ТРИКАЙЯТРИЛАКШАНА

ТРИКАЯ

Найдено 2 определения термина ТРИКАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ТРИКАЯ

санскр.) — 3 тела или 3 способа бытия Будды. В хинаяне их обозначают терминами: 1) рупакая—видимое всем физическое тело, состоящее из 4 элементов; 2) нирманакая — «приобретенное (или феноменальное) тело», к-рое Будда мог принимать по своему желанию с помощью йогической силы, чтобы появляться перед своими адептами. 2 эти «тела» не считались реальными буддами, реальным Буддой называли 3) дхармакая — «тело закона», или «космическое тело» Будды, к-рое хинаянисты понимали как сумму всех присущих Просветленному качеств. В махаяне концепция «трех тел» получает дальнейшую разработку, благодаря к-рой она была включена в учение о процессе спасения и заняла более важное место в будд.учении. В махаяне «тела» Будды обозначаются терминами: 1) нирманакая, 2) самбхогакая — «тело блаженства (или наслаждения)»; 3) дхармакая — «тело закона». Последователи «Большой колесницы» учили, что нирманакая - это Будда-человек (напр., Гаутама), в образе к-рого «тело блаженства» проявляется в эмпирич. мире, когда Будда решает спасти мир. Нек-рые школы определяют нирманакая как иллюзорное явление вечной реальности. Будд. мифология говорит о существовании множества будд, т. к. Будда якобы неоднократно воплощался на земле в разных странах, где исповедуется буддизм. Чтобы как-то объяснить эту множественность, мадхьямиками было изобретено понятие «свабхавикакая» — «сущностное тело» Будды, за к-рым скрывается совокупность всех присущих Будде качеств. Смысл понятия «свабхавикакая» во многом смыкается со смыслом понятия «дхармакая»; в нек-рых текстах между ними прямо ставится знак равенства. Самбхогакая в махаяне — это Будда-бог, отражение «космического тела» в мире форм. В этой ипостаси Будда являет свое великолепие бодхисаттвам, толкует им непонятные доктрины, но сам он еще подчинен закону причинности или иллюзии. Дхармакая также получает в махаяне более филос. звучание, ибо понимается как универсум, персонификация истины, вечный закон, нирвана и подлинно реальный Будда, осознающий свою идентичность с Абсолютом и единство со всеми существами. Этот способ бытия Будды лежит уже за пределами иллюзии. Н. А. Канаева

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ТРИКАЯ

Санскр.) Букв., три тела или формы. Это исключительно

сложное учение, которое, все же, когда понято, объясняет тайну

всякой триады или троицы, и служит подлинным ключом к каждому

троякому метафизическому символу. В самой простой и понятной

форме это можно найти в человеческом Существе в его тройном

делении на дух, душу и тело, и во вселенной, рассматриваемой

пантеистически, как единство, составленное из Божественного,

чисто духовного Принципа, Божественных Существ - его

непосредственных лучей, и Человечества. Начало этого можно найти

в учениях доисторической Религии Мудрости, или Эзотерической

Философии. Величественный Пантеистический идеал, который из

неизвестной и непознаваемой Сущности превращается сначала в

субъективную, затем в объективную материю, находятся в основе

всех этих триад и троиц. Так, в философском Севеном Буддизме мы

находим: (1) Ади-Будду (или Предвечный Вселенский Разум); (2)

Дхиани-Будд (или Бодхисаттв); (3) Мануши (Человеческих) Будд. У

европейцев мы находим то же самое: Бога, Ангелов и Человечество,

теологически символизированное Богом-Человеком. Тримурти

Брахманизма, а также и тройное тело Шивы в Шиваизме - оба

рассматривались на той же основе, если даже и не полностью

совпадали с Эзотерическими учениями. Поэтому, нечего удивляться,

если оказывается, что эта концепция о тройном теле - или одеяниях

Нирманакая, Самбхогакая и Дхармакая, самая величественная

доктрина Эзотерической Философии - принята в более или менее

извращенном виде почти каждой религиозной сектой, и совершенно

неправильно истолкована востоковедами. Так, в своем общем смысле,

тройное тело символизирует статую Будды, его учения и его ступы;

в жреческих концепциях это относится к буддийскому обету веры,

называемому Триратна, что есть формула "прибегаю к Будде, Дхарме

и Сангхе". Народное воображение наделяет Будду вездесущностью,

ставя его, тем самым, на одну полку с антропоморфическим богом, и

понижая его до уровня родового божества; и, вследствие этого,

впадает в явные противоречия, как в Тибете и Китае. Так,

экзотерическая доктрина, похоже, учит, что, находясь в своем теле

Нирманакая (которое прошло через 100 000 коти преображений на

земле), он, Будда, в то же время есть Лочана (небесный

Дхиани-Бодхисаттва), в своем Самбхогакая "одеянии абсолютного

совершенства", и в Дхиане, или состоянии, которое должно отрезать

его от мира и всего связанного с ним; и, наконец, и в заключении,

он, будучи Нирманакая и Самбхогакая, кроме того еще и Дхармакая

"абсолютной чистоты", Вайрочана или Дхиани-Будда в полной

Нирване! (См. Эйтель, "Sanskrit-Chinese Dictionary".) Это -

мешанина непримиримых противоречий, которая миссионерами и

некоторыми востоковедами выдается за философские догмы Северного

Буддизма. И если это не уменьшенное искажение философии,

внушающей страх этим сторонникам религии, основанной на

неразрешимых противоречиях и охраняемых "тайнах", то тогда это

плод невежества. Так как Трайлокья, Трикая и Триратна суть

три аспекта одних и тех же концепций, и должны быть, так сказать,

слиты в одном, то этот вопрос дольше объясняется под каждым из

этих терминов. (См. в этом отношении также термин "Тришарана".)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теософский словарь.Перевод с английского А.П. Хейдок. (репринт 1988 г.)

Найдено схем по теме ТРИКАЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ТРИКАЯ — 0

Найдено книг по теме ТРИКАЯ — 0

Найдено презентаций по теме ТРИКАЯ — 0

Найдено рефератов по теме ТРИКАЯ — 0