УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 1 определение
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
деятельность человека (обучающегося) по развитию своего жизненного опыта: по учению, воспитанию, развитию психических процессов.
Выделяют следующие особенности учебной деятельности:
1. Учебная деятельность направлена на освоение других видов человеческой деятельности – практической, познавательной, ценностно-ориентировочной, эстетической и др., а также на овладение самой учебной деятельностью («учись учиться»).
2. В отличие от подавляющего большинства других видов человеческой деятельности – практической, научной, художественной и т.д., где деятельность направлена на получение
«внешнего» по отношению к субъекту результата – материального или духовного – учебная деятельность субъекта направлена
«на себя», на получение «внутреннего» для субъекта результата – освоения нового для обучающегося опыта в виде знаний, умений и навыков, развития способностей, ценностных отношений и т.д.
3. Учебная деятельность всегда инновационна. Поэтому она исключительно трудна для обучающихся. Даже в таких видах творческой деятельности как деятельность ученого, деятельность художника или артиста, деятельность педагога и т.д. всегда есть множество рутинных, повторяющихся компонентов, которые давно освоены и не требуют особых усилий для их воспроизведения. Деятельность же обучающегося постоянно, от часа к часу, изо дня в день направлена на освоение нового для обучающегося опыта.
4. Парадоксальность учебной деятельности заключается в том, что, хотя она постоянно инновационна, но цели ее чаще всего задаются извне – учебным планом, программой, учителем и т.д. Ведь, допустим, ученик должен изучить арифметику. Но, что это такое, он поймет только в конце, закончив этот учебный курс. Учащийся хочет получить полное среднее образование – но что это такое он поймет спустя 11 лет, получив аттестат зрелости. И так далее.
Исключение составляют, пожалуй, только взрослые обучающиеся, у которых учебная деятельность, как правило, осознанно направлена на решение конкретных проблем, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.
Точно также свобода выбора обучающегося в раннем возрасте ограничена и постепенно расширяется в процессе взросления.
5. Влияние на учебную деятельность возрастной сензитивности («чувствительности») – присущих определенному возрасту человека оптимальных периодов развития определенных психологических и физиологических свойств и качеств личности. Преждевременное или запаздывающее к периоду возрастной сензитивности обучение может быть недостаточно эффективным. Так, известно, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонетического слуха, а по прошествии этого периода чувственность падает. В возрасте 5-6 лет дети наиболее успешно овладевают иностранными языками. В возрасте 10-12 лет наиболее эффективно происходит сенсомоторное развитие – формирование точности зрительного и кинестетического анализа, развитие точности движений и т.д.
Кроме того, существенное влияние на учебную деятельность оказывают возрастные кризисы, определяемые границами стабильных возрастов: кризис новорожденного (до 1 месяца), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (1112 лет), юношеский кризис и т.д. вплоть до возрастных кризисов у взрослых.
6. В ходе онтогенеза обучающийся последовательно осваивает способы деятельности, свойственные типам организационной культуры, сформировавшимся в филогенезе в процессе общественно-исторического развития человечества: традиционной, ремесленной, профессиональной, проектнотехнологической.
7. В ранние исторические эпохи, при разных ведущих типах организационной культуры жили и живут принципиально разные обучающиеся: «дитя» ХIХ в. К.Д. Ушинского – это совсем другой ребенок, чем ребенок века ХХ и, уж тем более, века ХХI. Точно также изменялись и изменяются в ходе общественноисторического процесса системы принятых в обществе взглядов на учение, обучение и образование («образовательные парадигмы»), которые обусловливались, в частности, с одной стороны – ведущими типами организационной культуры в обществе, с другой стороны – степенью массовости образования, его постепенно расширяющейся доступностью для все более широких кругов населения: догматическое обучение в средние века сменилось классическим образованием для высших кругов общества, которое, в свою очередь, сменилось на реальное образование в связи с индустриализацией и т.д. Индивидуальная форма обучения для детей из высших слоев общества сменялась в связи с расширением массовости образования на индивидуальногрупповую, а затем – на классно-урочную и т.п.
В настоящее время мы находимся на стадии смены образовательной парадигмы индустриального общества на образовательную парадигму постиндустриального общества, что означает, в первую очередь, отказ от понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания. На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, как средство построения личной карьеры.
Литература: [66].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
58.00 кб

Мотивация учебной деятельности студентов

Синельникова Светлана Сергеевна
Потребностно-мотивационная сфера человека занимает центральное место в структуре еголичности. Являясь наиболее гибким элементом в структуре личности, она наиболее подверженаизменениям.
Читать PDF
123.05 кб

Психология мотивации учебной деятельности

Хайдаров Фазлиддин Икрамович
Читать PDF
173.82 кб

Проблема мотивации учебной деятельности студентов

Емалетдинов Б. М.
В статье с позиции деятельностного подхода рассматривается влияние различных факторов на мотивы учения студентов.
Читать PDF
175.23 кб

Мотивация учебной и производственной деятельности

Подгорный Н.А., Иванова Т.А.
В статье рассматривается проблема мотивации от-сутствие интереса учащихся к учебной деятельности. Показано, что успешность мотивации является решающим условием достижения успеха.
Читать PDF
397.88 кб

К вопросу о генезисе мотивации учебной деятельности

Карпова Елена Викторовна
Читать PDF
570.77 кб

Влияние стрессоустойчивости на учебную деятельность

Сивых Ирина Николаевна, Сивых Елена Ивановна
В статье рассматривается вопрос о влиянии стресса на учебный процесс. Как стрессоустойчивость отражается на успеваемости обучающихся.
Читать PDF
198.13 кб

Мотивация учебной деятельности курсантов и студентов

Бариляк И. А.
Читать PDF
260.57 кб

Проблема совместимости субъектов учебной деятельности

Балуева Ю. А.
Читать PDF
515.85 кб

Диагностика отношения студентов к учебной деятельности

Воронина О. А.
В статье рассмотрена проблема диагностики отношения студентов к учебной деятельности. Представлены результаты исследования отношения студентов к учебной деятельности с использованием авторской методики «Моя учеба в вузе».
Читать PDF
164.24 кб

Психологические аспекты учебной деятельности студентов

Лысенко Юрий Николаевич
В статье рассмотрены индивидуальные психологические особенности студентов, влияющие на эффективность учебной деятельности. Определены структурные компоненты, связанные с успешностью обучения.
Читать PDF
642.28 кб

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рысева Анастасия Сергеевна
Рассмотрение мотивов учебной деятельности школьников считают одной из самых актуальных педагогических проблем современности.
Читать PDF
525.30 кб

Учебная деятельность в годы Великой Отечественной войны

Приходько В. , Стахевич А. , Шашина Н.
Читать PDF
111.23 кб

Мотивация учебной деятельности и саморегуляция студента

Дворникова Татьяна Анатольевна
Статья посвящена изучению психологических факторов, влияющих на эффективность самоорганизации в учебной деятельности студентов.
Читать PDF
162.07 кб

ВКЛАД КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ В ПРОЦЕСС УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мишина Марина Михайловна, Равилова Марьям Ваизовна
Когнитивный стиль является одной из ключевых составляющих деятельности человека, которая отражает способ восприятия, переработки и оценки информации индивидом.
Читать PDF
185.30 кб

Личностные компоненты саморегуляции учебной деятельности

Зобков Александр Валерьевич
В статье, наряду с определением саморегуляции, приводится система личностных показателей, раскрывающая феномен саморегуляции.