), в ВЗ  прежде всего с помощью глагола kipper, к-ром у в Септ, обычно соответствует exilaskomai. Во внебиблейской литературе лексическая группа, к крой принадлежат указанные греч. слова, несомненно значит "избежать гнева". Однако недавно было выдвинуто предположение, что в Библии эти слова имеют другой смысл: Ч. Г. Додд утверждает, что в Септ, и НЗ они означают "искупление" (снятие греха), а не умилостивление (отведение от себя гнева Божьего). Додд считает, что выражение "гнев Божий" означает только причинноследственную связь: за грехом неотвратимо следует наказание.
Критика аргументов Додда содержится в работах таких авторов, как Николь и Моррис (см. библиографию). Додд, и другие авторы, разделяющие его взгляды, не уделяют достаточного внимания библейскому учению. Понятие "гнев Божий " занимает важное место в ВЗ, где это сочетание слов встречается 585 раз. Слова группы hilaskomai не просто означают прощение или снятие греха, а такое прощение и снятие греха, к-рое предполагает отведение гнева Божьего (напр., Плач 3:4243). Это не попытка подкупа, а обращение к небесам с последней надеждой, края по воле Божьей оказывается спасительной. Об искупительной жертве Бог говорит: "Я назначил ее вам " (Лев 17:11). Следует обратить внимание и на фразу из Пс 77:38: " многократно отвращал гнев Свой ".
Упоминается о гневе Божьем и в НЗ, хотя и не столь часто, как в ВЗ. Совершенный грех подлежит справедливому возмездию, и не в результате некоей безличной кары, а потому что против греха направлен гнев Божий(Рим 1:18,24,26, 28). Аргументация начальных стихов Рим сводится к тому, что все люди, евреи и язычники,  грешники и подпадают под гнев и суд Божий. Когда ап. Павел обращается к теме спасения, он рассматривает смерть Христа как hilastirion (Рим 3:25), как средство отвести гнев Божий. Любовь Отца проявляется в том, что Он "послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (1 Ин 4:10). Цель Христа состояла в том, "чтоб быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа" (Евр 2:17). Его умилостивление распространяется на все человечество.
В Библии постоянно повторяется мысль, что грех человека порождает гнев Божий. Избежать гнева можно только через искупительную жертву Христову. С этой точки зрения спасительную миссию Христа можно в полном смысле назвать умилостивлением.
L. Morris (пер. Ю.Т.) Библиография: С.Н. Dodd, The Bible and the Greeks; R. Nicole, WmTJ 17:11757; L. Morris, The Meaning of HILASTERION in Rom 111.25", NTS 2:3343, and The Apostolic Preaching of the Cross; H.G. Linket al"NIDNTT, III, 145 ff.
См. также: Искупление, Очищение; Гнев Божий.

Источник: Теологический энциклопедический словарь