ТРИШАРАНА

Найдено 1 определение
ТРИШАРАНА
Санскр.) То же, что "Триратна", и принято как
Северной, так и Южной Церквями Буддизма. После смерти Будды это
было принято соборами в качестве чистого formula fidei,
предписывающего "прибегать к Будде", "прибегать к Дхарме",
"прибегать к Сангхе", или его Церкви, в том смысле как это теперь
толкуется, но не в том, как "Свет Азии" желал бы преподать эту
формулу. О Трикае м-р Э.Дж. Эйтель в своей "Handbook of Chinese
Buddhism" говорит, что это "деление на три части преподавалось,
имея в виду природу всех Будд. Бодхи является характерной чертой
Будды" - различие делалось между "сущностным Бодхи" как атрибутом
Дхармакая, т.е. "сущностного тела"; "отраженным Бодхи" как
атрибутом Самбхогакая; и "практическим Бодхи" как атрибутом
Нирманакая. Будда, сочетая в себе эти три состояния
существования, якобы, жил в одно и то же время в трех различных
сферах. Это показывает насколько ужасно неправильно понято чисто
пантеистическое и философское учение. Не останавливаясь на том,
чтобы спросить, как одеяние Дхармакая может обладать хоть
каким-либо "атрибутом" в Нирване, которая явлена, как в
философском Брахманизме, так и в Буддизме, абсолютно лишенной
какого бы то ни было атрибута, постижимого для человеческой
конечной мысли - будет достаточным указать на следующее: - (1)
"Будды Сострадания" предпочитают одеяние Нирманакая одеянию
состояния Дхармакая, но именно потому, что последнее прекращает
для того, кто достиг его, всякое общение или связь с конечным,
т.е. с человечеством; (2) это не Будда (Готама, смертный человек,
или какой-либо другой личностный Будда), кто вездесуще живет в
"трех различных сферах, в одно и то же время", но Бодхи,
универсальный и абстрактный принцип божественной мудрости,
который в философии символизирован Ади-Буддой. Вездесущ именно
последний, ибо это всемирная сущность или принцип. Именно Бодхи,
или дух состояния Будды, растворившись в своей предвечной
однородной сущности и погрузившись в нее, как Брама (вселенная)
погружается в Парабрахм, Абсолютность, - подразумевается под
названием "сущностный Бодхи". Ибо Нирвани, или Дхиани Будда,
должен рассматриваться - прибывая в Арупадхату, бесформенном
состоянии, и в Дхармакая - как сам этот "сущностный Бодхи". В
"отраженном Бодхи" в Рупадхату, или мире субъективных "форм",
живут Дхиани-Бодхисаттвы, предвечные лучи всемирного Бодхи; а
Нирманакаи (множественное число), прекратив свои жизни
"практических Бодхи", - в "озаренных" формах, или формах Будд,
добровольно остаются в Камадхату (мире желаний), либо в
объективных формах на земле, либо в субъективных состояниях в ее
сфере (второй Буддакшетре). Это они делают для того, чтобы
наблюдать, охранять и помогать человечеству. Таким образом,
имеется ввиду не один Будда, также и не отдельный аватар
коллективных Дхиани Будд, но, поистине, Ади-Бодхи - первый Логос,
предвечный луч которого есть Махабуддхи, Всемирная Душа, Алайа, -
пламя которого вездесуще и влияние которого в каждой из этих трех
форм существования распространяется на свою особую сферу, ибо,
еще раз повторим, это есть само Вселенское Бытие, или отражение
Абсолюта. Поэтому, если философичным является говорить о Бодхи,
который "как Дхиани Будда правит в сфере духовной" (четвертой
Буддакшетре, или области Будды); и о Дхиани Бодхисаттвах,
"правящих в третьей Буддакшетре", или сфере мыслеосновы; и даже о
Мануши Буддах, которые как Нирманакаи пребывают во второй
Буддакшетре, - то относить "идею о единстве в троице" к трем
личностям - в высшей степени нефилософично.

Источник: Теософский словарь