УАЙТХЕД АЛЬФРЕД НОРТ
Источник: Атеистический словарь
англо-американский философ и математик (Рамсгит, Кент, 1861 — Кембридж, Массачусетс, 1947). Сначала занимался логическими и математическими исследованиями, собранными в «Универсальной алгебре» (1898) и «О математических понятиях материального мира» (1905), и написал совместно с Расселом «Principia Mathematica» (1910-1913). Его размышления о науке привели его к философии природы. В «Понятии природы» (1920) и «Процессе и реальности» (1929) он пытается примирить мир восприятия и мир науки. В конечном итоге он склоняется к виталистической философии, выраженной в «Modes of Thought» (1938), и к интеграции морали и религии («Religion in the Making», 1926).
Источник: Философский словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Эстетика: Словарь
Филос. эволюция У. происходила в рамках неореализма. В филос. воззрениях У. выступает стремление к связи и согласованию философии с естеств.-науч. открытиями 19-20 вв. В первый период своего творчества (до сер. 20-х гг.) У. ставит задачу преодоления т. н. удвоения природы, пытаясь представить природу как единство «событий» - «элементарных факторов чувственного опыта» и «объектов» - «непреходящих элементов в природе», устойчивой стороны преходящих, текучих событий. Такая картина мира позволяет, по мысли У., понять природу как «процесс» и совместить утверждение, что природа независима от мысли, с утверждением о тождественности природы и опыта. Второй период творчества У. связан с переходом его к объективному идеализму, родственному платонизму. У. исходит из онтологич. принципа: все существующее должно являться частью опыта - индивидуального для конечных вещей, божественного для мира в целом. Мировой процесс понимается как «опыт бога», в к-ром осуществляется переход «вечных объектов» из идеального мира в физический, обеспечивающий качеств. определенность «действит. событий» (к-рые есть процессы опыта, индивидуальные акты). Поскольку «событие» имеет временной характер и постоянно изменяется, оно органично. Поэтому понятие материи, по У., подлежит замене понятием организма: «наука... становится изучением организмов». Для социологич. взглядов У. характерно признание идей движущими силами общества и абсолютизация роли личностей, к-рые, по У., в конечном счете управляют миром.
Источник: Советский философский словарь
Р. А. Schilpp. The Philosophy of А. N. W., La Salle 1941; F. Cesselin. La philos, organique de W., Paris, 1950; A. H. Johnson. W. s Philosophy of Civilisation. Boston, 1958; M. Jordan. New Shapes of Reality — Aspects of A. N. W. s Philosophy. London, 1968; E. O. Laszlo. La métaphysique de W., Den Haag, 1970; R. M. Martin. W. s Catégorial Scheme and other Papers, 1974; L. Moser. Die Dimensionen des Dynamischen im Seinsbegriff — Eine Auswertung von W. s Wirklichkeitsverständnis, 1975; E. Wolf-Gazo (Hg.), W. — Eine Einf. in seine Kosmologie, 1980; R. L. Fetz. W. — Prozeßdenken und Substanz-Metaphysik, 1981; A. H. Johnson. W. and his Philosophy. Lanham, 1983; Belaif. Whiteheadian Ethics. Lanham, 1984; H. Holz, E. Wolf-Gazo (Hgg.). W. und der Prozeßbegriff, 1984; M. Code. Order and Organism. New York, 1985; V. Lowe. A. N. W., Baltimore, 1985; F. Rapp, R. Wiehl (Hgg.). W. s Metaphysik der Kreativität, 1986; H. Maßen. Gott, das Gute und das Böse bei A. N. W., 1988.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
(15 февр. 1861 – 30 дек. 1947) – математик, логик и философ, проф. математики в Кембридже и Лондоне (с 1914), проф. философии в Гарвардском ун-те США (с 1924). Совместно с Расселом У. – основатель логицистич. школы в философии математики (см. Логицизм), автор "Principia mathematica" (v. 1–3, Camb., 1910–13) – книги, к-рая в значит. степени определила последующее развитие математической логики. В собственно филос. воззрениях У. первоначально ярко выступает стремление к связи и согласованию философии с естеств.-науч. открытиями 19–20 вв. ("Понятие природы" – "The concept of nature", Camb., 1920; "Наука и современный мир" – "Science and the modern world", N. Y., 1926). Это характерно как для первого – неореалистического – периода его творчества (до сер. 20-х гг.), так и для второго, когда У. переходит к объективному идеализму, родственному платонизму. В первый период У. ищет решения осн. филос. вопроса путем преодоления т.н. удвоения природы, пытаясь представить природу как единство "событий" – "элементарных факторов чувственного опыта", и объектов – "непреходящих элементов в природе", устойчивой стороны преходящих, текучих событий. Такая картина мира позволяет, по мысли У., понять природу как "процесс" и совместить утверждение, что природа независима от мысли, с утверждением о тождественности природы и опыта. В "филос. космологии", относящейся ко 2-му периоду его творчества, осн. вопрос философии разрешается исходя из т.н. онтологич. принципа: все существующее должно являться частью опыта – индивидуального для конечных вещей, божественного для мира в целом (см. "Process and reality", ?. ?., 1960, p. 27–28). Мировой процесс понимается теперь как "опыт бога", в к-ром осуществляется переход "вечных объектов" из идеального мира ("изначальной природы бога") в физический ("производную природу бога"), обеспечивающий качеств. определенность "действит. событий". Последние суть "процессы опыта, каждый из которых представляет собой индивидуальный акт. Целостная вселенная – прогрессирующее соединение этих процессов" ("Adventures of ideas", N. Y., 1958, p. 199). Поскольку "событие" имеет временн?й характер и постоянно изменяется (развивается), оно органично. Поэтому понятие материи, по У., подлежит замене понятием организма: "наука... становится изучением организмов. Биология есть изучение более крупных организмов, тогда как физика – изучение меньших организмов" ("Science and the modern world", ?. ?., 1958, p. 105). Для социологич. взглядов У. характерно признание идей как движущих сил об-ва и абсолютизация роли личностей – людей науки, к-рые в коночном счете управляют миром. Соч.: An enquiry concerning the principles of natural knowledge, Camb., 1919; Symbolism, its meaning and effects, Camb., 1927; Religion in the making, Camb., 1926; Modes of thought, N. Y., 1938; Essays in science and philosophy, N. Y., 1947; Dialogues of A. N. Whitehead. As recorded by L. Price, L., 1954; Adventures of ideas, N. Y., 1959; в рус. пер. – Введение в математику, СПБ, 1915. Лит.: Френкел Г., Злоключения идей, пер. с англ., М., 1959; Богомолов А. С., Неореализм и спекулятивная философия. (А. Н. Уайтхед), в сб.: Совр. объективный идеализм, M., 1963; Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 9; Philosophy of ?. ?. Whitehead, ed. by P. Schilpp, Evanston, 1941; Lawrence N., Whitehead´s philosophical development, Berk.–Los Ang., 1956; Leclerc I., Whitehead´s metaphysics, L., 1958; Johnson A. H., Whitehead´s philosophy of civilization, Boston, 1958; его же, Whitehead´s theory of reality, ?. ?., 1962; Christian W. ?., An interpretation of Whitehead´s metaphysics, New Haven, 1959; Mays W., The philosophy of Whitehead, N. Y., 1962; Jordan M., New shapes of reality. Aspects of A. N. Whitehead´s philosophy, L., [1968] (библ.). Библ.: "Revue internationale de philosophie", Brux., 1961, ann?e 15, No 56–57. A. Богомолов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
В 10-20-е годы философские взгляды У. еще не выходят за пределы неореализма, но постепенно он приходит к выводу, что философия науки должна иметь онтологические основания, которые призвана установить "спекулятивная" (умозрительная) философия, или метафизика. Научное мышление, согласно У, своими корнями уходит в философию, а философия не имеет иного основания, кроме непосредственного чувства, которое ищет выражение в языке поэта или философа. Непосредственное чувство знакомит нас с абсолютно конкретной, подлинной реальностью, которую остается только принять и понять как данное. Отсюда "онтологический принцип" философии У., выражающий несводимость факта к понятию, действительности - к мыслимому бытию, всегда имеющему характер объекта.
Наиболее известной "метафизической" работой У. является кн. "ПРОЦЕСС И РЕАЛЬНОСТЬ" (Process and Reality, частичный рус. пер. в кн. Избранные работы по философии. М., 1990), написанная на основе курса лекций, прочитанных в Эдинбургском ун-те в 1927-28 годах. "Принцип процесса" устанавливает, что действительность есть становление. Место объекта в этом процессе указывает "принцип относительности": всякая объективность есть возможность для становления. Таким образом, становление есть превращение возможности в действительность. Природу этого превращения раскрывает "реформированный субъективистский принцип", согласно которому становление есть становление субъективного единства, вбирающего в себя объективную данность. Этот акт ассимиляции объективных данных и "стягивания" их в субъективное единство "опыта" У. обозначает специальным термином "прегензия" (prehension) - "схватывание". Иногда он пользуется в качестве синонима словом "чувство", которое может быть двух типов - "физическим" (если его объект представляет собой устойчивый элемент действительности) или "концептуальным" (когда оно направлено на "вечный объект" - на идеи в платоновском смысле). Таким образом, не только возможность превращается в действительность, но и действительность становится возможностью, объективной данностью для нового становления, как только завершит процесс самоформирования. В этом случае событие теряет свое субъективное единство и становится строительным материалом для нового "действительного существования", или "действительного происшествия". Такова доктрина "объективного бессмертия" У. Собственная жизнь "действительного происшествия" эфемерна - оно умирает сразу, как только возникает, но длительность обеспечивается преемственностью "вечных объектов", переходящих из одного субъективного единства в другие и создающих ту структурную определенность, которая нужна науке, чтобы та могла подступиться к реальности со своими инструментами математического анализа. Признание "вечных объектов" ставит перед "философией процесса" проблему, можно сказать, не разрешимую обычными средствами: согласно "онтологическому принципу", объекты не могут существовать сами по себе, они реальны только в некотором субъективном единстве, а какого рода может быть это субъективное единство, если имеются в виду именно "вечные объекты"? Отсюда и необходимость постулировать "уникальную действительную сущность" - Бога. Именно Бог есть та "действительная сущность", которая содержит в своем субъективном единстве все царство "вечных объектов" и стимулирует возникновение каждого нового "происшествия" как принцип имманентной целесообразности в самом начале процесса самоформирования этого происшествия. Субъективное единство не предшествует процессу, а завершает его, поэтому У. предпочитает говорить не о субъекте опыта, а о "суперъекте". Однако в таком случае требуется какой-то иной субъективный фактор, для того чтобы регулировать процесс в его начальной фазе. Эту функцию и выполняет Божество, которое является не единоличным творцом, а лишь соавтором происходящих в мире событий. "Действующей причиной" (У. использует аристотелевскую терминологию) возникновения события является изначально присущая мирозданию творческая энергия - "креативность" (creativity). Это чистое понятие деятельности, обусловленной, согласно У., объективным бессмертием мира, который не бывает тем же самым дважды, хотя всегда содержит устойчивый элемент "божественного упорядочивания". Философский синтез У. опирается на платоновско-аристотелевскую традицию в соединении с классическим брит. эмпиризмом (акцент на "опыте" и "чувстве" как атрибуте субъективности, что не согласуется с чистым платонизмом) и в то же время предлагает категориальную схему, обобщающую картину мира неклассической физики с ее понятиями относительности и квантовой природы процесса. Механицизму классической физики с ее представлениями о "простой локализации" объектов и подменой конкретности абстракциями абсолютного пространства и времени У. противопоставляет "органицизм", "клеточную теорию актуальности", сближающую понятия физики, биологии и психологии.
М.А. Киссель
Избранные работы по философии. М., 1990; An Enquiry concerning the Principles of Natural Knowledge. Cambridge, 1919; Modes ot Thought. N.Y., 1938; The Concept of Nature. Cambridge, 1955; Adventures of Ideas. N.Y., 1959; Process and Reality. N.Y., 1960.
Источник: Современная западная философия: словарь
Философский путь Уайтхеда принято делить на английский и американский. Живя в Англии, он занимался гл. о. математикой, логикой, физикой (Введение в математику СПб., 1915). Вместе со своим учеником Б. Расселом он подготовил «Principia Mathematica» (v. 1—3. Cambr., 1910—13)— пионерную работу по выведению фундаментальных понятий и принципов математики из формальной логики, послужившую толчком к развитию математической логики в 20 в. По окончании 1-й мировой войны Уайтхед обратился к новой для себя области — философии природы и разработке физической картины мира. В работах «Принципы познания природы» (An Enquiry Concerning the Principles of Natural Knowledge. Cambr, 1919) и «Понятие природы» (The Concept of Nature. Cambr., 1920) он в духе британской эмпирической традиции, не принимая каких-либо метафизических посылок, трактовал природу как совокупность явлений, наблюдаемых в чувственном опыте. Основным объектом его критики была «ошибка удвоения природы» на непосредственно данную в опыте (через цвета, звуки и т. д.) и каузальную, т. е. описываемую наукой с помощью абстрактных понятий («атомы», «движущиеся частицы» и др.). Истоки этой ошибки он видел в том, что в качестве первосущностей принимались пространство, состоящее из не имеющих измерения точек, время, состоящее из не имеющих длительности моментов, и материя, состоящая из точечных масс. Согласно Уайтхеду, естественная наука должна быть просто объяснением содержания опыта, а не спекуляцией об его каузальных источниках; абстрактные же объекты следует определять в терминах чувственных данных.
Философию Уайтхеда нередко рассматривают как реакцию на революцию в представлениях о физическом пространстве, вызванную теорией относительности Эйнштейна. В работе «Принцип относительности» (The Principle of Relativity. N. Y, 1922) он предложил рассматривать объект не как единичное и фиксированное событие, а как модификацию всех событий в потоке, в котором находится объект. Уайтхед сделал вывод, что ломка физических понятий в физике требует существенной ревизии философского языка и введения новых понятий. Приняв релятивистские выводы теории относительности, он не склонен был делать общерелятивистские выводы относительно природы знания. Вся его философия нацелена на то, чтобы доказать противоположное — наличие в опыте основания знания, прочной онтологической структуры мира и способности интеллекта к ее постижению.
Переезд в США (в 1924) был связан с усилившимся интересом Уайтхеда к метафизически-космологической проблематике. В 1920—30-х гг. в Кембридже утверждалась аналитическая философия с ее узкой проблематикой и расколом культуры на естественно-научную и гуманитарную, а в Гарвардском университете еще сохранялась атмосфера спекулятивного идеализма. Уайтаед замыслил создание философской системы, которая представляла бы собой синтез знания 20 в. и снимала традиционные противопоставления мира и знания, природы и общества, человека и мира, науки, философии и религии. Он обратился к изучению новых для себя областей — биологии, психологии, искусства, литературы, политических теорий, теологии и религии, результатом чего явились работы: «Религия в созидании» (Religion in the Making. N. Y, 1926), «Приключения идей» (Adventures of Ideas. N. Y, 1933), «Модусы мысли» (Modes of Thought. N. Y, 1938) и др. В книге «Наука и современный мир» (Science and Modem World. N. Y, 1925), свидетельствовавшей об отказе от физикалистского образа науки (к которому Уайтхед тяготел раньше), он писал: «Наука обрела новый аспект, не являющийся чисто физическим или биологическим. Она становится изучением организмов. Биология изучает большие организмы, в то время как физика исследует малые организмы» (р. 457). Под «организмом» понимался толкуемый в духе панпсихизма акт, в котором задействована и живая, и считающаяся «мертвой» материя, и субъективное, и объективное. Свою задачу он видел в выработке гибких схем, методов и понятий, максимально подходящих для выражения организмического характера всего сущего, единства физического и психического.
В 1929 Уайтхед публикует свой основной труд «Процесс и реальность. Очерк космологии» (Process and Reality. An Essay in Cosmology), в котором поставил задачу вместо «ньютоновских» — субстанциалистских и механистических — картин реальности нарисовать картину с процессуальными и качественными параметрами. Ее реализацию он мыслил с помощью спекулятивных методов и новых категорий «философии организма». Уайтхед принял основную посылку эмпиризма — исходную положенность опыта. Предметом исследования у него выступают не столько природные и исторические процессы развития, сколько многообразные и перекрещивающиеся векторы, в т. ч. чувства, цели, ценности, составляющие процессуальность и качественную специфику опыта. Для онтологического описания реальности он создал сложную категориальную систему. В ней реальность предстает в виде совокупности находящихся в процессе становления и «чувствующих событий», каждое из которых находится в континууме времени и самореализуется в сопряжении со Вселенной. Реальность монистична в том смысле, что в ней нет раскола на физическое и психическое, но в то же время плюралистична, ибо в каждом событии перекрещиваются разные векторы. С помощью категорий «актуальных событий» и идеальных «вечных объектов» Уайтхед объяснял новизну (эмердженции) и развитие как совмещение изменчивости с относительной устойчивостью, длительности с дискретностью, количественных изменений с качественными. Субъект-объектное отношение он понимал в духе неореализма и толковал истину как согласование видимости и действительности. Категориальная система онтологии, считал Уайтхед, может быть логически связанной только при условии принятия посылки о существовании во Вселенной сущности, «которая накладывает запрет на все отношения, помимо своих внутренних отношений». Отвергнув традиционное христианское представление о Боге, он в то же время ввел понятие Бога в космологическую метафизику как изначальную потенциальность новизны. Она актуализируется в творческом соучастии с миром. Бог выступает также главным гарантом рациональности и знания.
