Ультрадиспенсационализм

Найдено 1 определение
Ультрадиспенсационализм
(Ultradispensationalism). Диспенсационалисты проводят различия между Израилем и Церковью; их внимание сосредоточено на том историческом моменте, когда, согласно искупительному плану Божьему, одно управление миром сменилось другим. Диспенсационализм наиболее традиционного толка связывает зарождение Церкви с сошествием Св. Духа в Пятидесятницу (Деян 2). С позиций диспенсационализма Деян 2, две другие существующие точки зрения на момент зарождения Церкви оказываются крайними, т.е. "ультрадиспенсационалистскими": согласно диспенсационализму Деян 13, начало Церкви положила миссия ап. Павла к иудеям и язычникам (Деян 13:2); если же следовать диспенсационализму Деян 28, то Церковь зародилась в конце Павлова служения, когда он говорит о том, что Израиль отверг Царство Божье и спасение ниспослано язычникам (Деян 28:2628).
Диспенсационализм Деян 28 иногда называют "буллинджерианством", по имени главного поборника этой концепции У. Буллинджера (18371913). Позицию Буллинджера разделяют Ч. А. Уэлч, А.Э. Ноч, В.М. Железнов и О.Р.Селлерс. Анализ НЗ привел Буллинджера к выводу о трех диспенсациях, в то время как диспенсационализм Деян 2 говорит о двух (Израиль до Пятидесятницы и Церковь после Пятидесятницы). Первая диспенсация, по Буллинджеру, охватывает евангельский период, когда Христос предложил Царство только иудеям и вход в него осуществлялся через водное крещение. Вторая диспенсация охватывает переходный период, зафиксированный в Деян и ранних н.з. посланиях, когда апостолы предложили иудеям войти в "ЦерковьНевесту" через совершение двух крещений  водой и Духом. Третья диспенсация соответствует единству иудеев и язычников, к-рое достигается в теле Христовом, о чем ап. Павел пишет в своих посланиях из уз (Еф, Кол, Флп, 1 Тим, Тит и 2 Тим), и совершается только через крещение Св. Духом.
Буллинджер порой основывал свои выводы на дихотомичности слов, вовсе не относящихся к несопоставимым реалиям. Напр., он полагал, что таинства крещения и Вечери Господней имеют отношение только к плоти и поэтому не могут иметь место в теле Христовом  исключительно духовном. Буллинджер не понял, что внешний и внутренний человек могут сочетаться в единой личности,  именно поэтому внутреннее крещение Духом и внешнее водное крещение составляют единое крещение. Церковь, как показано во многих недавних работах, состоит из осязаемых телесных людей, зримо собирающихся вместе, чтобы служить единой личности, телесной и духовной. Христос говорит о крещении в Великом поручении, однако из этого не следует, что надо отказаться от крещения в сегодняшней Церкви.
К числу сторонников диспенсационализма Деян 13 относятся Дж. ОХер, С. Р. Стам иЧ.Ф. Бейкер  автор " Диспенсационалистской теологии", наиболее значительного труда на эту тему. Имя Бейкера ассоциируется с ГрейсБайблколледжем в ГрэндРэпидсе, крый готовит людей к служению в Братстве благодатного Евангелия и Всемирном благодатном свидетельстве.
Критикуя диспенсационализм Деян 13, Бейкер отмечает, что словами ап. Павла (Деян 28:28) не полагается начало тела Христова: их следует относить к прошедшему времени, когда Евангелие уже было послано язычникам. К-ром е того, Бейкер убедительно показывает цельность представленного в разных посланиях ап. Павла его учения о Церкви. В них Бейкер обнаруживает аргументы в пользу Вечери Господней (1 Кор 11), но не водного крещения. Переходный (как предполагает Бейкер) характер водного крещения для иудеев не был нормативным для язычников (1Кор 1:1317). Бейкер интерпретирует крещение в Рим 6:34 исключительно как крещение Духом, хотя, как сказано ранее, в нем скорее следует видеть и внутреннее крещение Духом, и внешнее водное крещение.
Ч. К. Райри, отстаивая диспенсационализм Деян 2, уточняет: вопрос в том, когда Бог создал Церковь, а не когда впервые поняли, что есть Церковь. В ответ Бейкер заметил: Бог предельно ясно сказал о совершенном Им ранее, а именно о том, что Он довел до конца исполнение всех пророчеств и даровал Царство Израилю (Деян 2:16; 3:24). Еще в Деян 11:16, пишет Бейкер, апостолы проповедовали только иудеям. Однако он не обратил внимания на Деян 3:25, где говорится, что через иудеев все народы обретут благословение. Подразумевают ли ранние главы Деян исключительно иудеев или же иудеи фигурируют только как начальная группа и предполагается, что потом к Церкви присоединятся самаритяне и язычники? Попытка Бейкера отделить пятидесятнические дары от крещения Духом не находит поддержки в общем контексте Деян. Церковь началась с того, что верующие в распятого и воскресшего Христа были крещены Духом в единое тело (Деян 2:38,41,44,47; ср. 1 Кор 12:13), к к-ром у Дух добавил самаритян (Деян 8:17) и язычников (Деян 10:28,3435,4548; 11:18).
Основной аргумент Бейкера против диспенсационализма Деян 2 состоит в том, что все события, происшедшие до ап. Павла, предсказаны пророками, но о теле Христовом до ап. Павла ничего сказано не было. Однако навязываемый Св. Писанию ход мысли "все или ничего" никак из самого Св. Писания не вытекает. Ап. Павел в наиболее полной мере понял, объяснил и принял тайну включения иудея и язычника в единое тело, но это не означает, что ап. Петр, Корнилий и Иерусалимская церковь не подозревали об этой истине (Деян 10:1038; 11:118). Разве не заложена ИисусомХристом единая основа Церкви, к созданию крой Он готовил своих учеников? P. JI. Соси показывает, что воздвигнутая Церковь  итог всей полноты служения Христова, пришедшего в первый раз на землю, и существует она благодаря Его неизменному присутствию и водительству. Одновременно он подчеркивает, что начало истинной исторической Церкви положено в Иерусалиме в день Пятидесятницы.
G.R. LEWis(nep. Ю.Т.) Библиография: Е. W. Bullinger, How to Enjoy the Bible; A. H. Freundt, Jr., Encyclopedia of Christianity, II, 21415; L.S. Chafer, "Bullingerism", BS 104:25758; C. F. Baker, A Dispensational Theology; C.C. Ryrie, Dispensationalism Today; J.B. Graber, Ultradispensationalism (Diss., Dallas Theological Seminary); R.L. Saucy, The Church in Gods Program.
См. также: Диспенсация, Диспенсационализм.

Источник: Теологический энциклопедический словарь