Уайтфилд, ДжорджУАЙТХЕД Альфред Норт

УАЙТХЕД

Найдено 2 определения термина УАЙТХЕД

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

УАЙТХЕД (Альфред Норт)

англо-американский философ и математик (Рамсгит, Кент, 1861 — Кембридж, Массачусетс, 1947). Сначала занимался логическими и математическими исследованиями, собранными в «Универсальной алгебре» (1898) и «О математических понятиях материального мира» (1905), и написал совместно с Расселом «Principia Mathematica» (1910-1913). Его размышления о науке привели его к философии природы. В «Понятии природы» (1920) и «Процессе и реальности» (1929) он пытается примирить мир восприятия и мир науки. В конечном итоге он склоняется к виталистической философии, выраженной в «Modes of Thought» (1938), и к интеграции морали и религии («Religion in the Making», 1926).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

УАЙТХЕД

Whitehead), Алфред Норт (15 февр. 1861 – 30 дек. 1947) – математик, логик и философ, проф. математики в Кембридже и Лондоне (с 1914), проф. философии в Гарвардском ун-те США (с 1924). Совместно с Расселом У. – основатель логицистич. школы в философии математики (см. Логицизм), автор "Principia mathematica" (v. 1–3, Camb., 1910–13) – книги, к-рая в значит. степени определила последующее развитие математической логики. В собственно филос. воззрениях У. первоначально ярко выступает стремление к связи и согласованию философии с естеств.-науч. открытиями 19–20 вв. ("Понятие природы" – "The concept of nature", Camb., 1920; "Наука и современный мир" – "Science and the modern world", N. Y., 1926). Это характерно как для первого – неореалистического – периода его творчества (до сер. 20-х гг.), так и для второго, когда У. переходит к объективному идеализму, родственному платонизму. В первый период У. ищет решения осн. филос. вопроса путем преодоления т.н. удвоения природы, пытаясь представить природу как единство "событий" – "элементарных факторов чувственного опыта", и объектов – "непреходящих элементов в природе", устойчивой стороны преходящих, текучих событий. Такая картина мира позволяет, по мысли У., понять природу как "процесс" и совместить утверждение, что природа независима от мысли, с утверждением о тождественности природы и опыта. В "филос. космологии", относящейся ко 2-му периоду его творчества, осн. вопрос философии разрешается исходя из т.н. онтологич. принципа: все существующее должно являться частью опыта – индивидуального для конечных вещей, божественного для мира в целом (см. "Process and reality", ?. ?., 1960, p. 27–28). Мировой процесс понимается теперь как "опыт бога", в к-ром осуществляется переход "вечных объектов" из идеального мира ("изначальной природы бога") в физический ("производную природу бога"), обеспечивающий качеств. определенность "действит. событий". Последние суть "процессы опыта, каждый из которых представляет собой индивидуальный акт. Целостная вселенная – прогрессирующее соединение этих процессов" ("Adventures of ideas", N. Y., 1958, p. 199). Поскольку "событие" имеет временн?й характер и постоянно изменяется (развивается), оно органично. Поэтому понятие материи, по У., подлежит замене понятием организма: "наука... становится изучением организмов. Биология есть изучение более крупных организмов, тогда как физика – изучение меньших организмов" ("Science and the modern world", ?. ?., 1958, p. 105). Для социологич. взглядов У. характерно признание идей как движущих сил об-ва и абсолютизация роли личностей – людей науки, к-рые в коночном счете управляют миром. Соч.: An enquiry concerning the principles of natural knowledge, Camb., 1919; Symbolism, its meaning and effects, Camb., 1927; Religion in the making, Camb., 1926; Modes of thought, N. Y., 1938; Essays in science and philosophy, N. Y., 1947; Dialogues of A. N. Whitehead. As recorded by L. Price, L., 1954; Adventures of ideas, N. Y., 1959; в рус. пер. – Введение в математику, СПБ, 1915. Лит.: Френкел Г., Злоключения идей, пер. с англ., М., 1959; Богомолов А. С., Неореализм и спекулятивная философия. (А. Н. Уайтхед), в сб.: Совр. объективный идеализм, M., 1963; Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 9; Philosophy of ?. ?. Whitehead, ed. by P. Schilpp, Evanston, 1941; Lawrence N., Whitehead´s philosophical development, Berk.–Los Ang., 1956; Leclerc I., Whitehead´s metaphysics, L., 1958; Johnson A. H., Whitehead´s philosophy of civilization, Boston, 1958; его же, Whitehead´s theory of reality, ?. ?., 1962; Christian W. ?., An interpretation of Whitehead´s metaphysics, New Haven, 1959; Mays W., The philosophy of Whitehead, N. Y., 1962; Jordan M., New shapes of reality. Aspects of A. N. Whitehead´s philosophy, L., [1968] (библ.). Библ.: "Revue internationale de philosophie", Brux., 1961, ann?e 15, No 56–57. A. Богомолов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме УАЙТХЕД — 0

Найдено научныех статей по теме УАЙТХЕД — 0

Найдено книг по теме УАЙТХЕД — 0

Найдено презентаций по теме УАЙТХЕД — 0

Найдено рефератов по теме УАЙТХЕД — 0