УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ
наука о познании. Различают: 1) Теорию познания как специальное исследование познания; она в свою очередь делится на критику познания, отправляющуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию (см. Кант. Критика чистого разума), и на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. 2) Метафизику познания, которая исследует сущность познания, исходя большей частью из возможности познания, заключенной в бытии познающего и познаваемого. В 19 и нач. 20 в. в учении о познании возникло множество направлений: эмпиризм, эмпириокритицизм, идеализм, иллюзионизм, конвенционализм, критицизм, феноменализм, позитивизм, прагматизм, реализм-, сенсуализм, скептицизм. В настоящее время учение о познании потеряло свою самостоятельность и свое значение. В философии Шелера оно выступает только как раздел учения об объективных сущностных взаимосвязях. У неотомистов, а также у Н. Гартмана и С. Александера оно включается в метафизику. Экзистенциализм пытается заменить отношения субъект - объект понятием бытия человека в мире.

Источник: Философский энциклопедический словарь

УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ
(Erkenntnislehre) — наука о познании. Различают теорию познания как специальное исследование познания; она в свою очередь делится на критику познания, отправляющуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию (см. Кант. Критика чистого разума), метафизику познания, которая исследует сущность познания, исходя большей частью из возможности познания, заключенной в бытии познающего и познаваемого. В XIX и начале XX в. в учении о познании возникло множество направлений: эмпиризм, эмпириокритицизм, идеализм, иллюзионизм, конвенционализм, критицизм, феноменализм, позитивизм, прагматизм, реализм, сенсуализм, скептицизм. В настоящее время учение о познании потеряло свою самостоятельность и свое значение. В философии Шелера оно выступает только как раздел учения об объективных сущностных взаимосвязях. У неотомистов, а также у Н. Гартмана и С. Александера оно включается в метафизику. Экзистенциализм пытается заменить отношения субъект — объект понятием бытия человека в мире. Основные проблемы учения о познании обсуждаются ныне в рамках теории науки (см. Науки теория) преимущественно в формально-логическом плане.
М. Schlick. Allg. Е., 1918; F. van Steenberghen. Epistémologie. Leuven, 1945, dt. 1950; B. Russell. Human Knowledge — its Scope and Limits. London, 1948; J. Piaget. Introduction à l'épistémologie génétique. Paris, 1950; A. Pap. Analyt. Erkenntnistheorie, 1955; E. Albrecht. Beiträge zur Erkenntnistheorie und das Verhälthnis von Sprache u. Denken, 1959; R. M. Chisholm. Theory of Knowledge. Englewood Cliffs N. J., 1966, 1977, dt. 1979; A. Wellmer. Methodologie als E., 1967; J. Piaget. Genetic Epistemology. New York, 1970, dt. 1973; G. Vollmer. Evolutionäre Erkenntnistheorie, 1975; G. Prauss. Einf. in die Erkenntnistheorie, 1980,1988; P. Bieri (Hg.). Analyt. Philos. der Erkenntnis, 1987; R. Riedl / F. M. Wuketits (Hgg.). Die evolutionäre Erkenntnistheorie, 1987; E.-M. Engels. Erkenntnis als Anpassung? Eine Studie zur evolutionären Erkenntnistheorie, 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
92.51 кб

Связь «Учитель – ученик» как система познания

Федотов Александр
Живая Этика о космическом принципе «Учитель-ученик» как универсальном способе передачи знаний. Влияние Архипа Ивановича Куинджи на нравственное и творческое развитие Н.К.Рериха. Уникальность учительских традиций в семье Рерихов.
Читать PDF
108.65 кб

Роль ожиданий ученых в процессе научного познания

Черноиваненко Юлия Олеговна
Представлено исследование роли ожиданий ученых в процессе научного познания. Ожидания обычно рассматриваются как угроза объективности исследования и его соответствия познавательным законам.
Читать PDF
390.78 кб

Проблема философского познания в учении Л. Шестова

Безвесельная Зоя Владимировна
Cтатья посвящена гносеологическим воззрениям выдающегося российского философа, представителя философии Серебряного века Л. И. Шестова (1866-1938).
Читать PDF
104.08 кб

Статус воображения в учении о познании Фомы Аквинского

Душин Олег Эрнестович
Светлой памяти Константина Андреевича Сергеева. Данная статья отражает материалы доклада, прочитанного в ноябре 2005 г.
Читать PDF
330.51 кб

Учение Карла Ясперса о трех уровнях бытия и познания человека

Бурханов А.Р.
Статья посвящена анализу учения о человеке выдающегося немецкого мыслителя Карла Ясперса.
Читать PDF
48.96 кб

Вопросы методологии познания в учении Живой Этики философии Космической Реальности

Святохина Галина Борисовна
Живая Этика как синтез познавательной деятельности человека: научное, метанаучное, художественное, религиозное, философское познание.
Читать PDF
165.58 кб

В. С. Соловьев и П. А. Флоренский: опыт познания Софии и учение о природе человека

Н. В. Подошвина
Читать PDF
133.34 кб

"разжигал страсть к познанию истории. . . ": борис Васильевич Скитский. Человек. Ученый. Педагог

Цориева Инга Тотразовна
В статье рассмотрены основные этапы жизни и деятельности Бориса Васильевича Скитского выдающегося ученого, педагога и общественного деятеля, 130-летие со дня рождения которого научная общественность отметила в 2014 г.
Читать PDF
111.16 кб

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ И ПР

Иванова Розалия Ивановна
Читать PDF
121.52 кб

К вопросу о рациональном познании Абсолюта в учении Николая Кузанского и в аналитической философии р

Никоненко Сергей Витальевич

Похожие термины: