У-ЦЗИН

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

У-ЦЗИН
классическое конфуцианское пятикнижие. Включает в себя “И-цзин” (Книга перемен), “Ши-цзин” (Книга песен), “Шу-цзин” (Книга истории), Ли-цзы” (Книга обрядов), “Чун-цю” (Книга весны и осени).  

Источник: Религиоведческий словарь

У ЦЗИН
1]. "Пять канонов", "Пятиканоние", "Пятикнижие". Появившееся в пер. правления У-ди (140 -87 до н.э.), императора дин. Зап. Хань (206 до н.э.- 8 н.э.), обозначение пяти конф. канонич. книг: "Ши [цзин]" ("[Канон] песен"), "Шу [цзин]" ("[Канон историч.] писаний"), "Ли [цзи]" ("[Записки о] правилах благопристойности"), "[Чжоу] и" ("[Чжоуские] перемены"), "Чунь цю" ("Весны и осени"). См. "Ши сань цзин".

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

У ЦЗИН
2]. "Военный канон". Сокр. от "У цзин ци шу"- "Семикнижие военного канона". Свод кит. классич. книг по теории военного искусства, окончательно определившийся в 11 в.: "Лю тао" ("Шесть планов"), "Сунь-цзы [бин фа]" ("Сунь-цзы [о военном искусстве]"), "У-цзы [бин фа]" ("У-цзы [о военном искусстве]"), "Сыма фа" ("Правила Сы-ма"), "Сань люэ" ("Три стратегии"), "Вэй Ляо-цзы", "Ли Вэй-гун вэнь дуй" ("Диалоги Ли Вэй-гуна"). Традиц. версия приписывает "Лю тао" чжоускому полководцу Тайгун Вану (Люй Шан, 12 в. до н.э.), "Сунь-цзы"- Сунь У (кон. 6 - 5 в. до н.э.), "У-цзы"- У Ци (4 в. до н.э.), "Сыма фа" - Сыма (Тянь) Жанцзюю (6 - нач. 5 в. до н.э.), "Вэй Ляо-цзы"- Вэй Ляо (4 в. до н.э.), "Сань люэ"- Хуан Ши-гуну (3 в. до н.э.); "Ли Вэй-гун вэнь дуй" считался записью диалогов императора Тай-цзуна (627 - 49) дин. Тан с его полководцем Ли Цзином (Вэйским гуном Ли). Однако фактически "Лю тао" составлен ок. 3 - 4 вв. н.э., "Сань люэ" в кон. 6 - нач. 7 в., а утраченный текст "Ли Вэй-гун вэнь дуй" восстановлен не ранее 9 в. н.э. Иерархию этих трактатов в кит. культурной традиции отражает их последовательность в издании "У. ц." под ред. Чжу Фу (11 в.): "Сунь-цзы", "У-цзы", "Сыма фа", "Вэй Ляо-цзы", "Ли Вэй-гун вэнь дуй", "Сань люэ", "Лю тао". **Конрад Н.И. Суиь-цзы. Трактат о военном искусстве. Пер. и исслед. М., 1950. С. 24 - 7. См. также лит-ру к ст. Бин цзя, Сунь У, У Ци.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

«У ЦЗИН»
Пять канонов», «Пятикнижие») — появившееся во 2—1 вв. до н. э. обозначение пяти книг, признанных каноническими для конфуцианства: «Ши и^ин» («Канон песен»), «Шу цзчн» («Канон писаний»), «Ли цш» («Записки о правилах] благопристойности»), «Чжауи» («Чжоуские перемены»), «Чунь цю» («Весны и осени»). «Ли цзи» в разных списках канонов могли заменяться на «Чжоули» («Чжоуские правила] благопристойности») либо на «И ли» («Образцовые церемонии и [правила] благопристойности», именовались также «Ли цзин» — «Канон благопристойности»). Название «цзин» (букв. — нить основы) обозначило основополагающую роль этих книг в упорядочении общества посредством перенесения на него совершенной космической структуры, которая воплощается в «письменности/культуре» (вэнь). Упорядочивающая роль канонического свода подчеркивалась его пятеричным составом, соответствущим основополагающей для китайской культуры пятеричной матрице (см. Усш). Каноны (кроме пятого) обычно именовались не полным названием, а первым иероглифом. Т. о. имя книги отождествлялось с той сферой общественно необходимого опыта, к которой она приобщала: ши — «стихи/песни» в единстве их эстетической и воспитательной функций; шу — «писания», гл. о. исторического и ритуально-дидактического характера; ли — «[этико-ритуальная] благопристойность», «ритуал»; и — космические «перемены», бесконечные трансформации вещей и явлений, спонтанные и закономерные одновременно. Название «Чунь цю» («Весны и осени») стало нарицательным обозначением летописи и подразумевало в т ч. непрерывную хроникальную фиксацию исторических событий, прежде всего дел государственной значимости, таким образом, чтобы она служила в назидание потомкам. Императорским указом в 136 до н. з. было введено звание боши («доктор», «главный эрудит»), которое присваивалось за знание канонов. «Пять канонов» легли в основу конфуцианской философии, системы образования, воспитания и государственных экзаменов в императорском Китае. См. лит. к ст. «Ши сань цзин», Цзин сюэ.
А. Г. Юркевич

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
298.61 кб

Философско-мировоззренческие установки даосизма в памятниках китайской культуры «Дао-дэ цзин» и «Чжу

Ван Цзянь
Рассматриваются мировоззренческие позиции даосизма, представленные Лао-цзы в «Дао-дэ-цзине» и Чжуан-цзы в «Чжуан-цзы», через категории всеобщность, первозданность и совершенствование.
Читать PDF
163.22 кб

«Тай сюань цзин» и двенадцать гексаграмм сяо си

Чибисов Тимофей Павлович
Статья предваряет исследование символов «И цзина» («Канона Перемен») и «Тай сюань цзина» («Канона Великой тайны» или «Канона Великого сокровенного»), а также связанных с ними календарных построений.
Читать PDF
507.60 кб

Слабость, мягкость и уступчивость в трактате Дао дэ цзин

Зиганьшин Ринат Махмутович
Статья посвящена таким даосским категориям как слабость, мягкость и уступчивость, которые являются главным средством достижения успеха в делах государственного управления, а также в военном и боевом искусстве.
Читать PDF
12.31 мб

Диалог как философская концепция в "Дао Дэ Цзин"

Корягина Татьяна Олеговна
Статья посвящена комплексному исследованию проблемы диалога как философской концепции восточной культуры на примере древнекитайского трактата Лао Цзы «Дао Дэ Цзин».

Похожие термины:

  • БАО ЦЗИН-ЯНЬ

    3 - 4 в. Даос, философ. Единств, источником, в к-ром он упоминается, является гл. 48 трактата Гэ Хуна (3 - 4 вв.) "Баопу-цзы", содержащая изложение учения Б.Ц. и развернутую критику его идей. Существует предпо
  • ЦИ ЦЗИН

    Семь канонов", "Семиканоние", "Семикнижие". 1. Обозначение комплекса канонич. книг конфуцианства, считавшихся в эпоху Хань (кон. 3 в. до н.э. - нач. 3 в. н.э.) выражением доктрины "правления [на основе] сынов
  • ДА ЦЗАН ЦЗИН

    Великое хранилище сутр" ("Великий буд. канон", "Кит. буд. канон", "Кит. трипитака"), или "И це цзин" ("Все сутры"). Кит. название собр. буд. канонич. текстов - "Трипитаки" (см. Буддизм ). В отличие от др. варианто
  • ЦЗИН ЦЗИ

    Гармонизация и вспомоществование". Фундамент, понятие традиц. кит. социально-политич. мысли. Первая составная часть бинома Ц.ц. - многозначный иероглиф цзин [1] в данном контексте подразумевает упор
  • ЦЗИН

    кит.) – «экстракт», «сущность» (букв, «очищенный рис») – 1. Жизненная субстанция, заключающаяся в каждом живом существе. 2. Общее название оборотней. По народным преданиям, цвет Ц. никогда не меняетс
  • ЛЮ Цзу Тань Цзин

    Сутра помоста шестого патриарха". Известна также под назв. "Сутра Хуэйнэна" ("Хуэйнэн цзин"). Один из осн. канонич. текстов буд. Чань школы, излагающий центр. положения философско-психологич. учения юж
  • ДАО-ДЕ-ЦЗИН

    каноническая книга о Дао и Дэ) – основополагающий трактат философии даосизма, автором которого считается Лао-цзы.  
  • ФА-ХУАН-ЦЗИН

    Кит.) Китайский труд по Космогонии.
  • И-ЦЗИН

    Кит.) Древнекитайский труд, писавшийся поколениями мудрецов.
  • СЯО ЦЗИН

    Канон сыновней почтительности») — памятник китайской философской мысли, один из канонических текстов конфуцианства. См. ст. Сяо ти.
  • ЦЗЮ ЦЗИН

    Девять канонов", "Девятиканоние", "Девятикнижие". 1. Набор канонич. книг конфуцианства, в эпоху Тан (7 - нач. 10 в.) входивший в программу гос. экзаменов на ученые степени, к-рые давали право на занятие чин
  • ХУАН-ДИ НЭЙ ЦЗИН

    Канон Желтого императора о внутреннем", или "Нэй цзин" ("Канон о внутреннем"). Древнейший кит. теоретич. трактат по медицине (3 - 2 или 2 - 1 вв. до н.э.). Впервые упоминается в библиографии, разд. "Хань шу" (1 в
  • ШИ ЭР ЦЗИН

    Двенадцать канонов", "Двенадцатиканоние", "Двенадцатикнижие". 1. Термин из гл. "Тянь дао" ("Небесное дао") протодаос. Памятника "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.). Лу Дэмин (6 - нач. 7 в.) предполагал у него три значе
  • ЦЗИН ФАН

    1. Каноновед-ицзинист (см. "Чжоу и") 1 в. до н.э. Апологет учения Лянцю Хэ. Учился у Ян Хэ. Был советником 1-го (да дафу) и 2-го (чжун дафу) рангов, наместником (тайшоу) окр. Цицюнь. Учение самого Ц.Ф. распростр
  • ИНЬ ФУ ЦЗИН

    Хуан-ди инь фу цзин» — «Канон тайного амулета Хуан-ди», или «Книга о единении сокрытого, написанная] Хуан-ди») — входящее в даосский канон во многих версиях (не менее 20) произведение, которое считаю
  • ШАНЬ ХАЙ ЦЗИН

    Канон гор и морей", "Каталог гор и морей". Анонимный памятник предположительно кон. 3 - нач. 2 в. до н.э. Традиционно считается произв., объединяющим разновременные пласты как положительных знаний - по о
  • ДУН-ЦЗИН

    кит. движение—покой) — одна из основных категориальных оппозиций по модели чнь ян в китайской философии. В «Дао дэ цзине» «движением (подвижностью, действием—лун) дао» объявлена «возвратность» (
  • ЛЮ ЦЗИН

    Шесть канонов", "Шестиканоние", "Шестикнижие". Обозначение шести канонич. памятников конфуцианства: "Ши [цзин]" ("(Канон] песен"), "Шу [цзин]" ("[Канон историч.] писаний"), "Ли [цзи]" ("[Записки о] правилах благо
  • ТАЙ ПИН ЦЗИН

    Канон Великого равновесия») — один из ранних даосских текстов. Время составления и авторство неизвестны. Считается, что существовало по крайней мере три версии «Тай пин цзина», самая ранняя из кот
  • ШИ САНЬ ЦЗИН

    Тринадцатиканоние») — собрание авторитетнейших памятников древнекитайской мысли (кон. 2-го— кон. 1-го тысячелетия до н. э.), канонизированных конфуцианством и являвшихся в Китае вплоть до нач. 20 в. о