Уайтхед видел опасность в повороте современной цивилизации на путь выработки все более точного знания и использования аналитических методов. Он был не столько оппонентом жесткой научной рациональности, сколько адвокатом «восполняющей» рациональности, которую, по его мнению, дает спекулятивная философия с ее неточными методами. Прогресс в развитии цивилизации он ставил в зависимость от того, в какой мере, стремясь к точности (абстрактному знанию), люди руководствуются метафизической посылкой (что реальность не атомистична, а процессуальна), а также насколько их мышление способно подключаться к «приключению идей», преодолевать ортодоксии и оценивать проблемы настоящего в свете новых идеалов. В зависимости от принятия механистического и атомистического или органицистского и процессуального мировоззрения, считал он, не только наши представления об отношении науки, социального знания, религии и искусства будут существенно разными, но разными будут и социальные последствия.
Конечная этическая цель «философии организма» Уайтхеда — образовательная: помочь людям обрести осмысленность и цельность жизни. В книге «Цели образования и другие очерки» (The Aims of Education and Other Essays. N. Y, 1929), во многом перекликаясь с Дж. Дьюи, он проводил мысль, что образовательный процесс должен состоять не в усвоении устоявшихся истин, а в вовлечении учащихся в решение проблем, интенсификации воображения. Ценностный аспект образования является главным, и в этом отношении всякое образование религиозно: важнейшим умением учащихся является соотнесение ценностных суждений и с фактами, и с идеалом. К идее Бога как идеалу блага учащиеся должны подходить прежде всего через самотворчество: догматические религии, препятствующие их творческой реализации, — препятствие и в религии, и в образовании.
Философия Уайтхеда содержит немало новых идей, к которым до сих пор обращаются представители самых различных течений. Она способствовала утверждению в англо-американской мысли «процесс-философии». Идеи «бога-процесса», «бога-творца» получили дальнейшее развитие у ряда мыслителей (Дж. Уайлд, П. Вейс). В русле философии Уайтхеда работал его ученик Ч. Хартсхорн — создатель протестантского варианта неоклассической метафизики, а также представители процесс-теологии — Дж. Кобб, С. Огден, Д. Гриффин.
Соч.: Symbolism, its Meaning and Effect. N. У., 1927; The Function of Reason. Princeton, 1929; Nature and Life. Chi., 1934; Essays in Science and Philosophy. N. Y, 1947; Избр. работы по философии. M., 1990.
Лит.; Френкел Г. Злоключения идей. М., 1959; Богомолов А. С. Неореализм и спекулятивная философия (А. Н. Уайтхед).— В кн.: Современный объективный идеализм. М., 1963; Хилл Т. И. Современные теории познания. М., 1965, с. 258—278; Юдина Н. С. Проблема метафизики в американской философии XX века. М., 1978, с. 84—116; The Philosophy of Alfred North Whitehead, ed. by P. A. Schilpp. Evanston (111)—Chi., 1941; Bluth f. W. Whiteheads Theory ofKnowlege. Providence, 1941; Lowe V., Hartshorns С., Jonson A. H. Whilehead and the Modem World. Boston, 1950; Palter R. M. Whiteheads Philosophy of Science. Chi., 1960; Ledere I. The Relevance of Whitehead. L., 1961; DerequibusA. Ragione e natura nella Filosofia di Whitehead. Mil., 1972; Breuvart J.-M. Les directives de la symbolisation et les modeles des reference dans la philosophie dA. N. Whitehead. P., 1976; Love V. Alfred North Whitehead: The Man and his Work. Baltimore—L., 1985; Lachmann R. Ethik und Identitat: Der ethische Ansatz in der Prozessphilosophie A. N. Whitehead u. seine Bedeutung fur die gegenwartige Ethik. Freiburg— Munch., 1994.
H. С. Юлина
Источник: Новая философская энциклопедия
В.Л. Абушенко
Источник: Новейший философский словарь